ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1974/19 от 14.06.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33а-1974/2019

судья Мищенко Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Бурака М.Н.,

судей Пичуева В.В. и Цыдендамбаевой О.Ч.,

при секретаре судебного заседания Жуковой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 14 июня 2019 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Карымского района Забайкальского края в защиту прав и законных интересов ФИО1, ФИО16 И.ча, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО18 ИвА., действующей в своих интересах и интересах детей ФИО9, ФИО10, ФИО11 к Министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, администрации муниципального района «Карымский район», администрации сельского поселения «Большетуринское» муниципального района Карымский район о возложении обязанности принять меры к организации проведения ремонтно-восстановительных работ жилых домов,

по апелляционным жалобам представителя административного ответчика главы администрации муниципального района «Карымский район» - ФИО12, представителя административного ответчика Министерства финансов Забайкальского края - ФИО13, представителя административного ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края - ФИО14,

на решение Карымского районного суда Забайкальского края от 12 сентября 2018 года, которым административный иск удовлетворен частично, признаны незаконными бездействия органов местного самоуправления муниципального района «Карымский район», сельского поселения «Большетуринское», бездействие Министерства территориального развития Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края в связи с непринятием мер к восстановлению жилых домов, расположенных по адресам: <адрес> пострадавших в результате взрыва военных складов Министерства обороны РФ 29 апреля 2014 года.

На муниципальный район «Карымский район» возложена обязанность пройти государственную экспертизу с целью проверки определения сметной стоимости ремонтно-восстановительных работ жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>. В установленном порядке передать полученное заключение в Министерство территориального развития Забайкальского края для решения вопроса финансирования и организации проведения восстановительных работ.

На Министерство территориального развития Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края возложена обязанность обеспечить выделение необходимых финансовых средств для проведения восстановительных работ, организовать проведение восстановительных работ жилых домов, расположенных по адресам: <адрес> в соответствии с подтвержденным государственной экспертизой объемом сметного финансирования.

Заслушав доклад судьи Бурака М.Н., выслушав пояснения представителя Министерства финансов Забайкальского края ФИО13, представителя Министерства территориального развития Забайкальского края ФИО14, представителя администрации муниципального района «Карымский район» ФИО15, поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора Ангарской О.А., считавшей решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционных жалоб не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

прокурор Карымского района Забайкальского края обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил принять меры к организации проведения ремонтно-восстановительных работ жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>; признать незаконными бездействия органов местного самоуправления муниципального района «Карымский район», сельского поселения «Большетуриское», бездействие Министерства территориального развития Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края в связи с непринятием мер к восстановлению жилых домов, расположенных по адресам: <адрес> пострадавших в результате взрыва военных складов Министерства обороны РФ 29 апреля 2014 года. Обязать Муниципальный район «Карымский район» пройти государственную экспертизу с целью проверки определения сметной стоимости ремонтно-восстановительных работ жилых домов, расположенных по адресам: <адрес> В установленном порядке передать полученное заключение в Министерство территориального развития Забайкальского края для решения вопроса финансирования и организации проведения восстановительных работ. Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обеспечить выделение необходимых финансовых средств для проведения восстановительных работ, организовать проведение восстановительных работ жилых домов, расположенных по адресам: <адрес> в соответствии с подтвержденным государственной экспертизой объемом сметного финансирования.

Свои административные исковые требования прокурор мотивировал следующим. В 2014 году лесной пожар перешел на территорию склада боеприпасов Министерства обороны Российской Федерации в с. Большая Тура Карымского района. В результате произошедших взрывов боеприпасов погибли 11 человек, 29 жителей получили травмы различной степени тяжести, нанесен ущерб на сумму более 500 млн. рублей. В связи с чем, на территории края постановлением Губернатора края № 27 от 01 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации, который до настоящего времени не отменен. Последствия чрезвычайной ситуации, объявленной постановлением Губернатора края в связи со взрывами боеприпасов в с. Большая тура в полном объеме не устранены. В период работы межведомственной комиссией, обследовавшей жилые помещения на предмет пригодности для проживания, ФИО2, ФИО7, ФИО16ФИО3, ФИО17 с заявлением о проведении обследования в администрацию сельского поселения «Большетуринское» не обращались. Однако по истечению времени возникла необходимость в проведении ремонтно-восстановительных работ жилых помещений. Вследствие отсутствия в бюджете муниципального района «Карымский район» денежных средств в размере 57,2 тыс. рублей на проведение государственной экспертизы сметных расчетов по каждому дому, восстановительные работы по вышеуказанным домам не начаты, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное и комфортное проживание в них. Жители продолжают проживать в поврежденных домах, что подтверждается актами обследования, проведенного специалистами администрации сельского поселения «Большетуринское».

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика глава администрации МР «Карымский район» - ФИО12 просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Полагает решение незаконным в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права. Считает, что судом должны были быть применены последствия связанные с пропуском срока обращения в суд с требованиями в части обязания МР «Карымский район» пройти государственную экспертизу с целью проверки определения сметной стоимости ремонтно-восстановительных работ жилых домов и передать, в установленном порядке, полученное заключение в Министерство территориального развития Забайкальского края для решения вопроса финансирования и организации проведения восстановительных работ. Считает, что недопустима трата средств на прохождение указанной экспертизы, так как возникает неправомерное расходование средств действующего бюджета. Полагает, что решение не отвечает требованиям исполнимости, поскольку не содержит указания на срок когда требования административного истца об обязании пройти МР «Карымский район» государственную экспертизу должны быть исполнены. По мнению апеллянта бездействие органа местного самоуправления не доказано.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Министерства финансов Забайкальского края - ФИО13 просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым в требованиях о возложении обязанности на Министерство финансов Забайкальского края по выделению финансовых средств для проведения восстановительных работ, организации проведения ремонтно-восстановительных жилых домов отказать. Ссылается на то, что материалы дела не содержат доказательств незаконности действий Министерства финансов при исполнении бюджета края текущего финансового 2014 года. Выражает несогласие с выводом суда о не выполнении обязанности по проведению ремонтно-восстановительных работ и их финансировании для восстановления жилых домов считает противоречащим действующему законодательству, поскольку отсутствует норма, возлагающая такую обязанность на Министерство финансов Забайкальского края. Полагает, что Министерство финансов исполнило в полном объеме возложенные обязанности по выделению средств краевого бюджета на ремонтно-восстановительные мероприятия, иное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций законодательно не определено. Кроме того, указывает на то, что судом вопреки процессуальному закону не исследован вопрос о сроке обращения с административным иском в суд, данный вопрос судом не разрешался. Также обращает внимание на тот факт, что установленный действующим законодательством порядок финансирования со стороны министерства финансов не предусматривает персонифицированного перечисления средств бюджета главному распорядителю средств бюджета Забайкальского края, в данном случае Министерству территориального развития Забайкальского края.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края - ФИО14 просит решение отменить, принять новый судебный акт. Выражает несогласие с выводом суда об уважительности пропуска срока обращения в суд, поскольку доказательств уважительности причин пропуска материалы дела не содержат, в связи с чем, решение о восстановлении срока обращения в суд принято с нарушением норм процессуального права. Полагает, что судом безосновательно признано незаконным бездействие Министерства, в связи с непринятием мер к восстановлению жилых домов, поскольку данные выводы основаны без учета отведенного Комиссией времени для совершения определенных действий. Судом не установлено, какие социальные гарантии имеют граждане в случае возникновения чрезвычайной ситуации, не определено место административных ответчиков в этом процессе, и др., в связи, с чем отсутствие выводов по данным вопросам делает невозможным квалификацию оспоренного бездействия Министерства как незаконного. Судом не дана оценка решениям и действиям Министерства, которые были проведены в отведенные сроки. Кроме того, полагает, что виновных действий Министерства в том, что жилые дома материальных истцов не вошли в число пострадавших домов и не были включены в смету на выполнение ремонтно-восстановительных работ по причине несвоевременного обследования межведомственной комиссией не усматривается. Также считает, что заключение строительно-технической экспертизы, назначенной в ходе рассмотрения дела нельзя отнести к допустимым доказательствам. Полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а резолютивная часть решения носит формальный характер.

Материальные истцы ФИО1, ФИО16, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО18, ФИО9, ФИО10, ФИО11, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, каких-либо ходатайств не заявляли. На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их осуществлению или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29 апреля 2014 года на территории Карымского района Забайкальского края возник лесной пожар, который перешел на территорию в/ч 59313/86, что привело к взрыву боеприпасов и причинению ущерба объектам жилого фонда и социальной инфраструктуры близлежащих населенных пунктов, в том числе и с. Большая Тура. Данное происшествие правильно квалифицировано судом первой инстанции как чрезвычайная ситуация межмуниципального характера.

30 апреля 2014 года распоряжением администрации муниципального района «Карымский район» №548 создана комиссия для проведения работы по оценке ущерба объектам жилого фонда и социальной инфраструктуры пострадавших населенных пунктов.

Для ликвидации последствий взрывов постановлением Губернатора Забайкальского края №27 от 01 мая 2014 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.

Мероприятия, направленные на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, в том числе по проведению ремонтно-восстановительных работ объектов жилого фонда, были предусмотрены протоколами заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края (далее – Комиссия по ЧС).

В частности, протоколом заседания Комиссии по ЧС от 30 апреля 2014 года №47 Министерству территориального развития Забайкальского края предписано определиться с подрядчиком на выполнение работ по восстановлению пострадавших объектов жилого фонда и социальной инфраструктуры; Министерству финансов Забайкальского края обеспечить выделение необходимых финансовых средств для проведения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Протоколом заседания Комиссии по ЧС от 01 мая 2014 года №48 Министерству территориального развития Забайкальского края предписано ускорить работу по определению материального ущерба жилому фонду и объектам экономики и социальной инфраструктуры в результате взрывов на воинском складе, подготовить документы для выделения денежных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации; определить перечень первоочередных работ по восстановлению пострадавших объектов или строительству новых.

В соответствии с протоколом заседания Комиссии по ЧС от 02 мая 2014 года Министерству территориального развития Забайкальского края указано на необходимость завершить работу по определению материального ущерба жилому фонду и объектам экономики и социальной инфраструктуры в результате взрывов на воинском складе, подготовить обращение для выделения денежных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации; определить подрядчиков на проведение работ по восстановлению пострадавших объектов или строительству новых.

Согласно протокола заседания Комиссии по ЧС от 28 мая №63 комиссия возложила на администрацию муниципального района «Карымский район» и администрацию сельского поселения «Большетуринское» обязанность в срок до 01 июня 2014 года подготовить акты обследования утраченного имущества граждан, обследования объектов в том числе: частных жилых домов, помещений; собрать заявления на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости; подготовить списки граждан (пункт 1); Министерству территориального развития Забайкальского края предписано в срок до 29 мая 2014 года подготовить и направить письмо о выпуске государственных жилищных сертификатов для граждан лишившихся жилых помещений; в срок до 06 июня 2014 года совместно с администрацией муниципального района «Карымский район» и администрацией сельского поселения «Большетуринское» завершить подготовку документов, необходимых для оформления выпуска государственных жилищных сертификатов для граждан лишившихся жилых помещений; оказать содействие органам местного самоуправления в подготовке заключений о признании жилых помещений (домов) непригодными (пригодными) для постоянного проживания; в срок до 01 июня 2014 года определится с заказчиком и источником финансирования ремонтно-восстановительных работ на жилых объектах в с. Большая Тура и с. Кадахта. Совместно с Министерством финансов Забайкальского края проработать вопрос финансирования затрат на ремонтно-восстановительные работы в с. Большая Тура Карымского района из резервного фонда Правительства Забайкальского края в связи с ограничениями по привлечению соответствующих средств из резервного фонда Правительства РФ (пункт 3).

Несмотря на проведенную органами местного самоуправления и Правительством Забайкальского края работу по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, ряд домов в с. Большая Тура, пострадавших от взрывов 29 апреля 2014 года, восстановлено не было, что и послужило основанием для обращения материальных истцов в прокуратуру за защитой прав, а в последствии прокурора Карымского района в суд с настоящим административным иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794, нормативные акты Забайкальского края и протокола Комиссии по ЧС, установил, что вопросы по организации мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в части выделения необходимых финансовых средств для проведения восстановительных работ, производства ремонтных работ пострадавшего при взрывах боеприпасов 29 апреля 2014 года жилого фонда с. Большая Тура Карымского района Забайкальского края, расположенного в зоне чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, относится к полномочиям Министерства территориального развития Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края. При этом, опираясь на исследованные в судебном заседании доказательства, пришел к выводу о бездействии административных ответчиков, выразившегося в непринятии мер к выделению в необходимом количестве финансовых средств, организации и проведении восстановительных работ заявленных истцами жилых помещений в с. Большая Тура, в том числе для проведения государственной экспертизы с целью проверки определения сметной стоимости ремонтно-восстановительных работ жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о бездействии органов местного самоуправления муниципального района «Карымский район», сельского поселения «Большетуринское», Министерства территориального развития Забайкальского края, выразившегося в непринятии мер к восстановлению пострадавших от взрывов жилых домов с. Большая Тура, находит данные выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона, в силу следующего.

Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения в области социальной защиты граждан, территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации из последствий, регламентированы в том числе Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства Российской Федерации №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

При этом действующее законодательство в рассматриваемой сфере, определяя Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее основные задачи, принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статьи 4, 4.1, 5, 6, 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ), одновременно разграничил полномочия в этой сфере между уровнями государственной власти.

В частности, финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут произведены, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты "е", "ж", "л" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ).

В силу норм Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794, Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 20 января 2009 года №7, ликвидация чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

В нарушение требований закона, а также решений Комиссии по ЧС, органы местного самоуправления сельского поселения «Большетуринское» и муниципального района «Карымский район», не провели обследование жилого фонда с. Большая Тура, ограничившись в ряде случаев взятием заявлений, в том числе и с материальных истцов об отсутствии повреждений и претензий, что привело к несвоевременному выявлению разрушений в результате взрывов боеприпасов. При этом уполномоченный орган – Министерство территориального развития Забайкальского края, надлежащим образом не организовал и не проконтролировал проведение работ по восстановлению жилых помещений материальных истцов.

Несмотря на выполнение муниципальным районом «Карымский район» обязанности по определению сметной стоимости восстановления домов, до настоящего времени им не проведена государственная экспертиза расчета сметной стоимости затрат на восстановление, что препятствует дальнейшему решению вопроса о выделении денежных средств из краевого бюджета.

Данные обстоятельства опровергают доводы апелляционных жалоб администрации муниципального района «Карымский район» и Министерства территориального развития Забайкальского края об отсутствии бездействия со стороны данных административных ответчиков. По существу, доводы данных апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и к иной оценке доказательств, для чего оснований не имеется.

Не влечет отмену решения и довод Министерства территориального развития Забайкальского края о выполнении данным административным ответчиком всех мероприятий, предписанных протоколами заседания Комиссии по ЧС и связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, поскольку, несмотря на проведение ряда мероприятий, до настоящего времени жилые дома материальных истцов не восстановлены.

Подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы администрации муниципального района «Карымский район» о недопустимости траты средств на прохождение государственной экспертизы с целью проверки определения стоимости ремонтно-восстановительных работ из бюджета района, поскольку выполнение данной обязанности предусмотрено действующим законодательством.

Соглашается судебная коллегия и с выводом суда об уважительности пропуска срока обращения в суд, при этом отмечает, что материальные истцы обратились в прокуратуру для защиты нарушенных прав в трехмесячный срок с момента проведения обследования их жилых домов.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы Министерства финансов Забайкальского края об отсутствии в деле доказательств незаконности действий (бездействия) данного административного ответчика в связи с непринятием мер к восстановлению жилых домов материальных истцов, пострадавших в результате взрыва 29 апреля 2014 года.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме исполнило возложенные обязанности по выделению средств краевого бюджета на мероприятия по ремонтно-восстановительным работам домов, пострадавших в результате взрывов 29 апреля 2014 года, путем перечисления средств резервного фонда бюджету муниципального района «Карымский район» на основании распоряжений Правительства Забайкальского края от 27 июня 2014 года №391-р, от 02 июля 2014 года №401-р, от 15 сентября 2014 года №560-р.

При этом Министерство финансов Забайкальского края не является органом, к полномочиям которого отнесена организация мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не наделено действующим законодательством полномочиями на участие в правоотношениях по предоставлению конкретным муниципальным образованиям края субвенций из краевого бюджета, а установленный действующим бюджетным законодательством порядок финансирования, со стороны Министерства финансов Забайкальского края, не предусматривает персонифицированного (с указанием конкретных муниципальных учреждений или конкретных целей) перечисления средств бюджета главному распорядителю средств бюджета Забайкальского края, в том числе Министерству территориального развития Забайкальского края либо муниципальным районам.

Поскольку Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме исполнило возложенные обязанности по выделению средств краевого бюджета на мероприятия по ремонтно-восстановительным работам домов, пострадавших в результате взрывов 29 апреля 2014 года, судебная коллегия не усматривает бездействия со стороны данного административного ответчика, в связи с чем, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных к Министерству финансов Забайкальского края требований.

Не соглашается судебная коллегия и с решением суда в части предоставления ФИО1 мер социальной поддержки в связи с повреждением жилого дома по адресу: <адрес>

Из материалов дела следует, что на момент взрыва боеприпасов 29 апреля 2014 года вышеуказанный жилой дом по праву собственности принадлежал Ахтямовой Мавзиде, которая умерла 18 февраля 2016 года. В наследство, оставшееся после смерти ФИО17, вступила ее дочь – ФИО1 Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрена возможность перехода права на меры социальной поддержки умершей к наследнику, в связи с чем, требования прокурора в интересах ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Отклоняя довод административных ответчиков о неисполнимости судебного решения, судебная коллегия отмечает, что постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года №144 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, согласно положений пункта 2 которого средства фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Основанием для использования бюджетных ассигнований фонда является распоряжение Правительства Забайкальского края (пункт 3). Основанием для подготовки проекта распоряжения Правительства Забайкальского края является поручение Губернатора Забайкальского края, лица, его официально замещающего, либо лица, официально замещающего председателя Правительства Забайкальского края, данное на основании письменного мотивированного обращения руководителя исполнительного органа государственной власти Забайкальского края, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, осуществляющим распределение выделяемых бюджетных ассигнований (пункт 4). Главные распорядители бюджетных средств представляют в Министерство финансов Забайкальского края документы с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно-финансовые расчеты (пункт 5). При этом Министерство финансов Забайкальского края осуществляет подготовку проекта распоряжения Правительства Забайкальского края в установленном порядке (пункт 6) и в соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края доводит лимиты бюджетных обязательств до соответствующих главных распорядителей бюджетных средств (пункт 7).

Отмена постановлением Губернатора Забайкальского края от 06 июля 2018 года №43 на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, не свидетельствует о неисполнимости решения, поскольку изложенный выше порядок использования средств резервного фонда не зависит от наличия действующего режима чрезвычайных ситуаций.

На основании вышеизложенного решение суда подлежит изменению, с установлением в соответствии с предписаниями п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ срока исполнения заявленных требований с учетом принципов разумности и достаточности для исполнения.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Карымского районного суда Забайкальского края от 12 сентября 2018 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.

Административные исковые требования прокурора Карымского района Забайкальского края удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействия органов местного самоуправления муниципального района «Карымский район», сельского поселения «Большетуринское», Министерства территориального развития Забайкальского края в связи с непринятием мер к восстановлению жилых домов, расположенных по адресам: <адрес> пострадавших в результате взрыва военных складов Министерства обороны Российской Федерации 29 апреля 2014 года.

Обязать муниципальный район «Карымский район», в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, пройти государственную экспертизу с целью проверки определения сметной стоимости ремонтно-восстановительных работ жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>. В установленном порядке передать полученное заключение в Министерство территориального развития Забайкальского края для решения вопроса финансирования и организации проведения восстановительных работ.

Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края, в срок не позднее двух месяцев со дня поступления из муниципального района «Карымский район» результатов государственной экспертизы, представить в Министерство финансов Забайкальского края документы с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно-финансовые расчеты в соответствии с подтвержденным государственной экспертизой объемом сметного финансирования и организовать проведение восстановительных работ жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи