ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1957/2022 от 22.09.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Шипанов Ю.В.

19RS0001-02-2022-003032-27

дело № 33а-1957/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Абакан 22 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Страховой О.А.,

судей Вениченко О.В., Долгополовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павлюченко Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия имени Святителя Иннокентия Московского» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия, и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия Сиротининой Ольге Сергеевне о признании отказа в государственной регистрации незаконным, по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 мая 2022 г., которым требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., объяснения представителя административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия Вотяковой О.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия имени Святителя Иннокентия Московского» Алексеевой С.А., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

частное общеобразовательное учреждение «Православная гимназия имени Святителя Иннокентия Московского» (далее – Учреждение, Гимназия) обратилось в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление Минюста России по РХ, Управление), и.о. начальника Управления Сиротининой О.С. об оспаривании отказа в государственной регистрации. Требования мотивированы тем, что 04.02.2022 Учреждение обратилось в Управление Минюста России по РХ с заявлением о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Уведомлением от 25.02.2022 в государственной регистрации отказано. Отказ в регистрации обусловлен несоблюдением Гимназией положений действующего законодательства. Учреждение полагало отказ незаконным, нарушающим права и интересы заявителя и подлежащим отмене, указывая на утверждение Устава в новой редакции в связи с необходимостью приведения его в соответствие со Стандартом православного компонента начального общего, основного, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, а также в целях устранения замечаний Министерства образования и науки Республики Хакасия. В новой редакции Устав содержит все обязательные положения, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», с учетом чего Учреждение просило признать отказ незаконным и отменить, обязать Управление произвести государственную регистрацию изменений в учредительные документы некоммерческой организации и в сведения о ней.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия Сиротинина О.С.

В судебном заседании представитель административного истца Алексеева С.А. требования поддержала.

Представитель административного ответчика Управления Минюста России по РХ Винокурова Л.Г. возражала против удовлетворения административных исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Административный ответчик и.о. начальника Управления Сиротинина О.С. в судебное заседание не явилась.

Решением от 25.05.2021 суд признал оспариваемый отказ незаконным, обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения путем повторного рассмотрения его заявления о внесении изменений в учредительные документы некоммерческой организации и сведения о ней.

В апелляционной жалобе и.о. начальника Управления Минюста России по РХ Сиротинина О.С. просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на фактические обстоятельства и цитируя нормы права, указывает, что Управлением в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством, проведена правовая экспертиза представленных Учреждением документов, установлены основания для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, предусмотренные пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», вынесено соответствующее решение. Уведомление об отказе отражает характер нарушений, содержит ссылки на нормы действующего законодательства, нарушение которых послужило причиной обоснованного отказа в регистрации, который в досудебном порядке Минюстом России не отменен. Утверждение административного истца о незаконности и необоснованности отказа считает не основанным на нормах права. Нарушений прав и законных интересов Учреждения не установлено. При принятии решения судом не установлен факт несоответствия оспариваемого решения нормам права. Кроме этого указывает на необоснованность привлечения в качестве административного ответчика и.о. начальника Управления Минюста России по РХ Сиротининой О.С., поскольку полномочиями по принятию решения о государственной регистрации наделено непосредственно Управление, а не должностное лицо.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца выразила согласие с решением суда.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия Вотякова О.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель административного истца частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия имени Святителя Иннокентия Московского» Алексеева С.А. выразила согласие с решением суда.

Выслушав стороны, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пунктов 1, 2 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, подпунктом. 63 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, территориальные органы Минюста России являются уполномоченными органами по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 08.02.2022 частное образовательное учреждение «Православная гимназия имени Святителя Иннокентия Московского» представило в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия документы для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы Учреждения и сведения о нем, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Со ссылкой на подпункт 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ 25.02.2022 Управлением отказано в государственной регистрации вносимых изменений.

По мнению административного ответчика, в заявлении о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – Заявление о регистрации), на листе «К» неправомерно не указаны ОКВЭДы по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, соответствующие видам деятельности, осуществляемым Учреждением; лист «А» о полном наименовании Учреждения на английском языке «The Orthodox Gymnasium name of Saint Innocent of Moscow», содержащемся в Уставе, не заполнен; в нарушение статьи 17, пункта 1 статьи 24, пункта 3 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ указанный в Уставе вид деятельности «сельскохозяйственное производство» не соответствует целям деятельности Учреждения; к исключительной компетенции Учредителя не отнесен вопрос о досрочном прекращении полномочий органов Учреждения, а в пункте 11.3 Устава указано, что Учреждение может быть преобразовано в хозяйственное общество.

Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Аналогичные положения предусмотрены статьями 49, 50, 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В пунктах 2.1, 2.3 Устава Гимназии к ее целям и предмету деятельности отнесены образовательная деятельность и осуществление образовательного процесса по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также программам дошкольного образования, дополнительным общеразвивающим программам, обеспечение всестороннего духовного, интеллектуального, эстетического, культурного и физического развития участников образовательного процесса, обеспечивающее успешную адаптацию обучающихся к условиям социума.

В пункте 2.3 Устава указано, что для достижения уставных целей Гимназия в установленном законом порядке может осуществлять, в том числе, сельскохозяйственное производство.

Данный вид деятельности не относится к основным видам деятельности Учреждения, служит для достижения целей деятельности Гимназии, что не противоречит требованиям пунктов 1, 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ, и указание на него в Уставе не могло служить основанием для отказа в регистрации.

В соответствии с подпунктом «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц в числе сведений о юридическом лице содержатся коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

В то же время, не могло служить основанием для отказа в регистрации отсутствие в Заявлении о регистрации указания кодов видов экономической деятельности, соответствующих всем видам деятельности Учреждения, перечисленным в пункте 2.3 Устава, поскольку Федеральный закон № 7-ФЗ, Федеральный закон № 129-ФЗ, Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 07.06.2019 № 733 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации», приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст, утвердивший Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, не предусматривают такой обязанности.

В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о том, что юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке (если юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на таких языках).

Согласно пункту 86 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ (далее – Требования), лист А «Наименование юридического лица» формы заявления заполняется в случае изменения сведений о полном и (или) сокращенном наименовании юридического лица.

В том числе показатель «Наименование юридического лица на английском языке» заполняется в случае, предусмотренном абзацем четвертым настоящего подпункта, а также при необходимости изменения соответствующих сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (абзац пятый подпункта 2 пункта 86 Требований).

Поскольку изменения в Устав, за регистрацией которых обратилось Учреждение, не касались изменения полного или сокращенного наименования юридического лица на русском и на английском языках, суд пришел к правильному выводу о незаконности отказа в регистрации в связи с отсутствием в Заявлении о регистрации листа «А».

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение вопросов образования органов некоммерческой организации и досрочного прекращения их полномочий (пункт 3 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5.1 Устава высшим органом управления Гимназией является Учредитель, в исключительную компетенцию которого входит, в том числе, назначение и отстранение от должности директора и секретаря Педагогического совета; назначение и отстранение от должности заведующего учебной частью (завуча) и бухгалтера Гимназии; формирование Совета попечителей и ревизионной комиссии Гимназии.

Таким образом, Устав Учреждения предусматривает определение исключительной компетенции Учредителя по решению вопросов образования и прекращения полномочий органов управления.

Довод административного ответчика о том, что «отстранение от должности» не равнозначно «досрочному прекращению полномочий», поскольку, по его мнению, предусматривает временное недопущение к исполнению полномочий на определенный период времени основан на неправильном толковании норм права.

Ссылка на статью 76 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующую порядок отстранения работодателем работника от работы, является необоснованной, так как согласно пункту 5.1 Устава Гимназии Учредитель отстраняет органы управления не от работы, а от должности, то есть досрочно прекращает их полномочия, что соответствует требованиям статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ.

В то же время, нельзя признать обоснованными доводы административного истца о соответствии действующему законодательству пункта 11.3 Устава, в силу которого Учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество.

Аналогичные положения содержит пункт 2 статьи 17 Федерального закона № 7-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ.

Между тем, в силу пункта 3 статьи 123.23 ГК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, частное учреждение может быть преобразовано учредителем только в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Согласно частям 4, 12 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) государственная пошлина не взимается.

Суд не обратил внимания, что с учетом нового правового регулирования пункт 2 статьи 17 Федерального закона № 7-ФЗ не подлежит применению в части, противоречащей статье 123.23 ГК РФ.

Поскольку в Устав Учреждения в редакции от 05.11.2021 были внесены изменения, не соответствующие требованиям пункта 3 статьи 123.23 ГК РФ, в указанной части у уполномоченного органа имелись основания для отказа в регистрации изменений в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ.

Решение суда основано на неправильном применении норм материального права и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 мая 2022 г. по настоящему делу отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления частного образовательного учреждения «Православная гимназия имени Святителя Иннокентия Московского» о признании незаконным отказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия в государственной регистрации некоммерческой организации в связи в внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации и сведения о ней от 25 февраля 2022 г. – отказать.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

О.А. Страхова

Судьи

О.В. Вениченко

Т.В. Долгополова

В мотивированной форме апелляционное определение составлено 27 сентября 2022 г.