ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1952/18 от 09.04.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Кузнецова И.В. Стр. 015а г/п 3000 руб.

Докладчик Верещагин Г.С. № 33а-1952/18 09 апреля 2018 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецова Ю.И.,

судей Верещагина Г.С., Рудь Т.Н.,

при секретаре Мироненко М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по апелляционной жалобе административного истца государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Коряжемский индустриальный техникум» на решение Коряжемского городского суда Архангельской области от 05 декабря 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Коряжемский индустриальный техникум» к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным предписания № 58-4956-2490/ПР от 31 июля 2017 года об устранении нарушений обязательных требований в части пунктов № 4, 5, 7, 8, 10, 11 - отказать».

Заслушав доклад судьи Верещагина Г.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Коряжемский индустриальный техникум» (далее – ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Северо-Западное управление Ростехнадзора) о признании незаконным предписания главного государственного инспектора Котласского отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности Северо-Западного управления Ростехнадзора Ожеговой В.С. и государственного инспектора Котласского отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности Северо-Западного управления Ростехнадзора Коптяева М.А. № 58-4956-2490/ПР от 31 июля 2017 года об устранении нарушений обязательных требований в части возложения на административного истца обязанности в срок до 15 января 2018 года оснастить приборами учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения здания, расположенные по адресу: село Ильинско-Подомское, улица Строителей, дом 8, корпус 2 и улица Советская, дома 80 и 70 Вилегодского района Архангельской области (пункты №№ 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 предписания), ссылаясь на то, что данные здания находятся в безвозмездном пользовании учебного учреждения и соответствующая обязанность должна быть возложена на собственника – администрацию МО «Вилегодский муниципальный район».

В судебном заседании представитель ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» Рулев А.С. заявленные требования уточнил, просил признать незаконным предписание в части пунктов №№ 4, 5, 7, 8, 10, 11, указав на расторжение договора безвозмездного пользования зданием, расположенным по адресу: село Ильинско-Подомское, улица Строителей, дом 8, корпус 2, и внесение в связи с этим административным ответчиком изменений.

Северо-Западное управление Ростехнадзора своего представителя в судебное заседание не направило, в представленных возражениях просило в удовлетворении административного иска отказать.

Администрация МО «Вилегодский муниципальный район», надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направила.

Суд постановил указанное решение, с которым не согласился административный истец ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум».

В апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на то, что обязанность оснащать объекты недвижимости приборами учета законодателем возложена на их собственников.

В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик Северо-Западное управление Ростехнадзора просит оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы дела, заслушав представителя Северо-Западного управления Ростехнадзора Кононова М.И., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд первой инстанции установил, что на основании распоряжения Северо-Западного управления Ростехнадзора № 58-4956/Рк от 12 июля 2017 года в период с 24 по 31 июля 2017 года в отношении ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, при этом целью проверки являлось осуществление контроля за принятыми учебным учреждением мерами по устранению нарушений обязательных требований в связи с истечением срока исполнения предписания № 58-7322-3207/ПР от 27 октября 2016 года.

В ходе проверки установлено, что административный истец продолжает использовать здания учебного корпуса и мастерских (село Ильинско-Подомское, улица Советская, дома № 70 и № 80), а также здание общежития (село Ильинско-Подомское, улица Строителей, дом 8, корпус 2), без оснащения помещений приборами учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 31 июля 2017 года государственными инспекторами Котласского отдела Северо-Западного управления Ростехнадзора Ожеговой В.С. и Коптяевым М.А. в адрес ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» предписания № 58-4956-2490/ПР об устранении нарушений обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе обязывающее административного истца в срок до 01 января 2018 года оснастить указанные выше здания приборами учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения (пункты №№ 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12).

22 ноября 2017 года административным ответчиком из предписания исключены требования об установке приборов учета в общежитии, основанием для внесения изменений послужило расторжение 31 августа 2017 года договора безвозмездного пользования зданием, расположенным по адресу: село Ильинско-Подомское, улица Строителей, дом 8, корпус 2.

Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный ответчик обоснованно вынес оспариваемое предписание, возложив на учебное учреждение устранить выявленные нарушения.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда в силу следующего.

Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 466-ФЗ) установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии, при этом организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: 1) установку приборов учета; 2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (ч. 6 этой же статьи).

В силу положений п. 9 ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении» под потребителем тепловой энергии понимается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения. Коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.

Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 11, ч. 5 ст. 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается (ч.ч. 4, 5 и 6 ст. 20 Федерального закона № 416-ФЗ). При этом под абонентом для целей настоящего Федерального закона подразумевается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

В силу п. 5 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 776 от 04 сентября 2013 года коммерческий учет холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод осуществляется абонентом, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения и (или) единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.

Суд правомерно пришел к выводу о том, что поскольку на дату проведения Северо-Западным управлением Ростехнадзора проверки соблюдения административным истцом требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности было установлено, что ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» использует здания учебного корпуса и мастерских в селе Ильинско-Подомское без оснащения зданий приборами учета потребляемых энергоресурсов, что прямо запрещено законом, административный ответчик обоснованно вынес оспариваемое предписание, возложив на учебное учреждение устранить выявленные нарушения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии со ст. 84 КАС РФ, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, поэтому предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Коряжемского городского суда Архангельской области от 05 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Коряжемский индустриальный техникум» – без удовлетворения.

Председательствующий Ю.И. Кузнецов

Судьи Г.С. Верещагин

Т.Н. Рудь