ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-196/2024 от 07.02.2024 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

СудьяЛубсанова С.Б.

УИД 04RS0018-01-2023-000979-03

Дело №33а-4647/2023

поступило 13 декабря 2023 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 февраля 2024 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Ихисеевой М.В.,

судей коллегии Назимовой П.С.,Урбашкиевой Э.К.,

при секретаре Эрдынеевой О.Ж.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сахаровского Владимира Николаевича к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАП г. Улан-Удэ, УФССП по Республике Бурятия, ОСП по ВАП г.Улан-Удэ о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, о расчете задолженности по алиментам, о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о расчете задолженности, обязании устранить нарушения по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя Цыбиковой Н.Г., представителя УФССП по РБ, ОСП по ВАП по доверенности Цыбенова Б.Ц. на решение Октябрьского районногосудаг.Улан-Удэ от 18 сентября 2023 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Сахаровского Валерия Николаевича удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП по г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Цыбиковой Натальи Григорьевны от 29.10.2022 о расчете Сахаровскому Валерию Николаевичу задолженности по алиментам по исполнительному производству ..., постановления о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о расчете задолженности от 01.09.2023, установить задолженность по алиментам за период с 11.07.2016 по 01.01.2019 в размере 309 899,50 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Заслушав доклад судьи Ихисеевой М.В., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сахаровский В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением и с учетом увеличения исковых требований, просил признать постановление от 11 февраля 2023 года о возбуждении исполнительного производства в его отношении, незаконным постановление от 01 сентября 2022 года о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о расчете задолженности по алиментам от 29 октября 2022 года, обязать устранить нарушение прав,свобод и законных интересов административного истца путем отмены постановления от 11 февраля 2023 года о возбуждении исполнительного производства и постановления о расчете задолженности по алиментам от 29 октября 2022 года, обязать предоставить расчеты по возникновению задолженности по алиментам.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 11 февраля 2023 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП УФССП России по Республике Бурятия вынесено постановление о возбуждении

Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 18 мая 2021 года, в удовлетворении административного иска Ш.А. отказано.

Обращаясь в суд, административный истец Сахаровский В.Н. с учетом увеличения исковых требований просит признать незаконным постановление административного ответчика от 11.02.2023 о возбуждении исполнительного производства в отношении Сахаровского В.Н. по исполнительному производству ... признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя от 29.10.2022 о расчете задолженности по алиментам; признать незаконным постановление от 01.09.2022 о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о расчете задолженности по алиментам от 29.10.2022; обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод законных интересов административного истца путем отмены постановления административного ответчика от 11.02.2023 о возбуждении исполнительного производства в отношении Сахаровского В.Н., и постановления от 29.10.2022 о расчете задолженности по алиментам, обязать предоставить расчеты по возникновению задолженности по алиментам.

Требования мотивированы тем, что 11 февраля 2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП УФССП России по Республике Бурятия вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства ... считает указанное постановление незаконным, поскольку алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если будет установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты. Алименты им уплачивались, что подтверждается ведомостью удержаний по исполнительному листу с 01 февраля 2019 по 30 ноября 2021 года и с 01 декабря 2021 по 30 сентября 2022года. Кроме того, Октябрьским районным судом г. Улан-Удэ вынесено решение от 09 сентября 2020 года о взыскании в пользу Дагбаевой О.Д. алиментов в размере 6484 руб. ежемесячно. На момент вынесения данного решения задолженность по алиментам составляла 148 053,76 руб. 04 ноября 2022 года постановлением исполнительное производство прекращено, сумма задолженности по алиментам составляла 159 625,01 руб. В своем постановлении от 11 февраля 2023 года судебный пристав ссылается на постановление от 29 октября 2022 года о расчете задолженности, в котором сумма задолженности составила 896 128,52 руб., которое он не получал, и узнал о данном постановлении только 12 февраля 2023 года из постановления от 11 февраля 2023 года. Постановлением судебного пристава-исполнителя Цыбиковой Н.Г. от 01 сентября 2023 годао внесении изменений в ранее вынесенное постановление о расчете задолженности по алиментам от 29 октября 2022 года изменена сумма задолженности, которая по состоянию на 15 октября 2020 года составляет 816 709,17 руб.

В судебном заседании административный истец Сахаровский В.Н. иск поддержал.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП по г.Улан-Удэ Управления ФСПП России по Республике Бурятия, одновременно представляющая интересы административного ответчика Управления ФССП России по Республике Бурятия, Цыбикова Н.Г. иск не прнизнала.

Заинтересованное лицо Дагбаева О.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поясняя, что расчет задолженности алиментов, произведенный судебным приставом-исполнителем, является верным.

Суд постановил указанное выше решение.

Представителем административных ответчиков, действующего по доверенностям подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения административного иска, в силу его незаконности и необоснованности.

В заседании судебной коллегии судебный пристав –исполнитель Цыбикова Н.Г., одновременно представляющая интересы УФССП по Республике Бурятия и ОСП по ВАП по г.Улан-Удэ доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований, вынести в данной части новое решение об отказе в удовлетворении административного требования в силу несоответствия требованиям действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица Дагбаевой О.Д. Андупова Е.А., действующая по доверенности, согласилась с доводами апелляционной жалобы.

Административный истец Сахаровский В.Н. возражал против доводов апелляционной жалобы, указывал на законность и обоснованность решения районного суда.

Судебная коллегия, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

В силу статьи 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (статья 4 указанного Федерального закона).

Согласно статье 12 Закона об исполнительном производстве в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со статьей 360 КАС РФ постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суд в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 50 Закона об исполнительном производстве к числу прав сторон исполнительного производства относятся права заявлять ходатайства, а также обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие).

В соответствии с п.3 ст.113 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) размер задолженности по алиментам определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.

Согласно ст.115 СК РФ индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, производится в соответствии с этим соглашением. Если в соглашении об уплате алиментов не предусматривается порядок индексации, индексация производится в соответствии со статьей 117 настоящего Кодекса.

Частью 1 ст. 102 Закона об исполнительном производстве и ч. 1 ст. 117 СК РФ установлено, что индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производит организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ (копия исполнительного документа) в случаях, установленных ч. 1 ст. 9 и п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 годаN 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", либо судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление.

Таким образом, в силу действующего законодательства индексация алиментов, уплачиваемых на основании нотариально удостоверенного соглашения, производится независимо от того, указано ли об этом в соглашении

Как следует из материалов дела Сахаровский В.Н. и Дагбаева (ранее-Дондокова) О.Д. являются родителями несовершеннолетнего ФИО5, ... года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении от ..., а также свидетельством об установлении отцовства от ....

29 июня 2005 между Дагбаевой О.Д. (Дондоковой) и Сахаровским В.Н. заключено соглашение об уплате алиментов на содержание несовершеннолетнего сына ФИО5 до достижения им 18-летнего возраста, которое удостоверено нотариусом Мархаевой И.Н. и зарегистрировано в реестре за N 54-5110.

В соответствии с п. 2 соглашения Сахаровский В.Н. обязуется выплачивать Дондоковой О.Д. (Дагбаевой) алименты на содержание несовершеннолетнего сына ФИО5. На момент подписания соглашения размер алиментов установлен в сумме 5 000 руб. Алименты по соглашению уплачиваются плательщиком ежемесячно не позднее 5-ого числа каждого месяца с учетом индексации.

11 июля 2019 года в ОСП по ВАП г.Улан-Удэ поступило заявление от Дагбаевой О.Д. о возбуждении исполнительного производства на основании соглашения об уплате алиментов от 29 июня 2005 года.

12 июля 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП УФССП России по Республике Бурятия Сандановой Э.Б. возбуждено исполнительное производство ... в отношении Сахаровского В.Н. на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов от 29 июня 2005 года.

28 ноября 2019 года постановлением о расчете задолженности по алиментам установлена задолженность по алиментам с 11 июля 2016 по 28 ноября 2019 года, которая составляет 203 053,79 руб. При этом указано о том, что на момент взыскания (расчета) задолженности 11 июля 2016 задолженность по алиментам отсутствовала.

Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 09 сентября 2020 года постановлено изменить нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов на содержание несовершеннолетнего ФИО5 от ..., заключенное между Дагбаевой (Дондоковой) О.Д. и Сахаровским В.Н., взыскав с Сахаровского Владимира Николаевича в пользу ДагбаевойОюныДемьяновны алименты на содержание несовершеннолетнего ФИО5, ... года рождения, в твердой денежной сумме в размере 6 484 руб. ежемесячно, начиная со дня вступления в законную силу решения суда.

29 октября 2022 года вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с 11 июля 2016 года по 15 октября 2020 года (16 октября 2020 года вступило в законную силу решение от 09 сентября 2020 года), которым определена задолженность на 15 октября 2020 в размере 869 128,52 руб.

Согласно материалам дела указанное постановление вручено Сахаровскому 30 марта 2023 года (л.д.27 а), с настоящим исковым заявлением истец обратился в суд 20 февраля 2023 года.

04 ноября 2022 года постановлением судебного пристава-исполнителя Цыбиковой Н.Г. прекращено исполнительное производство ... от 12 июля 2019 в связи с достижением несовершеннолетнего сына ФИО5 18-ти летнего возраста.

11 февраля 2023 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства ..., возбужденное на основании постановления от 29 октября 2022 года.

01 сентября 2023 года постановлением судебного пристава-исполнителя Цыбиковой Н.Г. о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о расчете задолженности по алиментам от 29 октября 2022 года, по состоянию на 15 октября 2020 года Сахаровскому В.Н. определена задолженность по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 816 709,17 руб. поскольку 31 августа 2023 года должником представлены сведения о произведенныхудержаниях по алиментам в пользу Дагбаевой О.Д. с ФГБОУ ВО «ВСГУТУ» за период с 01 декабря 2019 года по 15 октября 2020 года в размере 52 419,35 руб.

С учетом установленных обстоятельств, представленных доказательств, с применением ч.5, ч.6 ст.30, п.9 ч.2 ст.43 Закона об исполнительном производстве, районный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания постановления о возбуждении исполнительного производства от 11 февраля 2023 года незаконным, что никем не оспаривается. Так, постановлением от 04 ноября 2022 года исполнительное производство о взыскании алиментов на ФИО5, ...г. рождения прекращено в связи с достижением им 18 лет, следовательно, выводы районного суда в данной части являются законными и обоснованными.

Кроме того судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 29 октября 2022 года произведен расчет задолженности за период с 11 июля 2016 года по 15 октября 2020 года, с учетом индексации соразмерно величине прожиточного минимума с применением коэффициента 1,6.

Сумма задолженности по алиментам по состоянию на 15 октября 2022 года составила 924 128,52 руб. Частичная оплата за период за указанный период составила 55 000 руб.: 50 000 руб. удержания с ФГБОУ ВО «ВСГУТУ» согласно ведомости удержаний по исполнительному листу с 01 февраля 2019 года по 30 ноября 2019 года, оплата алиментов 5000 руб. 30 августа 2018 года согласно представленной квитанции, итого окончательно задолженность по алиментам определена в размере 869 128,52 руб.

Согласно сведениям (предоставленным истцом) об удержании суммы в счет оплаты алиментов согласно ведомости об удержаниях ФГБОУ ВО «ВСГУТУ» за период с 01 декабря 2019 года по 15 октября 2020 года в размере 52 419,35 руб., задолженность по алиментам определена в размере 816 709,17 руб. (869 128,52 – 52 419,35).

Следовательно, размер задолженности в сумме 816 709, 17 руб. по исполнительному производству судебным приставом-исполнителем установлен верно, на основании представленных доказательств, которые надлежащим образом ничем не опровергнуты.

Несмотря на имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждающие обоснованность произведенного судебным приставом-исполнителем расчета и установления суммы задолженности по алиментам в размере 816 709,17 руб., районный суд пришел к выводу, что данная сумма является излишне завышенной, придя к выводу, что более разумным необходимо произвести расчет задолженности исходя из 100% величины прожиточного минимума для детей, установленных в Республике Бурятия, несмотря на тот факт, что размералиментов, подлежащих уплате должником установлен в добровольном порядке сторонами соглашением об уплате алиментов от 29 июня 2005 года в сумме 5 000 рублей.

С данным выводом районного суда, у судебной коллегии законных оснований согласиться не имеется, коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.

Одним из видов исполнительного документа согласно пункту 3 части1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" являются нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии.

Обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей установлена Семейным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию.

Согласно пункту 1 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.

Исходя из части3 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, части2 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" размер задолженности определяется судебным приставом-исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.

Согласно статье 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен в случае, установленном частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, исполнительный документ, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление (часть 1). Размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (часть 2).

В соответствии с указанной статьей в редакции до изменений, внесенных Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при повышении установленного законом минимального размера оплаты труда судебный пристав-исполнитель и лица, указанные в части1 статьи 9 настоящего Федерального закона, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.

Положениями статьи 105 Семейного кодекса Российской Федерации определено, что индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, производится в соответствии с этим соглашением. Если в соглашении об уплате алиментов не предусматривается порядок индексации, индексация производится в соответствии со статьей 117 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ в случае, установленном частью1 статьи 109 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", производят индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.

В соответствии с указанными нормами в редакции до изменений, внесенных Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при повышении установленного законом минимального размера оплаты труда судебный пристав-исполнитель и лица, указанные в части1 статьи 9 настоящего Федерального закона, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 декабря 2011 года индексация алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, производится пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии всоответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации.

Обязанность индексировать алименты, взысканные в твердой денежной сумме, исходя из минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума, соответствует правовым позициям, изложенным в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 года №841-О-О, 5 июля 2011 года, № 953-О-О и 6 июня 2016 года №1417-О, а также разъяснению Верховного Суда Российской Федерации, данному им в Обзоре судебной практики за 3 квартал 2006 года.

Так, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 2016 года N 1417-О указано, что индексация - по смыслу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и с учетом императивных правил пункта 1 статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации (как в первоначальной, так и в действующей редакциях), а также его статьи 105, согласно положению которой, если в соглашении об уплате алиментов не предусматривается порядок индексации, индексация производится в соответствии со статьей 117 данного Кодекса, - является гарантией обеспечения прав ребенка. При этом использование величины прожиточного минимума для целей индексации размера алиментов с учетом требования пункта 2 статьи 83 Семейного кодекса Российской Федерации направлено на обеспечение баланса интересов несовершеннолетних детей и их родителей в рамках алиментных отношений, сохранение как получателю, так и плательщику алиментов необходимого уровня жизни (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 марта 2014 года N 634-О). Возбуждение исполнительного производства и нахождение исполнительных документов на исполнении в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов не освобождает органы принудительного исполнения, в частности конкретных судебных приставов-исполнителей, от возложенной на них обязанности по осуществлению индексации размера подлежащих уплате алиментных платежей, присужденных в твердой сумме.

С учетом изложенного, оснований считать произведенный судебным приставом-исполнителем расчет задолженности неверным, у коллегии не имеется.

Коллегия приходит к выводу об отмене решения в части удовлетворения судом первой инстанции требования о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП по г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Цыбиковой Н.Г. от 19 октября 2022 года о расчете Сахаровскому В.Н. задолженности по алиментам по исполнительному производству ..., постановления о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о расчета задолженности от 1 сентября 2023 года, установлении задолженности по алиментам за период с 11 июля 2016 года по 01 января 2019 года в размере 309 899, 50 руб.. в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, вынесении в данной части нового решения об отказе в удовлетворении, в остальной части решение подлежит оставлению без изменения.

Иное толкование заявителем положений исполнительного законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.

Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом не допущено. Ссылка на иную судебную практику, приводимую в апелляционной жалобе, является несостоятельной, поскольку на конкретные обстоятельства дела не распространяются и ошибочно трактуются подателем жалобы.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, постановленного законно и обоснованно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного судаг.Улан-Удэ от 18 сентября 2023 отменить в части признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП по г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Цыбиковой Н.Г. от 19 октября 2022 года о расчете Сахаровскому В.Н. задолженности по алиментам по исполнительному производству ..., постановления о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о расчета задолженности от 1 сентября 2023 года, установлении задолженности по алиментам за период с 11 июля 2016 года по 01 января 2019 года в размере 309 899, 50 руб., в данной части вынести новое решение об отказе в удовлетворении, в остальной части решение оставить - без изменения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой -Кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 февраля 2024 года.

Председательствующий:

Судьи: