Судья1инстанции Суровцева Ю.В. УИД 38RS0031-01-2020-002326-98
Судья-докладчик Гусарова Л.В. № 33а-1952/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2021 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.,
судей Гусаровой Л.В., Банщиковой С.Н.,
при секретаре судебного заседания Ермилиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1841/2020 по административному исковому заявлению Чупровой Людмилы Владимировны, Стрекаловского Михаила Ивановича, Коротковой Натальи Анатольевны, Тамбулатовой Ольги Викторовны, Тюрина Владимира Николаевича, Щелиной Натальи Владимировны, Хворовой Юлии Викторовны, Егоровой Татьяны Владимировны, Егоровой Екатерины Михайловны, Коршуновой Наталии Игоревны к Администрации Марковского муниципального образования о признании незаконными действий по вырубке лесных насаждений
по апелляционной жалобе представителя Щелиной Н.В. и Егоровой Т.В. – Чертовских К.С. на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 9 ноября 2020 года,
по апелляционной жалобе представителя административных истцов Чертовских К.С. на решение Иркутского районного суда г. Иркутска от 9 ноября 2020 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование административного иска административные истцы указали, что являются собственниками жилых помещений, земельных участков, расположенных <адрес изъят>.
С недавнего времени они ежедневно осуществляют дежурство, охраняя, оберегая примыкающий к улицам их поселка лес (лесные насаждения) от незаконных попыток со стороны администрации Марковского муниципального образования их уничтожить.
Так, преследуя корыстный умысел в предоставлении земельных участков под ИЖС в будущем, администрацией проведены формально необходимые слушания и утвержден проект межевания территории Марковского муниципального образования в границах улиц – Гвардейская, Ручейная, пер. Березовый, ул. Заречная, ул. Сибирская, ул. Российская.
Администрация в обращении к жителям поселка Маркова (письмо № 3198 от 24 мая 2020 г.) утверждает о законности вырубки леса в поселке.
Однако, вопреки позиции администрации, земельные участки, на которых расположены лесные насаждения, являются землями лесного фонда, которые в силу закона запрещены для передачи в чью-либо собственность и, соответственно, для отведения таких земель по программе ИЖС.
Между тем, администрацией запланировано и организовано уничтожение леса поселка под видом «проведения работ по расчистке земельных участков, необходимых для организации улично-дорожной сети в зоне ИЖС и обеспечения беспрепятственного подъезда к земельным участкам, предоставленным в законном порядке льготной категории граждан».
Вместе с тем, указанные действия администрации по захвату и уничтожению лесных насаждений являются незаконными, прямо нарушают права и законные интересы тех собственников жилых помещений и земельных участков, мнения которых администрацией никак не учтено в вопросе сохранения или уничтожения лесных насаждений, прилегающих к указанным улицам в поселке.
Лесные насаждения на земельных участках, прилегающих к улице Заречной и Еловому переулку в р.п. Маркова, относятся к лесному фонду, о чем свидетельствует спутниковый снимок от 29 мая 2020 г. системы Google Earth (Гугл Земля), на котором ясно видно, как данная часть поселка с его тропинками и дорогами расположены в массиве густорастущих лесных насаждений.
Об отнесении указанных земель к лесному фонду также указано в заключения специалиста-геодезиста и специалиста-лесотехника.
Администрация в обращении к жителям поселка Маркова (письмо № 3198 от 24 мая 2020 г.), утверждая о законности вырубки леса в поселке, сообщает, что проводятся работы по расчистке земельных участком с кадастровыми Номер изъят и Номер изъят.
Между тем, администрация преднамеренно вводит жителей поселка Маркова в заблуждение, поскольку лесные насаждения на указанных администрацией участках уже как два года уничтожены, и в настоящее время осуществляются действия по незаконному уничтожению леса на иных земельных участках в поселке.
Более того, земельные участки с кадастровыми Номер изъят и Номер изъят, как указывает администрация, принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования администрации Марковского муниципального образования – администрации городского поселения на основании распоряжения Правительства Иркутской области № 796-рп от 23 сентября 2019 г.
Таким образом, публичные слушания, утверждение проектов планировки и межевания территории поселка, а также соблюдении законного порядка по расчистке участков для организации улично-дорожной сети невозможно, поскольку земельные участки находятся лишь в бессрочном пользовании администрации Марковского муниципального образования, однако в первую очередь относятся к лесному фонду.
Запланированные администрацией мероприятия по вырубке леса на указанных земельных участках незаконны, нарушают как законодательство Российской Федерации, так и права и законные интересы граждан – жителей и собственников земельных участков в поселке Маркова Иркутского района.
Административные истцы Чупрова Л.В., Стрекаловский М.И., Короткова Н.А., Тамбулатова О.В., Тюрин В.Н., Щелина Н.В., Хворова Ю.В., Егорова Т.В., Егорова Е.М., Коршунова Н.И. обратились в суд с иском к администрации Марковского муниципального образования о признании незаконными действий ответчика по вырубке лесных насаждений в р.п. Маркова (расчистке земельных участков) на земельных участках с кадастровыми номерами:
"номера изъяты".
В качестве заинтересованных лиц определением суда от 3 июня 2020 г. к участию в деле привлечены министерство лесного комплекса Иркутской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Определением суда от 3 июня 2020 г. заявленное административными истцами ходатайство о принятии мер предварительной защиты удовлетворено частично, судом предписано администрации Марковского муниципального образования приостановить производить (осуществлять) вырубку (расчистку) лесных насаждений в поселке Маркова Иркутского района Иркутской области на земельных участках с кадастровыми номерами, которые указаны в административном иске.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 9 ноября 2020 г. в удовлетворении административных исковых требований Чупровой Людмилы Владимировны, Стрекаловского Михаила Ивановича, Коротковой Натальи Анатольевны, Тамбулатовой Ольги Викторовны, Тюрина Владимира Николаевича, Щелиной Натальи Владимировны, Хворовой Юлии Викторовны, Егоровой Татьяны Владимировны, Егоровой Екатерины Михайловны, Коршуновой Наталии Игоревны к администрации Марковского муниципального образования о признании незаконными действий по вырубке лесных насаждений отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель административных истцов Щелиной Н.В., Егоровой Т.В. – Чертовских К.С. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Иркутского районного суда Иркутской области от 9 ноября 2020 г. отменить и принять новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования.
В обоснование доводов жалобы указывает, что перевод земель, находящихся в федеральной собственности, в другую категорию осуществляется Правительством РФ.
Согласно ответу начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству № 91-09-459/20 от 1 июня 2020 г. на обращение жителей п. Маркова спорные земельные участки выведены из земель лесного фонда на основании решения Думы Марковского муниципального образования от 27 апреля 2012 г. № 52-294/Дгп.
Незаконность действий ответчика по вырубке лесных насаждений подтверждается постановлением о привлечении к административной ответственности, вынесенным Межрегиональным управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории, ответом Службы архитектуры Иркутской области от 14 августа 2020 г., ответом начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству от 1 июня 2020 г.
Несоблюдение установленной процедуры согласования с собственником земель лесного фонда – Российской Федерацией перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов является основанием признания соответствующих нормативных правовых актов недействительными в силу п. 3 ст. 8 Земельного кодекса РФ.
Соответственно, осуществляемые администрацией мероприятия по вырубке леса на территории земель лесного фонда РФ на указанных земельных участках незаконны.
Кроме того, судом не истребованы сведения о том, что спорные земельные участки ранее относились к лесному фонду.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Марковского муниципального образования просит решение Иркутского районного суда Иркутской области оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя административного ответчика Марковского муниципального образования Ивановой А.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи:
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом из представленного возражения администрации Марковского муниципального образования, сведений выписок из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Росреестра по Иркутской области, а также копий постановлений администрации Марковского муниципального образования о предоставлении отдельных земельных участков в собственность гражданам установлено, что из указанных земельных участков на праве собственности Марковскому муниципальному образованию принадлежит только 6, с кадастровыми "номера изъяты".
Постановлениями администрации Марковского муниципального образования земельные участки с кадастровыми "номера изъяты" предоставлены в собственность граждан, то есть у указанных земельных участков есть правообладатели.
Земельный участок с кадастровым Номер изъят предварительно согласован для дальнейшего предоставления физическому лицу.
В границах земельного участка с кадастровым Номер изъят вырубка не осуществляется ввиду отсутствия зеленых насаждений. Данный земельный участок принадлежит Марковскому муниципальному образованию и используется как дорога местного значения.
Также на праве собственности Марковскому муниципальному образованию принадлежат земельные участки с кадастровыми Номер изъят и Номер изъят. Данные земельные участки сформированы из ранее существовавшего земельного участка с кадастровым Номер изъят.
Земельный участок Номер изъят имеет вид разрешенного использования – для общего пользования (уличная сеть).
Установлено, что земельный участок с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: общее пользование территории, расположен по <адрес изъят>, правообладатель: Марковское муниципальное образование, принадлежит ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Земельный участок с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под малоэтажную жилую застройку (индивидуальное жилищное строительство), расположен по <адрес изъят>, правообладатель: Марковское муниципальное образование, принадлежит ему на праве собственности, образован из земельных участков с кадастровыми "номера изъяты".
Земельный участок с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: общее пользование территории, расположен по <адрес изъят>, правообладатель: Марковское муниципальное образование, принадлежит ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Земельный участок с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: общее пользование территории, расположен по <адрес изъят>, правообладатель: Марковское муниципальное образование, принадлежит ему на праве собственности.
Земельный участок с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: общее пользование территории, расположен по <адрес изъят>, правообладатель: Марковское муниципальное образование, принадлежит ему на праве собственности.
Земельный участок с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство, размещение дачный домов и садовых домов), расположен по <адрес изъят>, правообладатель: Марковское муниципальное образование, принадлежит ему на праве собственности.
Из представленной выписки на земельный участок с кадастровым Номер изъят установлено, что категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположен по <адрес изъят>, объект снят с кадастрового учета 29 января 2019 г., посредством данного участка обеспечен доступ к иным земельным участкам, пересекает границы с иными земельными участками.
Правообладателем жилого дома с кадастровым Номер изъят, расположенного по <адрес изъят> является Ю., при этом административными истцами объект недвижимого имущества был заявлен как земельный участок.
Суд установил, что правообладателями земельных участков с кадастровыми "номера изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ИЖС, являются физические лица.
Земельные участки с кадастровыми Номер изъят, Номер изъят относятся к категории земель: земли населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования: общее пользование территории, принадлежат на праве собственности Марковскому муниципальному образованию.
Земельный участок с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по <адрес изъят>, имеет статус «временный», дата истечение временного характера сведений об объекте недвижимости 1 марта 2022 г.
Из письма заместителя министра лесного комплекса Иркутской области от 16 июля 2020 г. № 03-91-9586/20 усматривается, что в соответствии с данными государственного лесного реестра (материалами лесоустройства Иркутского лесничества) земельные участки с кадастровыми "номера изъяты"
и объект капитального строительства с кадастровым Номер изъят расположены вне границ лесного фонда.
Также министерство сообщило, что до включения земельных участков с указанными кадастровыми номерами в земли населенных пунктов данные территории к землям лесного фонда также не относились.
В дополнение 2 сентября 2020 г. представлены сведения, полученные от министерства лесного комплекса Иркутской области, согласно которым заместителем министра лесного комплекса Иркутской области 10 августа 2020 г. заместителю начальника Департамента лесного хозяйства по СФО К. представлена информация о том, что земельные участки с кадастровыми номерами расположены вне границ земель лесного фонда. До включения данных земельных участков в границы населенного пункта р.п. Маркова земельные участки также к землям лесного фонда не относились.
Судом также установлено, что по результатам проведенной процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», администрацией Марковского муниципального образования заключен муниципальный контракт по выполнению работ по расчистке земельных участков пер. Еловый, ул. Ручейная, пер. Березовый в р.п. Маркова Иркутского района Иркутской области, то есть в границах земельных участков с кадастровыми Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, с целью организации подъездных путей к земельным участкам граждан.
Вырубка производилась в границах земельных участков с кадастровыми Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят. Срок исполнения муниципального контракта 2 июня 2020 г.
Данные доводы подтверждены представленными в материалы дела муниципальным контрактом №14-ЭА/20 с указанным местом проведения работ Иркутский район, р.п. Маркова, пер. Еловый, ул. Ручейная, пер. Березовый с предусмотренным перечнем работ по расчистке полосы отвода в границах земельных участков с кадастровыми Номер изъятНомер изъят; Номер изъят а именно вырубка растительности, корчевка пней, снятие почвенно-растительного слоя (ПРС), вывоз и утилизация порубочных остатков.
Разрешая административные исковые требования административных истцов и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что спорные земельные участки не относятся к землям лесного фонда, а администрация Марковского муниципального образования на законных основаниях, реализуя свои полномочия в рамках заключенного муниципального контракта на земельных участках, принадлежащих администрации на праве собственности, осуществляет расчистку земельных участков. При этом суд также учел необоснованность заявленных требований административных истцов в отношении земельных участков, принадлежащих на праве собственности физическим лицам, что подтверждается соответствующими доказательствами, представленными в материалы дела.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, считая их правильными, основанными на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земли, находящиеся в федеральной собственности, не могут быть переведены в другую категорию земель на основании решения Думы Марковского муниципального образования от 27 апреля 2012 года № 52-294/ДГП нельзя признать обоснованными, поскольку законность решения Думы Марковского муниципального образования предметом проверки и оспаривания при рассмотрении настоящего дела не является.
Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией.
Довод апелляционной жалобы представителя административных истцов Щелиной Н.В., Егоровой Т.В. по доверенности Чертовских К.С. о том, что судом не принято в качестве доказательства незаконности оспариваемых действий постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории от 3 июля 2020 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, нельзя признать обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку в соответствии с ч. 3 статьи 64 КАС РФ вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановление суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом. Таких доказательств суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание копии ответов Службы архитектуры Иркутской области, Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории, также нельзя признать обоснованными, так как в соответствии с частью 7 статьи 84 КАС РФ суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд подлинник документа, а представленные лицами, участвующими в деле, копии этого документа не тождественны между собой и невозможно установить содержание подлинника документа с помощью других доказательств.
Кроме того, необоснованны доводы апелляционной жалобы о том, что суд вынес решение, не получив ответы на запросы, не установив информацию о землях, находящихся в границах данных земельных участков не только на настоящий момент, но и до формирования новых земельных участков, так как данная информация не входит в предмет доказывания по данному административному делу.
Сведения о нахождении когда-либо в границах лесного фонда улиц в р.п. Маркова Иркутского района, изменении категории (переводе) земель из «лесного фонда» и иная информация не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов административных истцов при разрешении заявленных требований, поскольку имеющихся в деле доказательств достаточно для разрешения заявленных требований по существу.
Доводы апелляционной жалобы по сути повторяют позицию административного ответчика, изложенную в судебном заседании суда первой инстанции, сводятся к несогласию административного истца с изложенными выводами суда, оценкой фактических обстоятельств дела, содержат субъективное мнение административного истца о правильности разрешения спора.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны на основании правильного применения норм материального права, полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского районного суда г. Иркутска от 9 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Е.Г. Бутина
Судьи Л.В. Гусарова
С.Н. Банщикова