дело №33а-1949 судья Терехова Ю.Б.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июня 2019 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе: председательствующего Епихиной О.М,
судей Щербаковой Н.В., Павловского О.Б.,
при секретаре Кузнецове Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Щекинского районного суда Тульской области от 26 марта 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 5 по Тульской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с данным административным исковым заявлением, указав, что 07.09.2018 получил от МРИ ФНС РФ №5 по Тульской области налоговое уведомление № <...> о доплате земельного налога в связи с его перерасчетом в сумме 4338 рублей за 2015, 2016 годы. 31.10.2018 он подал жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области с просьбой отменить данное уведомление. Между тем, в удовлетворении жалобы решением от 26.12.2018 было отказано.
Полагал, что решение от 26.12.2018 незаконно, поскольку не соответствует положениям п.2.1 ст. 52 НК РФ, устанавливающего дополнительные гарантии налогоплательщику в части запрета производить перерасчет налога, если это влечет увеличение ранее уплаченных сумм налогов.
Просит признать налоговое уведомление от 07.09.2018 №<...> об уплате налога за 2015, 2016 годы в сумме 4338 рублей, выданное МРИ ФНС РФ №5 по Тульской области, незаконным, обязать Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области устранить нарушения закона, взыскать с казны РФ в пользу истца понесенные истцом судебные расходы, состоящие из оплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходов по оплате ксерокопирования документов в размере 140 рублей.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного ответчика МРИ ФНС РФ № 5 по Тульской области по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства финансов РФ не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Решением Щекинского районного суда Тульской области от 26 марта 2019 года административные исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец ФИО1, представитель заинтересованного лица Министерства финансов РФ не явились, извещались о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. С учетом положений ст.150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителя МРИ ФНС № 5 по Тульской области по доверенности ФИО2, представителя административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области по доверенности ФИО3, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации).
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 390 Кодекса установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Пунктом 4 статьи 397 Кодекса установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Как следует из налогового уведомления от 07.09.2018 № <...>, направленного МРИ ФНС № 5 по Тульской области, ФИО1 необходимо уплатить не позднее 03.12.2018 земельный налог за земельный участок с кадастровым номером <...> по адресу: <...> за 2015 год в размере 2169, за 2016 год в размере 2169 рублей.
Как указал представитель административного ответчика МРИ ФНС № 5 по Тульской области, из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области 23.08.2011 в электронном виде поступили сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01.01.2011 в размере 536892 рубля. Из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области 16.02.2015 в электронном виде поступили сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01.01.2015 в размере 1 260 024 рубля.
В соответствии с положениями ч.4 ст.397 НК РФ налоговым органом произведен перерасчет земельного налога, налогоплательщику ФИО1 направлено налоговое уведомление от 07.09.2018 № <...>, согласно которому исчислен земельный налог на земельный участок за 2015, 2016 годы исходя из кадастровой стоимости в размере 1 260 024 рублей в сумме 2 169 руб. за каждый год, общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по сроку уплаты 03.12.2018 составила 4 338 рублей.
Сведений об иной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> административным истцом не представлено.
31.10.2018 ФИО1 обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области с жалобой об отмене налогового уведомления от 07.09.2018. По результатам рассмотрения указанной жалобы Управлением Федеральной налоговой службы по Тульской области направлено решение от 26.12.2018 об оставлении жалобы без удовлетворения.
Не согласившись с решение Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области от 26.12.2018 ФИО1 обратился в суд.
Разрешая заявленные требования ФИО1 об оспаривании налогового уведомления о перерасчете земельного налога, проанализировав положения Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», Налогового кодекса РФ, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания налогового уведомления незаконным.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам и сборам.
Согласно пункту 2.1 статьи 52 НК РФ (в редакции статьи 1 Закона № 334-ФЗ) перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 52 Кодекса.
Перерасчет, предусмотренный абзацем 1 пункта 2.1 статьи 52 НК РФ, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Пунктом 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 334-ФЗ статья 1 Закона N 334-ФЗ вступает в силу с 01.01.2019. При этом Законом № 334-ФЗ не предусмотрено, что положения статьи 1 Закона № 334-ФЗ имеют обратную силу.
Учитывая вышеизложенное, поскольку перерасчет земельного налога за 2015, 2016 годы согласно налоговому уведомлению от 07.09.2018 осуществлен МРИ ФНС РФ № 5 ФИО1 не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, до вступления в силу пункта 2.1 статьи 52 НК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что налоговое уведомление от 07.09.2018 № <...> не противоречит налоговому законодательству Российской Федерации, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах, давая правовую оценку установленным по делу фактическим обстоятельствам в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на законность и обоснованность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Указанные доводы противоречат фактическим обстоятельствам, подтвержденным собранными по делу письменными доказательствами, в связи с чем являются несостоятельными.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щекинского районного суда Тульской области от 26 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи