ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1945/2021 от 30.08.2021 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Спицына О.А. Дело №33а-1945/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«30» августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Зиновьевой О.Н., Пелевиной Н.В.,

при секретаре Колесниковой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0002-01-2021-001069-34, №2а-879/2021) по апелляционной жалобе представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы Ермаковой Е.Н. на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 08 июня 2021 года, которым административное исковое заявление Пашкиной Людмилы Константиновны к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы о признании незаконным в части распоряжения о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома, удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав возражения относительно апелляционной жалобы Пашкиной Л.К. и ее представителя Корниловой Е.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Пашкина Л.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы (далее также – Управление) о признании незаконным распоряжения от 02 июля 2020 года №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома» в части включения в адресный перечень, являющийся приложением к распоряжению, многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что она является собственником квартиры в многоквартирном доме <адрес>, включенном на основании вышеуказанного распоряжения в адресный перечень многоквартирных домов, в которых должен быть проведен капитальный ремонт, и фонд капитального ремонта общего имущества которых подлежит формированию на счете НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области». До принятия оспариваемого распоряжения собственники помещений в многоквартирных домах формировали фонд капитального ремонта на специальных счетах. Полагала, что данное распоряжение Управления нарушает ее права и законные интересы, поскольку в настоящее время она лишена права собственности на денежные средства, находящиеся на специальном счете. Согласно региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года №100-а, в 2017-2019 годах был запланирован капитальный ремонт фундамента многоквартирного дома <адрес>, однако в настоящее время фундамент дома находится в неудовлетворительном состоянии. В нарушение части 3 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая компания не представила собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о дате проведения капитального ремонта фундамента, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости и источниках финансирования капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме <адрес> копили и копят денежные средства на проведение капитального ремонта фундамента, и изменение способа формирования фонда капитального ремонта лишает их возможности его провести. В нарушение части 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, вынесший оспариваемое распоряжение, не установил факт необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома до вынесения оспариваемого распоряжения не формировалась, обследование технического состояния конструктивных элементов дома не проводилось, соответствующий акт не составлялся. Таким образом, оснований для принятия комиссией решения о признании многоквартирного дома требующим проведения какого-либо вида работ по капитальному ремонту не имеется, поскольку физический износ общего имущества многоквартирного дома не достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, и опасности нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности общего имущества многоквартирного дома по запланированному в региональной программе виду капитального ремонта не имеется. В настоящее время денежные средства со специального счета переведены на счет регионального оператора, что влечет для нее (Пашкиной Л.К.) убытки в виде недополученных процентов, начисляемых банком за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете. Кроме того, 14 августа 2020 года Управлением вынесено распоряжение №01-17/113 «О внесении изменений в распоряжение начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 02 июля 2020 года №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома», из содержания которого следует, что капитальный ремонт в многоквартирном доме <адрес> не будет проведен региональным оператором.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Костромы, НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, государственная жилищная инспекция Костромской области, ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства №3».

Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 08 июня 2021 года признано незаконным распоряжение Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 02 июля 2020 года №01-17/96 «О формировании фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» в части включения в приложение к распоряжению многоквартирного дома по адресу: <адрес> (пункт приложения к распоряжению).

В апелляционной жалобе представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы Ермакова Е.Н., полагая решение суда незаконным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об уплате Пашкиной Л.К. взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома в 2017-2019 годах, и представленное ею свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение в спорном многоквартирном доме не может быть принято судом во внимание, поскольку с 15 июля 2016 года право собственности на недвижимое имущество подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

В нарушение части 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда не содержит указания на дату, с которой оспариваемое в части распоряжение признано судом незаконным, что повлекло правовую неопределенность для не привлеченных к участию в деле заинтересованных лиц и участников судебного разбирательства. Кроме того, суд разрешил спор, затрагивающий права и обязанности начальника Управления ФИО9, которая не была привлечена к участию в деле, однако на основании постановления Администрации города Костромы от 29 декабря 2018 года №3022 «Об установлении перечня вопросов, по которым начальник Управления издает распоряжения и приказы» наделена полномочиями по изданию распоряжения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, что в силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является безусловным основанием для отмены решения суда.

Статьей 25 Устава муниципального образования городской округ город Кострома, утвержденного решением Думы города Костромы от 25 мая 2001 года №41, определена структура органов местного самоуправления г. Костромы, и указанный в данной статье перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Управление не входит в структуру органов местного самоуправления г. Костромы, следовательно, принятые начальником Управления распоряжения не относятся к распорядительным документам органа местного самоуправления и не могут оспариваться в рамках регламентированной Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации процедуры. По смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Вместе с тем суд при рассмотрении настоящего дела вышеприведенные нормы материального и процессуального права не учел.

Оспариваемое в части распоряжение начальника Управления от 02 июля 2020 года принято в соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации и на основании письма администрации Костромской области в лице первого заместителя губернатора Костромской области ФИО7 от 23 июня 2020 года №АА-5756/1, которым органу местного самоуправления предписано принять меры для решения вопроса относительно формирования фонда капитального ремонта 217 многоквартирных домов на счете регионального оператора в срок до 01 июля 2020 года. Орган местного самоуправления в лице Управления принял оспариваемое распоряжение, предварительно запросив протоколы общих собраний собственников многоквартирных домов, обозначенных в адресном перечне, прилагаемом к письму. Решение принято в отношении 172 многоквартирных домов, которые не представили подтверждающие документы, или представленные документы не являлись основанием для исключения их из адресного перечня. В соответствии с частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при его актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видом услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется только при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Такое решение должно быть принято не позднее 31 декабря 2019 года, то есть до даты истечения срока, в течение которого должен быть проведен запланированный региональной программой на 2017-2019 годы капитальный ремонт. В силу статьи 8 постановления администрации Костромской области от 26 марта 2014 года №100-а «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы» собственники помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу, являются исполнителями мероприятий региональной программы. До истечения установленного срока, то есть до 31 декабря 2019 года, собственники спорного многоквартирного дома не провели капитальный ремонт, предусмотренный региональной программой, что не отрицается административным истцом, и не приняли решение о переносе сроков капитального ремонта. В приложенных к административному иску документах протокольное решение собственников, подтверждающее право на исключение их дома из приложения к распоряжению Управления от 02 июля 2020 года №01-17/96, по состоянию на 31 декабря 2019 года также отсутствует.

Часть 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в случае, если в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта. В рассматриваемой ситуации для спорного многоквартирного дома региональной программой предусмотрен ремонт фасада в 2029-2031 годах, то есть иные виды ремонта для многоквартирного дома предусмотрены, следовательно, у Управления имелись правовые основания для его включения в соответствующий адресный перечень.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» Курчина И.А. доводы жалобы поддерживает.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Пашкина Л.К. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы Ермаковой Е.Н. – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, за исключением Пашкиной Л.К. и ее представителя Корниловой Е.И., в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).

Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Пашкиной Л.К. на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 51,4 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 декабря 2013 года (л.д. 8).

01 февраля 2007 года между ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства №3» и собственниками помещений в жилом доме , расположенном в <адрес>, заключен договор содержания и обслуживания общего имущества многоквартирного дома, согласно которому управляющая организация обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в объеме денежных средств, уплачиваемых собственниками по статье «содержание и ремонт жилья», а также осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (л.д. 138).

Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, от 12 мая 2014 года фонд капитального ремонта в многоквартирном доме формируется на специальном счете; владельцем специального счета с выполнением всех необходимых мероприятий, связанных с открытием и ведением счета, предусмотренных законами Костромской области и другими нормативными правовыми актами, избрана некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области»; принято решение об открытии специального счета в банке по усмотрению регионального оператора; утвержден перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта, а именно: ремонт систем водоотведения и теплоснабжения, замена лежака канализации, ремонт отмостки, чистка вентиляционных каналов, утепление всех стен, ремонт и покраска фасада – по мере накопления денежных средств (л.д. 78-80).

Уведомлением от 23 июня 2020 года №АА-5756/1 администрация Костромской области предложила Администрации города Костромы довести до управляющих компаний, товариществ собственников жилья или собственников помещений информацию о необходимости предоставления в срок до 1 июля 2020 года решений о переносе срока капитального ремонта общедомового имущества либо о проведении капитального ремонта с приложением копий протоколов общих собраний и листов голосования, а в случае непредставления указанных документов - принять решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (л.д. 99-109).

В связи с тем, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этих многоквартирных домов региональной программой капитального ремонта, распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 02 июля 2020 года №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома» в соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1.15 постановления Администрации города Костромы от 29 декабря 2018 года №3022 «Об установлении перечня вопросов, по которым начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы издает распоряжения и приказы» возложена обязанность сформировать фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в г. Костроме на счете некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» согласно адресному перечню многоквартирных домов (приложение); провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах г. Костромы согласно адресному перечню многоквартирных домов в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора; отделу по эксплуатации жилищного фонда Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы поручено уведомить владельцев специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов согласно адресному перечню многоквартирных домов, о принятом решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 9-10).

Согласно приложению к вышеуказанному распоряжению в адресный перечень многоквартирных домов включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, за номером (л.д. 11-24).

Распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 14 августа 2020 года №01-17/113 в распоряжение Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 02 июля 2020 года №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома» (с изменениями, внесенными распоряжениями начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 22 июля 2020 года №01-17/101, от 30 июля 2020 года №01-17/104) внесены следующие изменения (л.д. 25-26):

- заголовок распоряжения изложен в следующей редакции: «О формировании фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»;

- во вводной части цифры 1.14 заменены цифрами 1.15;

- пункт 2 признан утратившим силу;

- приостановлено действие пункта 1 распоряжения начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 02 июля 2020 года №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома» (с изменениями, внесенными распоряжениями начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 22 июля 2020 года №01-17/101, от 30 июля 2020 года №01-17/104) и приложения к распоряжению до 01 декабря 2020 года;

- при необходимости комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта поручено провести обследование многоквартирных домов, указанных в приложении к распоряжению, в случае принятия решения о переносе срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, либо о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме уведомить (с приложением подтверждающих документов) некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы в срок до 15 ноября 2020 года;

- отделу по эксплуатации жилищного фонда Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы поручено уведомить владельцев специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, о принятом настоящим распоряжением решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории г. Костромы, от 15 сентября 2020 года многоквартирный дом <адрес> – 2-этажный панельный двухподъездный дом 1985 года постройки, в котором расположено 16 квартир. Крыша скатная, металлическая. В соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, в период с 2017 года по 2019 год в указанном многоквартирном доме запланирован капитальный ремонт фундамента. Крыша и инженерные системы находятся в удовлетворительном состоянии. Фасад находится в неудовлетворительном состоянии, наблюдается разрушение панелей несущих стен, трещины, отсутствие фрагментов бетонного покрытия, оголение металлического каркаса. Цоколь имеет следы отслоения штукатурного покрытия, трещины, намокания; отмостка имеет следы частичного разрушения. На основании изложенного комиссия пришла к выводу о том, что степень износа основных конструктивных элементов общего имущества многоквартирного дома составляет менее 70%, имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности для основных конструктивных элементов здания; требуется выполнение работ по капитальному ремонту фасада (л.д. 42-45).

Протоколом комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории г. Костромы, от 15 сентября 2020 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан не требующим капитального ремонта фундамента, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой на период 2017-2019 годов (л.д. 39-41).

Согласно справке АО «Россельхозбанк» в лице Костромского регионального филиала от 18 сентября 2020 года №051-23-08/1491 специальный счет многоквартирного дома по адресу: <адрес>, закрыт 16 сентября 2020 года (л.д. 84).

Разрешая заявленные Пашкиной Л.К. требования, суд первой инстанции, проанализировав обстоятельства дела и нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения. При этом суд исходил из того, что распоряжение начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 02 июля 2020 года №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома» с внесенными в него изменениями не основано на результатах проведенного обследования, а проведенное в последующем обследование не подтвердило необходимость проведения в многоквартирном доме <адрес> капитального ремонта, предусмотренного региональной программой. При таких обстоятельствах суд посчитал, что вышеуказанное распоряжение в части включения в адресный перечень многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, является незаконным и нарушает право собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе административного истца, на самостоятельный выбор способа формирования фонда капитального ремонта и распоряжение средствами данного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, исходя из выбранного способа формирования.

Судебная коллегия находит выводы суда по существу разрешенного административного спора правильными.

Согласно части 1 статьи 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.

В силу части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

В соответствии с частью 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (пункт 2); создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора (пункт 3); устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5); устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет, и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений (пункт 6); устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств (пункт 8); устанавливается порядок информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта (пункт 9).

Статьей 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).

В силу части 2 этой же статьи региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 168 ЖК РФ).

Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (пункт 3.1 статьи 168 ЖК РФ).

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (часть 4 статьи 168 ЖК РФ).

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 4.1 статьи 168 ЖК РФ).

В силу статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта (часть 1).

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (часть 3).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора (часть 4).

Согласно части 1 статьи 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса.

Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.

В соответствии с частью 1 статьи 176 ЖК РФ специальный счет открывается на имя лица, указанного в частях 2 и 3 статьи 175 настоящего Кодекса, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами. Российская кредитная организация не вправе отказать в заключении договора на открытие и ведение специального счета в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме определили данную российскую кредитную организацию для открытия специального счета.

В силу части 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно статье 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (часть 1).

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2).

Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4).

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту; сроки проведения капитального ремонта; источники финансирования капитального ремонта; лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (пункт 5.1).

В случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Решение о капитальном ремонте общего имущества в этом многоквартирном доме принимается в соответствии с частями 3 - 6 настоящей статьи. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора. Положения настоящей части не применяются в случае наличия непогашенных кредита и (или) займа, погашение которых осуществляется за счет средств, поступающих на соответствующий специальный счет (часть 7).

Постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года №100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы.

Целью региональной программы является создание комфортных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирных домах, включенных в региональную программу, улучшение их технического состояния и повышение энергоэффективности в результате проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в этих многоквартирных домах, обеспечение безопасности граждан при эксплуатации лифтов в многоквартирных домах за счет их модернизации (замены) (пункт 4).

В перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества, включен многоквартирный дом по адресу: <адрес> (пункт ). На 2017-2019 годы в многоквартирном доме запланирован ремонт фундамента, включая ПСД и технадзор, на 2020-2022 годы – ремонт крыши, включая ПСД и технадзор, на 2023-2025 годы – ремонт инженерных систем, включая ПСД и технадзор, на 2026-2028 годы – ремонт фасада, включая ПСД и технадзор, на 2029-2031 годы – ремонт подвала, включая ПСД и технадзор, на 2038-2040 годы – ремонт крыши, включая ПСД и технадзор, на 2041-2043 годы – ремонт инженерных систем, включая ПСД и технадзор.

Постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2014 года №535-а утвержден порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области (далее также – Порядок), который распространяется на многоквартирные дома, включенные в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы.

Порядок применяется в случаях актуализации региональной программы; определения в соответствии с частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимости повторного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме при вынесении общим собранием собственников помещений в данном многоквартирном доме решения о зачете стоимости ранее оказанных услуг и (или) проведенных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятом в соответствии со статьей 21 Закона Костромской области; установления в соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, если в срок, определенный в региональной программе, капитальный ремонт не был проведен (пункт 2).

В целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта (пункт 3).

В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления, органа муниципального жилищного контроля, органа государственного жилищного надзора Костромской области, регионального оператора, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. К работе комиссий привлекаются лица, уполномоченные действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах (пункт 4).

С инициативой рассмотрения комиссией вопроса об установлении необходимости проведения капитального ремонта могут выступать руководитель структурного подразделения органа местного самоуправления, ответственного за координацию вопросов жилищно-коммунального хозяйства, и иные заявители в лице регионального оператора, организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом или оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также собственников помещений многоквартирных домов, уполномоченных решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 5).

С целью установления технического состояния общего имущества многоквартирного дома, требующего определения необходимости проведения капитального ремонта, комиссия проводит обследование технического состояния конструктивных элементов дома, которое оформляется актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома с приложением фотоматериалов. Акт должен содержать выводы комиссии о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома. Техническое состояние общего имущества многоквартирных домов оценивается комиссией в соответствии с ведомственными строительными нормами «Правила оценки физического износа жилых зданий» ВСН 53-86 (р), утвержденными приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 года №446, и ведомственными строительными нормами «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» ВСН 58-88 (р), утвержденными приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года №312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (пункт 6).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений (пункт 7):

1) о признании многоквартирного дома требующим проведения какого-либо вида работ по капитальному ремонту и (или) необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой. Данное решение принимается в случае, если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, а также в случае, если исходя из акта о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности. Данное решение должно содержать указание на вид работ по капитальному ремонту, определенный в региональной программе, и предельные сроки его проведения и (или) на необходимость оказания услуг и (или) выполнения работ одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем (при наличии);

2) о признании многоквартирного дома не требующим капитального ремонта определенных конструктивных элементов и (или) инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома. Данное решение принимается при отсутствии оснований, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта 1 настоящего пункта;

3) об отсутствии необходимости повторного проведения в срок, установленный в региональной программе, капитального ремонта, выполненных работ по капитальному ремонту при предоставлении зачета стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) проведенных отдельных работ по капитальному ремонту в соответствии с частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 21 Закона Костромской области. Данное решение принимается исходя из следующих факторов: непревышение нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков); наличие подтвержденных сведений о проведенных ранее ремонтах соответствующих элементов строительных конструкций и инженерных систем общего имущества в многоквартирном доме; наличие акта комиссии о надлежащем техническом состоянии общего имущества в многоквартирном доме;

4) о необходимости повторного проведения в срок, установленный в региональной программе, капитального ремонта, выполненных работ по капитальному ремонту при предоставлении зачета стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) проведенных отдельных работ по капитальному ремонту в соответствии с частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 21 Закона Костромской области. Данное решение принимается исходя из следующих факторов: превышение нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков); наличие акта комиссии о ненадлежащем техническом состоянии общего имущества в многоквартирном доме. Данное решение должно содержать указание на вид работ по капитальному ремонту общего имущества, определенный в региональной программе капитального ремонта;

5) о признании нецелесообразным проведение капитального ремонта. Данное решение принимается исходя из следующих факторов: степень износа основных конструктивных элементов (фундамент, стены, перекрытия) общего имущества многоквартирного дома в соответствии с актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома составляет более 70 процентов; совокупная стоимость капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в расчете на 1 кв. м помещения в таком доме, рассчитанной в текущих ценах на основе укрупненных показателей стоимости таких работ, превышает предельную стоимость работ по капитальному ремонту. Данное решение должно содержать наименование конструктивных элементов (крыша, фундамент, стены, перекрытия и т.д.), износ которых составляет более 70 процентов; расчет стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту указанных конструктивных элементов, выполненный в текущих ценах на основе укрупненных показателей стоимости таких работ.

Решение комиссии оформляется протоколом (пункт 8).

Протокол заседания комиссии является основанием внесения изменения в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы, а также подготовки актуализации региональной программы уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9).

Проанализировав вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято с нарушением действующего законодательства, поскольку в силу положений части 7 статьи 189 ЖК РФ решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора может быть принято органом местного самоуправления только при наличии совокупности условий: капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта.

Как установлено судом, в рассматриваемом случае решение комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории г. Костромы, было принято 15 сентября 2020 года, то есть после принятия Управлением распоряжения от 02 июля 2020 года №01-17/96. Более того, согласно выводам комиссии многоквартирный дом <адрес> признан не требующим капитального ремонта фундамента, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой на период 2017-2019 годов.

Довод апелляционной жалобы о том, что все условия, предусмотренные частью 7 статьи 189 ЖК РФ, для принятия оспариваемого распоряжения соблюдены, не может быть признан состоятельным, поскольку основан на ошибочном толковании положений данной статьи и не учитывает, что сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта для ремонта фасада указанного многоквартирного дома не наступили, а данное условие является обязательным для принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Между тем выводы суда о том, что распоряжение (в оспариваемой части) нарушает право собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе административного истца, на самостоятельный выбор способа формирования фонда капитального ремонта и распоряжение средствами данного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, исходя из выбранного способа формирования, заявителем апелляционной жалобы не опровергнуты.

При этом судебная коллегия также принимает во внимание, что до настоящего времени многоквартирный жилой дом, в котором проживает Пашкина Л.К., органом местного самоуправления в муниципальный краткосрочный план капитального ремонта, который в силу части 7 статьи 168 Жилищного кодекса РФ принимается в целях реализации региональной программы и конкретизации сроков проведения капитального ремонта, не включен.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда принято в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ.

Довод апелляционной жалобы о том, что заявленный спор подлежал рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства, не может быть принят во внимание.

Утверждение заявителя апелляционной жалобы о том, что Управление не входит в структуру органов местного самоуправления города Костромы, соответственно, распоряжения, принятые начальником Управления не относятся к распорядительным документам органа местного самоуправления и не могут оспариваться в рамках регламентируемой КАС РФ процедуры, ошибочно.

На основании части 4 статьи 41 Устава муниципального образования городской округ город Кострома, утвержденного решением Думы города Костромы 26 мая 2001 года №41 (далее также – Устав), структура Администрации города Костромы утверждается Думой города Костромы по представлению главы Администрации города Костромы. В структуру Администрации города Костромы входят: глава Администрации города Костромы; заместители Главы Администрации города Костромы, должности и подразделения, не включенные в структурную и штатную численность отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Костромы; отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города Костромы.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы, утвержденного решением Думы города Костромы от 25 октября 2018 года №175 (далее также – Положение), Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы является отраслевым органом Администрации города Костромы, осуществляющим решение вопросов местного значения, исполнение отдельных государственных полномочий Костромской области, реализацию иных функций органов местного самоуправления города Костромы в сфере организации капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Костромы, в том числе в случае, если в установленный Жилищным кодексом Российской Федерации срок собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе путем размещения такого решения с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства и на официальном сайте Администрации города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 6 статьи 9 Положения).

Согласно частям 1 и 3 вышеназванного Положения в целях реализации полномочий, определенных настоящим Положением, начальник Управления издает распоряжения по вопросам местного значения и по вопросам непосредственного исполнения отдельных государственных полномочий. Правовой режим распоряжений начальника Управления определяется Уставом города Костромы и принимаемым в соответствии с ним Регламентом Администрации города Костромы.

Частью 2 статьи 52 Устава предусмотрено, что систему муниципальных правовых актов города Костромы образуют, в том числе правовые акты руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Костромы (пункт 9).

Вступивший в силу муниципальный правовой акт города Костромы может быть отменен судом (часть 5 статьи 61 Устава).

Заявленные Пашкиной Л.К. требования о признании незаконным распоряжения руководителя отраслевого органа Администрации города Костромы вытекают из публичных правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, связаны с реализацией административным ответчиком административных и иных публично-властных полномочий по принятию решения в сфере организации капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Костромы.

Таким образом, настоящее дело, направленное на защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, обоснованно рассмотрено районным судом в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, как возникшее из административных и иных публичных правоотношений. Оснований для применения части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ по существу разрешенного спора не усматривается.

Довод апелляционной жалобы о наличии оснований для отмены судебного постановления ввиду допущенного нарушения, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ, поскольку к участию в деле не привлечена начальник Управления ФИО9, также отклоняется судебной коллегией, поскольку решением суда никаких обязанностей на должностное лицо Управления не возложено, вопросы о ее правах не разрешены.

Необоснованным является довод апелляционной жалобы о недоказанности наличия у Пашкиной Л.К. права собственности на жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме <адрес>. Право собственности административного истца на жилое помещение подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, административным ответчиком не представлено.

Ссылки заявителя апелляционной жалобы на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих об уплате Пашкиной Л.К. взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома в 2017-2019 годах, не являются юридически значимыми, так как административным ответчиком не отрицается факт перечисления во исполнение оспариваемого распоряжения владельцем специального счета средств, находящиеся на специальном счете многоквартирного дома по адресу: <адрес>, на счет регионального оператора (на общий счет).

С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного постановления, так как суд первой инстанции правильно установил юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, выводы суда должным образом мотивированы, соответствуют приведенным в решении обстоятельствам дела, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального закона, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 08 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы Ермаковой Е.Н. – без удовлетворения.

На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: