ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1944/18 от 21.12.2018 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья Коршунов А.А. 33а-1944/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

Председательствующего – Канунникова М.А.

Судей: Савкуева З.У., Думаева А.Б.

при секретаре: Жабалиевой С.О.

с участием: административного истца – Толгуровой Ж.М., представителя истца – Шак Е.С., представителя административного ответчика – Будаева Ш.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Канунникова М.А. административное дело по административному исковому заявлению Толгуровой Жаннет Мисирбиевны к контрольно-счетной палате Эльбрусского муниципального района КБР об оспаривание акта проверки,

по апелляционной жалобе Толгуровой Жаннет Мисирбиевны на решение Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01 ноября 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

01 октября 2018 года Толгурова Ж.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать акта проверки председателя контрольно-счетной палаты Эльбрусского муниципального района КБР №3 от 09.07.2018 г. использования средств бюджета Эльбрусского муниципального района КБР, выделенных на обеспечение деятельности муниципального учреждения «Управление культуры администрации Эльбрусского муниципального района» за период с 01.01.2014 г. по 31.12.2016 г. и представление №3 от 09.07.2018 г. в адрес МУ «Управление культуры администрации Эльбрусского муниципального района» незаконными.

В обоснование требований указала, что на основании распоряжения председателя контрольно-счетной палаты Эльбрусского муниципального района КБР №3 от 15.05.2018 г. была проведена выездная проверка учреждения МУ «Управление культуры администрации Эльбрусского района», по результатам которой направлены для ознакомления и подписания акт №3 и представление №3 от 09.07.2018 г.

Считала, что оспариваемый акт проверки и представление приняты с нарушением установленной процедуры, противоречат положениям части 1 статьи 23 и статьи 37 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статей 162 и 221 Бюджетного кодекса РФ, частей 2 статьи 119, статей 91, 125, 137, 285 Трудового кодекса РФ, статьи 170 Гражданского кодекса РФ.

Решением Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01 ноября 2018 года в удовлетворении административных исковых требований Толгуровой Ж.М. отказано.

Не согласившись с указанным решением, Толгуровой Ж.М. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить состоявшееся решение суда, удовлетворить заявленные требования.

В жалобе указано, что выводы суда являются неверными, основанными на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение, что судом неверно определен ее правовой статус по настоящему делу.

В своем отзыве представитель административного ответчика - председатель контрольно-счетной палаты Эльбрусского муниципального района Будаев Ш.М. ссылается на то, что истцом не указано какие решения, действия (бездействие) контрольно-счетной палаты Эльбрусского муниципального района КБР являются незаконными, какие права и свободы гражданки Толгуровой Ж.М. нарушены.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения председателя контрольно-счетной палаты Эльбрусского муниципального района КБР №3 от 15.05.2018 г. в период с 15.05.2018 г. по 27.06.2018 г. была проведена выездная проверка учреждения МУ «Управление культуры администрации Эльбрусского района» с целью контроля эффективности использования денежных средств, выделенных на обеспечение деятельности названного учреждения.

09 июля 2018 года по результатам проверки составлен акт проверки №3 и в адрес начальника МУ «Управление культуры администрации Эльбрусского района» Толгуровой Ж.М. направлено представление об устранении выявленных нарушений.

Требования к форме и содержанию административного искового заявления установлены статьей 125 КАС РФ.

В силу пункта 4 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года N 109-О и от 26 мая 2016 года N 1145-О).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано.

Вместе с тем, обращаясь в суд настоящим административным исковым заявлением, Толгурова Ж.М. действовала в защиту своих интересов как гражданина, а не как должностное лицо.

В данном случае в исковом заявлении не указана должность лица, подающего исковое заявление, что не оспаривалось заявителем в суде первой инстанции.

При этом, обжалуемым представлением на административного истца, как гражданина, незаконно не возложены какие-либо обязанности.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что из административного иска не следует, что обжалуемым актом проверки и представлением контрольно-счетной палаты Эльбрусского муниципального района КБР нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца как гражданина.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмену принятого судом решения.

Руководствуясь статями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Толгуровой Жаннет Мисирбиевны - без удовлетворения.

Председательствующий: Канунников М.А.

Судьи: Савкуев З.У.

Думаев А.Б.