В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-1934/2017
Строка 016а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2017 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Ясинской И.И.,
судей Меремьянина Р.В., Кобзевой И.В.,
при секретаре Деревянкине В.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ясинской И.И.
административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным постановления,
по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа город Воронеж по доверенности ФИО4
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ,
(судья районного суда Сахарова Е.А.)
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации городского округа город Воронеж, указывая в обоснование своих требований, что она является собственником 1/10 доли домовладения № по <адрес>. Постановлением администрации городского округа город Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО2, ФИО3 разрешения на условно разрешенный вид использования «гостиница» земельного участка площадью 587 кв.м., по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, были нарушены её права на благоприятную среду проживания и на пользование земельным участком и домовладением, поскольку при принятии постановления не было учтено мнение жителей улицы.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа г. Воронеж по доверенности ФИО4 просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО5 допущенный к участию в деле по устному ходатайству административного истца, возражали против удовлетворения жалобы, считают решение районного суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о слушании дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 ГрК РФ).
Частью 6 указанной статьи закреплено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения (ч. 7 ст. 37 ГрК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч. 2 указанной статьи).
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия (ч. 3 указанной статьи).
В силу части 6 указанной статьи, заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8 ст. 39 ГрК РФ).
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (ч. 9 ст. 39 ГрК РФ).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся утверждение правил землепользования и застройки поселений.
В статье 2 ГрК РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах, в том числе, участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Согласно пункту 12 статьи 39 и пункту 7 статьи 40 ГрК РФ соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими или юридическими лицами в судебном порядке.
В силу ч. 2 ст. 11. Устава городского округа город Воронеж принятого Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-I население городского округа участвует в осуществлении местного самоуправления, в том числе, посредством правотворческой инициативы граждан; территориального общественного самоуправления; публичных слушаний.
В статье 24 Устава городского округа город Воронеж принятого Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-I закреплено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей городского округа городской Думой, главой городского округа могут проводиться публичные слушания.
На публичные слушания должны выноситься, в том числе вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки (п. 3 ч. 3 ст. 24 Устава).
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утверждаемым городской Думой (ч. 4 ст. 24 Устава).
Итоги обсуждения и принятое по их результатам решение публикуется в средствах массовой информации городского округа (ч. 5 ст. 24 Устава).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 3 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе условно разрешенные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты капитального строительства, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу перечисления этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии получения разрешения в порядке, определенном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами и при условии обязательного соблюдения требований технических регламентов.
Публичные слушания проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, информирования общественности и обеспечения права участия граждан в принятии решений по землепользованию и застройке (ч. 1 ст.12 Правил).
Публичные слушания проводятся, в том числе по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (ч. 2 ст.12 Правил).
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения принимается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами (статья 10).
В силу ч. 1 ст. 10 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II физическое или юридическое лицо, заинтересованное в получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в Комиссию. Заявление о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования может подаваться: - при подготовке документации по планировке территории; - при планировании строительства (реконструкции) капитальных зданий и сооружений; - при планировании изменения вида использования земельных участков, объектов капитального строительства в процессе их использования.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия (ч. 3 вышеуказанной статьи).
На основании результатов публичных слушаний Комиссия подготавливает и направляет главе городского округа заключение с рекомендациями о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (ч. 4 вышеуказанной статьи).
Решение о предоставлении на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого использования принимается главой городского округа город Воронеж. Разрешение на условно разрешенный вид использования может быть предоставлено с условиями, которые определяют пределы его реализации во избежание ущерба соседним землепользователям и с целью недопущения существенного снижения стоимости соседних объектов недвижимости (ч. 5 вышеуказанной статьи).
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 1 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город Воронеж утвержденного решением Воронежской городской Думы от 26.10.2005 № 170-II публичные слушания являются формой участия населения в осуществлении местного самоуправления. Публичные слушания организуются и проводятся с целью выявления мнения населения по существу выносимых на публичные слушания вопросов и проектов нормативных правовых актов. Публичные слушания имеют своей целью изучение общественного мнения, обобщение и изучение предложений населения городского округа город Воронеж.
Основным принципом организации и проведения публичных слушаний является учет мнения населения городского округа город Воронеж. Каждый житель городского округа город Воронеж вправе высказывать свое мнение по обсуждаемому вопросу, представлять материалы для обоснования своего мнения, представлять письменные предложения и замечания для включения их в протокол публичных слушаний. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер (ч.ч. 1 и 5 ст. 2 вышеуказанного Положения).
На публичные слушания в обязательном порядке выносятся, в том числе и вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 3 вышеуказанного Положения).
В соответствии со ст. 10 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город Воронеж утвержденного решением Воронежской городской Думы от 26.10.2005 № 170-II по результатам публичных слушаний рабочая группа, а при организации публичных слушаний по инициативе главы городского округа город Воронеж - рабочий орган в течение 14 рабочих дней составляет заключение о результатах публичных слушаний, в котором отражает выраженные позиции жителей городского округа город Воронеж и свои рекомендации, сформулированные по результатам публичных слушаний, включая мотивированное обоснование указанных рекомендаций. Заключение о результатах публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, публикуется (обнародуется) в средствах массовой информации городского округа город Воронеж. Публикация осуществляется главой городского округа город Воронеж независимо от того, по чьей инициативе назначены публичные слушания. Заключение о результатах публичных слушаний также размещается в компьютерной сети Интернет на официальных сайтах Воронежской городской Думы либо администрации городского округа город Воронеж (ч. 2). Результаты публичных слушаний, изложенные в заключении, принимаются во внимание при принятии органами местного самоуправления решения по вопросам, которые были предметом обсуждения на публичных слушаниях (ч. 4).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в комиссию по землепользованию и застройке городского округа город Воронеж поступило заявление ФИО2 оглы, ФИО3 кызы о рассмотрении возможности предоставления разрешения на условное разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу <адрес> «индивидуального жилищного строительства» на вид использования «гостиница» (л.д. 36).
Постановлением администрации городского округа город Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГФИО2, ФИО3 было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования «гостиница» земельного участка площадью 587 кв.м, по <адрес> с кадастровым номером № (л.д.11)
Согласно приложенного плана границ указанный земельный участок имеет площадь 587 кв.м., на котором находится строение, занимающее большую часть земельного участка (л.д. 38).
Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что участок находится в общей совместной собственности, право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ разрешенное использование земельного участка «индивидуальное жилищное строительство» (л.д. 43).
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ собственникам земельного участка по <адрес> было выдано разрешение № № на строительство индивидуального двухэтажного жилого дома с подводкой инженерных коммуникаций. Разрешение на ввод в эксплуатацию до настоящего времени не выдавалось, за согласованием перепланировки жилого дома собственники не обращались. Выходами на место было установлено, что ФИО2 используют земельный участок с нарушением разрешенного вида использования в целях размещения предприятий автосервиса, мойки, гостиницы.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ по делу № собственнику запрещено использовать земельный участок по <адрес> не в соответствие с целевым использованием до получения разрешения на соответствующий условно разрешенный вид использования земельного участка.
Размещение предприятий автосервиса, мойки является запрещенным видом использования земельного участка в территориальной зоне Ж-1 (п. 5.15 ст. 20 Правил землепользования и застройки).
При этом, ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой в составе сотрудников администрации городского округа г. Воронеж при выезде на место осуществлен осмотр земельного участка и завершенного строительством объекта по <адрес> и по результатам которого установлено, что расстояние от объекта капитального строительства до смежного участка составляет 2,2 м, что противоречит схеме планировочной организации земельного участка, согласно которой отступ составляет 3 м, согласование с владельцами смежных земельных участков не представлены. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке по <адрес> функционирует автомойка.
Из ответа № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что демонтаж сливной ямы не произведен, а согласно ответа №ДД.ММ.ГГГГ собственнику участка № по <адрес> направлено уведомление о необходимости предоставить технические условия на подключение жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения (водоснабжения и водоотведения), выданные ООО «<данные изъяты>», кроме того рекомендовано произвести демонтаж сливной ямы, обустроенной в непосредственной близости от границ земельного участка административного истца ФИО1.
Согласно ст.20 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II для зоны Ж1, где расположен спорный земельный участок, «гостиница» является условно разрешенным видом использования, автомойки, бани запрещены для размещения в данной зоне, в связи с чем, для размещения гостиницы требуется получение разрешения, которое принимается по результатам специального согласования, проводимого согласно статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, в связи с нахождение данного земельного участка по адресу <адрес> в градостроительной зоне с индексом Ж1, требует специального согласования, которое заключается в предоставлении по итогам публичных слушаний разрешения на осуществление заявителем условно разрешенного вида использования земельного участка для зоны с индексом Ж1.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что имея разрешение на строительство индивидуального жилого дома, ФИО2 оглы, ФИО3 кызы фактически изначально возвели на своем земельном участке нежилое помещение с назначением под гостиницу, баню и автомойку, которое использует с нарушением разрешенного использования земельного участка.
Из пунктов 1 и 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. В данном случае индивидуальное жилищное строительство место не имело. При этом, к инженерным сетям подключение отсутствует, используется сливная яма, которая находится в непосредственной близости от межевой границы земельного участка, пользователем которого является административный истец, чем нарушаются её права, что подтверждено сообщениями самого же административного ответчика.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обратиться в комиссию по землепользованию и застройке городского округа город Воронеж ФИО2 и ФИО3 могли только при подготовке документации по планировке территории; при планировании строительства (реконструкции) капитальных зданий и сооружений; при планировании изменения вида использования земельных участков, объектов капитального строительства в процессе их использования, в связи с чем, должны были указать в заявлении причину изменения разрешенного вида использования земельного участка по <адрес>. В данном же случае в заявлении не указано, для чего необходимо изменение вида разрешенного использования земельного участка.
При этом, фактически на указанной земельном участке на период обращения 07.04.2016г. без разрешения возведены нежилые капитальные строения, которые используются под гостиницу, мойку и баню, то есть орган местного самоуправления, принимая решение о разрешении на условно разрешенный вид использования земельного участка фактически легализует незаконное строительство в зоне Ж1, без соответствующего разрешения на строительство.
Кроме того, представленное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ. по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенных вид использования «гостиница» земельного участка площадью 587 кв.м., расположенного в территориальной зоне Ж1 по адресу <адрес>, комиссией не мотивировано, как того требует закон, комиссией не дано рекомендаций о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения. По существу заключение даже не отразило результаты голосования, в то время как большая часть граждан, принявших участие в публичных слушаниях, проголосовали за отказ в даче разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, что отражено в протоколе публичных слушаний №-С от ДД.ММ.ГГГГ.
Фактически постановление № от ДД.ММ.ГГГГ администрации городского округа город Воронеж принято без учета мнения граждан, которое должно учитываться при принятии таких решений.
Кроме того, суд верно отметил, что в данном случае вопрос о даче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и не должен был рассматриваться и по нему не подлежало принимать решение, так как отсутствовали основания для обращения с указанным заявлением, предусмотренное законом.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление привело к нарушению прав административного истца, являющейся сособственником домовладения № по <адрес>.
При этом, судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа город Воронеж по доверенности ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: