ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1973/2021 от 26.05.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Докладчик Ленковский С.В. Апелляционное дело № 33а-1973/2021

Судья Поляков Ю.Н. Дело № 2а-Ш-12/2021

УИД 21RS0003-02-2020-000378-41

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2021 года город Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего – судьи Орловой И.Н.,

судей Ленковского С.В. и Голубева А.В.,

с участием представителя Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики Каргиной Н.В.,

ответчика председателя конкурсной комиссии Львова В.И.,

прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Михайловой Я.С.,

при секретаре Львовой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева Ивана Федоровича к Собранию депутатов Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики и Конкурсной комиссии по отбору на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики о признании недействительными (незаконными) актов об избрании главы администрации Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, поступившее по апелляционной жалобе представителя административного истца Урукова В.Н. на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 4 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ленковского С.В., объяснения и выступления Каргиной Н.В., Львова В.И. и заключение прокурора Михайловой Я.С., судебная коллегия

установила:

Васильев И.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики и Конкурсной комиссии по отбору на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики о признании недействительными (незаконными) актов об избрании главы администрации Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики Кутузовой Л.В.

Кроме того, в иске указано о том, что он просит признать недействующим ( незаконным) с учетом уточнения иска, Приложение 1 к решению Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 25 сентября 2020 года №6 «Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики» ( далее Порядок).

Требования мотивированы тем, что при формировании и работе конкурсной комиссии по отбору на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики допущены существенные нарушения законодательства, а именно: соответствующие нормативные акты не были опубликованы установленным образом; к конкурсу были допущены лица, не имеющие стажа работы по специальности и не имеющие высшего образования; нормы порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сигачинского сельского поселения противоречат нормам федерального закона; оказание психологическое давление на членов конкурсной комиссии председателем этой комиссии Львовым В.И., у которого была личная заинтересованность в результатах деятельности конкурсной комиссии; проект контракта не был опубликован не позднее чем за 20 дней до проведения конкурса; не были выполнены требования к кандидатам на должность главы сельского поселения в области уровня профессионального образования и стажа; все члены конкурсной комиссии, назначенные собранием депутатов Сигачинского сельского поселения, являются депутатами, что исключало объективное рассмотрение административного истца в качестве кандидата на должность главы; на объективность работы комиссии повлияло назначение членами комиссии супругов. Просит признать незаконным (недействительным) Порядок формирования и организации деятельности конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики; Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики; протокол №3 от 21 октября 2020 года Конкурсной комиссии по отбору на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики; решение №2 от 21 октября 2020 года Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики об избрании главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики Кутузову Л.В.; решение Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики о назначении членов конкурсной комиссии по отбору на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики.

В суде первой инстанции административный истец Васильев И.Ф. и его представитель Уруков В.Н. административный иск поддержали; представитель административного ответчика - Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики Каргина Н.В. иск не признала; председатель Конкурсной комиссии по отбору на должность главы администрации Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики Львов В.И. административный иск не признал.

Заинтересованное лицо - глава Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики Кутузова Л.В., уведомленная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, причина её неявки суду неизвестна.

Старший помощник прокурора Батыревского района Чувашской Республики Кузнецова А.А. просила в иске отказать.

Решением Батыревского районного суда от 4 февраля 2021 года Васильеву И.Ф. в удовлетворении административных исковых требований отказано.

На указанное решение представитель административного истца Уруков В.Н. подал апелляционную жалобу, в которой выражает несогласие с принятым решением, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что судом не приняты во внимание доводы истца о том, что выборы главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района осуществлялись на основании нормативных правовых актов местного самоуправления, которые противоречат муниципальному законодательству Российской Федерации, а поэтому указанные акты не могут быть применены к правоотношениям, связанным с выборами главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, утв. решением №6 Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 25 сентября 2020 года, объявление конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сигачинского сельского поселения в здании 21 октября 2020 года, утв. решением №7 "О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сигачинского сельского поселения" Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения, формирование конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, осуществлены без их официального опубликования (обнародования). Таким образом, решение Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения Батыревского района об избрании Кутузову Л.B. главой Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики не имеют юридическую силу и должны быть признаны недействительными.Выборы главы Сигачиного сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики не могут быть проведены на нормативно-правовых актах, которые не опубликованы в установленным законом порядке. Судом также вынесено решение на основании нормативных правовых актов Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, которые противоречат федеральному муниципальному законодательству и законодательству о местном самоуправлении. Согласно Порядку проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, утв. рещением №6 Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 25 сентября 2020 года по результатам проведения второго этапа конкурса конкурсной комиссией принимается решение о представлении в Собрание депутатов Сигачинского сельского поселения кандидатов, набравших наибольшее количество голосов. Решение о представлении в Собрание депутатов Сигачинского сельского поселения конкретных кандидатов из числа участников второго этапа конкурса на должность главы администрации Сигачинского сельского поселения принимается по каждому участнику конкурса отдельно. Эта норма Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики является незаконной ввиду его противоречия норм федерального закона, в оспариваемой части муниципальный правовой акт противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Таким образом, требования, которым должен удовлетворять гражданин, для участия в конкурсе на замещение должности главы муниципального образования, могут быть установлены только Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", за исключением требований, связанных с количеством сроков замещения такой должности, которые могут быть также установлены иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования. Незаконность (недействительность) Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, утв. решением №6 Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 25 сентября 2020 года влечет недействительность (незаконность) Протокола №3 конкурсной комиссии и решение собрание депутатов №2 от 21 октября 2020 года по выбору главы Сигачинского сельского поселения. В нарушение п.5 ст.32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не опубликован проект контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. В нарушение норм Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не принят и не утвержден Регламент работы года конкурсной комиссии по отбору на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики. При принятия решения конкурсной комиссии в отношении кандидатуры административного истца не были выполнены требования норм ст. 9 ФЗ № 25-ФЗ (Закон ЧР от 10.12.2016 № 98) предусматривающих, что для замещения должностей муниципальной службы предъявляются квалификационные требования: к уровню профессионального образования; к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности; к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. По всем критериям административный истец соответствовал вышеперечисленным требованиям, в том числе наличие стажа работа на должности главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики и высшего образования. Избранная на должность Главы сельского поселения Кутузова Л.В. не имеет опыта работы государственной (муниципальной) службы либо стаж работы по специальности. Кроме того, в нарушении законодательства все члены конкурсного комиссии, назначенные собранием депутатов Сигачинского сельского поселения, являются депутатами этого же поселения, что исключало объективное рассмотрение административного истца в качестве кандидата на должность главы сельского поселения. В комиссии были назначены супруги Узюкины, муж и жена, депутаты, что также повлияло на объективность работы комиссии, поскольку последние уже также участвовали в выборе главы Сигачинского сельского поселения. При работе конкурсной комиссии имелся конфликт интересов. При принятия решения были допущены не только существенные нарушения законодательства, но и они были приняты путем оказания заместителем главы администрации Батыревского района Чувашской Республики, председателем конкурсной комиссии по отбору на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республике Львовым В.И. психологического давления на членов конкурсной комиссии и депутатов сельского поселения. Львов В.И. убедительно просил административного истца снять с конкурса свою кандидатуру, на что он получил отказ. В нарушение требований норм закона Львов В.И. не проинформировал членов комиссии о наличие прямой или косвенной личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов при исполнении им обязанностей члена конкурсной комиссии, не проинформировала об этом конкурсную комиссию в письменной форме в течение пяти дней со дня, когда ему стало известно о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Просит решение отменить, принять новое решение.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения Каргана Н.В. просит в удовлетворении жалобы отказать.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, заслушав участников судопроизводства, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников производства по делу, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, выслушав судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно п. 1 ч. 2, ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы (муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального (образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий 1 конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Статьей 21 Устава Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики (с изменениями в редакции решения Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 17 июня 2015 года №1) предусмотрено, что глава Сигачинского сельского поселения избирается Собранием депутатов Сигачинского сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, на срок полномочий Собрания депутатов сельского поселения, принявшего решение о его избрании, но не менее чем на два года.

Судом установлено, что решением Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 25.09.2020 года №6 утвержден Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики.

Указанный порядок проведения конкурса, опубликован в «Сигачинском Вестнике» от 30 сентября 2020 года за №9.

Согласно пункту 2 указанного Порядка конкурс организуется и проводится конкурсной комиссией по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, общее число членов которой составляет 8 человек. В соответствии с Федеральным законом половина членов конкурсной комиссии назначается Собранием депутатов Сигачинского сельского поселения Батыревского района, а другая половина главой Батыревского района Чувашской Республики.

Решением Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 25.09.2020 года №7 объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Сигачинского сельского поселения, с указанием времени и места проведения конкурса.

Решением Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 25 сентября 2020 года №8 создана конкурсная комиссия в количестве 8 человек для отбора кандидатур на должность главы Сигачинского сельского поселения, от Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения избраны 4 члена, еще 4 члена конкурсной комиссии назначены распоряжением главы Батыревского района от 30.09.2020 года №20.

21 октября 2020 года был проведён конкурс на замещение должности главы сельского поселения, и решением конкурсной комиссии от 21.10.2020 года в Собрание депутатов Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики представлены 3 кандидата: ФИО1, ФИО2, Кутузова Л.В.

Заседание конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору проведено с участием 7 членов конкурсной комиссии, по итогам голосования за всех кандидатов проголосовали все 7 присутствующих членов комиссии.

Согласно протоколу №2 заседания Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики четвертого созыва от 21 октября 2020 года на данном заседании решался вопрос об избрании на должность главы Сигачинского сельского поселения из трех кандидатур, выдвинутых по итогам конкурса.

По итогам конкурса по кандидатуре ФИО1 голосов не имелось, за ФИО2 проголосовал 1, за Кутузову Л.В. проголосовало 4.

Решением Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 21.10.2020 года №2 Кутузова Л.В. избрана главой Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что нарушений порядка формирования комиссии, проведения конкурса, голосования, принятия комиссией обжалуемого решения, его опубликования и уведомления кандидатов не установлено. Административный истец был допущен к указанному конкурсу и принял в нем участие, оспариваемое решение принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции. Проведенная процедура конкурса права и законные интересы административного истца не нарушает.

При этом суд сослался на часть 2.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, утвержденный Собранием Депутатов Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики от 25 сентября 2020 года №6.

Принимая административный иск к производству и разрешая его по существу судом нарушены требования процессуальных норм КАС РФ, поскольку одно из требований, указанных в иске неподсудно суду, рассмотревшему дело. Кроме того, по нему не принято решение и не решен вопрос о выделении требования о признании нормативного правового акта, на основании которого проходили выборы депутатами главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района.

Так в административном иске истец оспаривал не только Решение Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 21.10.2020 года №2 об избрании Кутузовой Л.В. главой сельского поселения, но и Приложение к Решению Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 25 сентября 2020 года № 6 «Порядк проведения конкурса по отбору на должность главы Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики», который является нормативным правовым актом.

Согласно п.2 ч.1 ст. 20 КАС РФ административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований рассматриваются в качестве суда первой инстанции суды субъекта, к каковым в Чувашской Республике относится Верховный Суд Чувашской Республики.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление) при установлении неподсудности спора дело передается в суд, к подсудности которого оно отнесено законом, в порядке, предусмотренном статьей 27 КАС РФ.

При этом также необходимо учитывать положения, предусмотренные п. 14 указанного выше Постановления, согласно которого административные исковые требования об оспаривании нормативного правового акта не могут быть рассмотрены судом совместно с иными материально – правовыми требованиями.

С учетом изложенного, оспариваемое решение подлежит отмене, с направлением административного дела в суд первой инстанции для обсуждения и разрешения вопроса о подсудности части требований административного иска суду субъекта.

Что касается доводов апелляционной жалобы о незаконности Решения Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 21.10.2020 года №2 об избрании Кутузовой Л.В. главой Сигачинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, то разрешение данного вопроса взаимосвязано с разрешением законности нормативного правового акта, на основании которого проходило избрание депутатами главы сельского поселения Батыревского района.

В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст.177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 4 февраля 2021 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара ) через суд первой инстанции в течении шести месяцев.

Председательствующий

Судьи

Определение22.06.2021