Дело № 33а-1965-2018
Судья Косолапова В.Г.
Докладчик Куранова Л.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галиной В.А.,
судей Курановой Л.А., Кошелевой А.П.
при секретаре Солодовой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 27 февраля 2018 года административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области Шехтель И.В. на решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 01 ноября 2017 года, которым административное исковое заявление Баршай И. И. удовлетворено.
Решением суда отказ межмуниципального Карасукского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности от 27.09.2017 № в части необходимости постановки на государственный кадастровый учет многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, как обязательного условия постановки на государственный кадастровый учет квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, признан незаконным.
На межмуниципальный Карасукский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области возложена обязанность произвести государственный кадастровый учет квартиры № расположенной по адресу: <адрес>, без постановки на государственный кадастровый учет многоквартирного жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Курановой Л.А., объяснения представителя административного ответчика ФИО1, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в лице межмуниципального Карасукского отдела, в котором просил признать незаконным отказ межмуниципального Карасукского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности от 27.09.2017 № в части необходимости постановки на государственный кадастровый учет многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, как обязательного условия постановки на государственный кадастровый учет квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, признан незаконным.
Возложить на межмуниципальный Карасукский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области обязанность произвести государственный кадастровый учет квартиры №, расположенной по адресу: Новосибирская <адрес>, без постановки на государственный кадастровый учет многоквартирного жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано, что право собственности на квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>, признано за ФИО2 решением Карасукского районного суда Новосибирской области от 20.01.2017.
06.04.2017 ФИО2 обратился с заявлением о постановке жилого помещения на кадастровый учет и регистрации права собственности на квартиру с приложением технического плана помещения квартиры.
Регистрация жилого помещения была приостановлена 13.04.2017. Основанием приостановления послужило то обстоятельство, что в ЕГРН отсутствуют сведения о многоквартирном доме № по <адрес>, в котором расположена квартира истца.
Уведомление о необходимости постановки многоквартирного дома на кадастровый учет для регистрации квартиры было обжаловано в апелляционную комиссию. Решением комиссии от 01.06.2017 заявление отклонено.
Квартира № с кадастровым номером №, расположенная в этом же доме, поставлена на кадастровый учет 15.04.2014 в порядке, установленном п.4 ст.25 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей на момент учета.
Решением суда установлено, что дом № по <адрес> построен в 80-х годах, является двухквартирным жилым домом, общего имущества многоквартирный дом не имеет.
Положение об одновременной постановке на государственный кадастровый учет многоквартирного дома и всех жилых и нежилых помещений в них подлежит применению к домам, введенным в эксплуатацию после 01.03.2015.
Дом № по <адрес> является двухквартирным, имеет одну учетную запись.
Земельный участок под дом как единый не формировался, сформировано два земельных участка для каждой квартиры отдельно. Оба участка состоят на кадастровом учете, на них зарегистрированы права.
19.07.2017 собственниками квартир № и № дома № по <адрес> подано заявление о постановке на кадастровый учет многоквартирного дома.
24.07.2017 регистрация на учет приостановлена, т.к. в техническом плане отсутствуют сведения о земельном участке под многоквартирный дом.
Истец указал, что согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 18.12.2016 №953 допускается отображение здания многоквартирного дома относительно кадастрового квартала, в случае если в ЕГРН отсутствует описание земельного участка под многоквартирный дом. В данном случае земельный участок не сформирован. В ЕГРН указаны сведения относительно земельного квартала.
ФЗ от 24.07.2007 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в редакции от 13.07.2015 к правоотношениям относительно спорного дома не может быть применен, т.к. дом построен до 13.07.2015.
Впоследствии в постановке на кадастровый учет многоквартирного дома было отказано, в постановке на учет квартиры истца и регистрации права собственности также отказано.
В качестве основания отказа в постановке на учет указано, что заявителем не представлено заявление для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от всех собственников.
Таким образом, нарушены права ФИО2 как собственника жилого помещения.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось Управление Росреестра по Новосибирской области.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Карасукского районного суда Новосибирской области от 01 ноября 2017 года и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что одновременно с государственной регистрацией права собственности на квартиру необходимо производить регистрацию права собственности на долю в общем имуществе многоквартирного дома, что предусмотрено ч.5 ст.40 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также на земельный участок для эксплуатации дома.
Квартира административного истца ранее на государственном техническом учете не состояла. Т.о. ранее учтенным объектом недвижимости не является. Право собственности истца на квартиру возникло на основании решения Карасукского районного суда Новосибирской области от 20.01.2017, т.е. с 21.02.2017.
Квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, в ЕГРН внесена, как ранее учтенный объект недвижимости.
При постановке на кадастровый учет Управление проверяет представленные документы на их соответствие требованиям действующего законодательства, а при внесении сведений о ранее учтенных объектах такой проверки не проводится.
Суд первой инстанции обязал Управление поставить квартиру №, расположенную по адресу: Новосибирская <адрес>, на кадастровый учет, а не внести сведения о ней в ЕГРН как о ранее учтенном объекте недвижимости.
Считает, что административный истец должен был обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта, что квартира № в доме № по <адрес> является ранее учтенным объектом недвижимости.
Многоквартирный дом № по <адрес> был бы поставлен на кадастровый учет, если бы кадастровый инженер в техническом плане обосновал отсутствие разрешения на ввод дома № и разрешения на строительство, т.к. этого не требовалось до 1991 года. Согласно письму Минэкономразвития РФ от 09.09.2016 №Д23и-4285 такого обоснования не имеется.
Кроме того дом расположен на двух земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства. Апеллянт полагает, что земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, не может быть использован под строительство многоквартирного дома. Такой участок предназначен только для строительства жилых домов.
Управление не может зарегистрировать многоквартирный дом на двух земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности на земельный участок под многоквартирный дом возникает у собственников помещений, расположенных в многоквартирных домах в силу закона.
По мнению апеллянта, указанный двухквартирный дом является домом блокированной застройки, при котором каждый блок расположен на отдельном земельном участке.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 ст.218 КАС РФ предусмотрено право граждан, на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании части 9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из части 11 ст.226 КАС РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
Из материалов дела усматривается, что решением Карасукского районного суда Новосибирской области от 20.01.2017г. за ФИО2 признано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан многоквартирным жилым домом.
Право собственности на квартиру № расположенную в том же жилом доме принадлежит ШВН на основании решения Карасукского районного суда от 29.09.2015г.
Кроме того установлено, что многоквартирный жилой дом 16 в п. Рождественский Карасукского района Новосибирской области расположен на двух земельных участках.
Земельный участок по вышеуказанному адресу общей площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежит ФИО2 на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 27.10.2016 года, земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности на второй земельный участок на основании свидетельства о государственной регистрации права от 17.11.2015 года принадлежит ШВН назначение участка – ведение личного подсобного хозяйства.
06.04.2017 года ФИО2 обратился в Карасукский межмуниципальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области с заявлением о постановке, принадлежащей ему квартиры на кадастровый учет и регистрации права собственности.
Согласно уведомлению от 13.04.29017 года регистратором Карасукского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. Основанием для приостановления регистрации явилось отсутствие в ЕГРН сведений об объекте недвижимости - здании по адресу <адрес>
19.07.2017 года ФИО2, ШВН обратились в Карасукский межмуниципальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области с заявлением о кадастровом учете многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Заявителями представлен технический план здания.
Согласно уведомлению от 24.07.2017 года регистратором Карасукского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. Основанием для приостановления регистрации явилось отсутствие в техническом плане указания кадастрового номера земельного участка, в пределах которого расположено здание по адресу: <адрес>
29.08.2017 года ФИО2 в регистрирующий орган дополнительно представлена декларация, что подтверждается распиской в получении документов.
Согласно уведомлению от 27.09.2017 года регистратором Карасукского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ФИО2 на квартиру в связи с не устранением причин, препятствующих государственной регистрации.
Судебной коллегией установлено, что материалами дела подтверждается, что здание по адресу: <адрес> признано многоквартирным домом, земельный участок для эксплуатации многоквартирного дома не сформирован. Многоквартирный дом на кадастровом учете не состоит.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Частью 2 указанной нормы установлено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Пунктом 8 части 4 ст.8 218-ФЗ определено, что, в кадастр недвижимости вносятся в качестве основного сведения об объекте недвижимости кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса;
Из части 4 ст. 40 218-ФЗ следует, что при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что по смыслу приведенных норм, в их совокупности и взаимосвязи, постановка на кадастровый учет квартиры как, объекта капитального строительства, без постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, в котором она расположена, невозможна.
Отсутствие земельного участка под многоквартирным домом является препятствием к постановке дома на кадастровый учет.
При таких обстоятельствах с выводом суда о незаконности отказа межмуниципального Карасукского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности квартиры истца от 27.09.2017 № согласиться нельзя.
Судебная коллегия находит, что решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 01 ноября 2017 года подлежит отмене.
В удовлетворении заявленных требований административному истцу следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 309-311, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 01 ноября 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 об оспаривании уведомления межмуниципального Карасукского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области от 27.09.2017 за № об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности в части необходимости постановки на государственный кадастровый учет многоквартирного дома, расположенного по адресу: Новосибирская <адрес>, как обязательного условия постановки на государственный кадастровый учет квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> отказать.
В возложении обязанности на межмуниципальный Карасукский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области произвести государственный кадастровый учет квартиры №, расположенной по адресу: Новосибирская <адрес>, без постановки на государственный кадастровый учет многоквартирного жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес> отказать.
Апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области ФИО3 - удовлетворить.
Председательствующий «подпись» ФИО4
Судьи «подпись» Л.А.Куранова
«подпись» ФИО5
КОПИЯ ВЕРНА, подлинник апелляционного определения находится в материалах дела № 33а-1965-2018
Судья-