Судья Рудиш Г.В. 24RS0048-01-2019-014083-53
Дело № 33а-1987/2021
3.024а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Мирончика И.С.,
судей: Александрова А.О., Корниенко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казбановой Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Александрова А.О.
административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» о признании решения незаконным,
по апелляционной жалобе и дополнению к ней представителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» ФИО2,
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 29 октября 2020 года, которым постановлено:
«Признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, выраженное в уведомлении о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от <дата>№
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем повторного рассмотрения уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от <дата>
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» (далее – МКУ «УПРАВЗЕМ») о признании незаконным решения и возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, регистрация права собственности осуществлена <дата> Постановлением администрации Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от <дата>№ утвержден градостроительный план данного земельного участка, <дата> администрацией сельсовета административному истцу выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, сроком на 10 лет. <дата> ФИО1 в МКУ «УПРАВЗЕМ» подано уведомление об окончании строительства. Уведомлением от <дата> МКУ «УПРАВЗЕМ» сообщило ФИО1 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности в связи с нахождением вышеуказанного земельного участка в запретной зоне военного объекта – Красноярского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, а также в связи с несоответствием параметров построенного административным истцом жилого дома предельным параметрам разрешенного строительства, установленным Правилами землепользования и застройки территории Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от <дата>№ Административный истец считает данное решение незаконным, нарушающим его права, поскольку на момент выдачи разрешения на строительство спорного объекта запретная зона установлена не была, информация о нахождении спорного земельного участка в границах запретной зоны, как в договоре купли-продажи, так и в градостроительном плане отсутствовала. Кроме того, на момент выдачи разрешения на строительство спорного объекта действовали Правила землепользования и застройки на территории Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от <дата>№, которые в последующем утратили силу, в связи с чем административный истец полагает, что при рассмотрении уведомления об окончании строительства административный ответчик должен был проверять соответствие указанных в нем параметров построенного жилого дома предельным параметрам, установленным ПЗиЗ от <дата>
Учитывая данные обстоятельства, ФИО1 просил признать незаконным уведомление о несоответствии построенного им объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности от <дата>№, обязать МКУ «УПРАВЗЕМ» устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства от <дата>
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней представитель МКУ «УПРАВЗЕМ» ФИО2 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Полагает, что принятое МКУ «УПРАВЗЕМ» решение о несоответствии построенного ФИО1 объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности основано на требованиях действующего законодательства, так как закон содержит прямой запрет на строительство объектов ИЖС на территории запретной зоны военного объекта. На момент рассмотрения уведомления об окончании строительства данные ограничения были зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером №
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), выслушав объяснения представителя МКУ «УПРАВЗЕМ» ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, и полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, но не сообщивших суду о причинах неявки и не просивших об отложении разбирательства дела, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
На основании части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, а также в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Согласно пункту 5 части 19 ст. 55 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ установлено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - Положение), которым определен порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
В соответствии с пунктом 2 Положения, запретная зона - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (пункт 4 Положения).
В силу п. 12 Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Нормы, предусмотренные пунктами 10 - 14 настоящего Положения, применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (пункт 15 Положения).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ФИО1 с <дата> является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.; категория земель - земли населенных пунктов; виды разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
<дата> постановлением администрации Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края № утвержден Градостроительный план № земельного участка с кадастровым номером №, согласно которому (раздел 2.1) к основным видам разрешенного использования земельного участка, в том числе отнесены усадебные и одноквартирные жилые дома.
Чертеж градостроительного плана содержит в себе информацию о месте допустимого размещения объекта капитального строительства внутри земельного участка, предельной высоте здания, количестве этажей и максимальном проценте застройки.
<дата> администрацией Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края ФИО1 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., сроком на 10 лет.
<дата> административным истцом в МКУ «УПРАВЗЕМ» подано уведомление об окончании строительства, согласно которому ФИО1 на земельном участке с кадастровым номером № возведен объект индивидуального жилищного строительства, площадью застройки <данные изъяты> кв.м., высотой <данные изъяты> метров, с отступами от границ земельного участка: <данные изъяты> м., <данные изъяты> м., <данные изъяты> м., <данные изъяты> м.
Рассмотрев данное уведомление, МКУ «УПРАВЗЕМ» направило заявителю уведомление от <дата>№ о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям законодательства о градостроительной деятельности, мотивированное тем, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в запретной зоне военного объекта – Красноярского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№ «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».
Кроме того, указано на несоответствие параметров построенного административным истцом жилого дома предельным параметрам разрешенного строительства, установленным градостроительным законодательством и Правилами землепользования и застройки территории Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от <дата>№, в части несоблюдения минимальных отступов от границ красной линии земельного участка до объекта капитального строительства (2 м., вместо положенных 3 м.).
Из сведений о данном земельном участке усматривается, что на него установлены ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ на основании Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».
При этом сведения об ограничении прав на указанный земельный участок в виде зоны с особыми условиями использования территории - запретной зоны военного объекта внесены в Единый государственный реестр недвижимости только <дата>
Постановлением администрации Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от <дата>№ административному истцу предоставлено разрешение на отклонение от предельного параметра с уменьшением минимального расстояния от границ красной линии земельного участка до объекта капитального строительства с 3 м. до значения 1,8 м.
Разрешая дело, признавая незаконным оспариваемое решение и возлагая на административного ответчика обязанность по устранению нарушенных прав ФИО1 путем повторного рассмотрения уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от <дата> суд первой инстанции правомерно исходил из того, что разрешение на строительство было выдано ФИО1, и градостроительный план земельного участка утвержден до внесения в ЕГРН сведений об ограничениях прав на данный земельный участок в соответствии с п. 12 постановления Правительства РФ от <дата>№
Так, изначально спорный земельный участок был предоставлен администрацией Шуваевского сельсовета Емельяновского района в собственность физического лица ФИО12 на основании свидетельства о праве собственности на землю от <дата>, в последующем на основании договора купли-продажи от <дата> поступил в собственность административного истца ФИО1 Названные события имели место до вступления в силу постановления Правительства РФ от <дата>№ На момент приобретения земельного участка, границы запретной зоны военного объекта установлены не были, каких-либо претензии со стороны третьих лиц не предъявлялось.
При этом земельный участок с кадастровым номером № фактически для обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности, не используется, находится в частной собственности административного истца, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Учитывая, что административный истец воспользовался своим правом на согласование отклонений предельных параметров разрешенного строительства в соответствии с постановлением администрации Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от <дата>№, суд обоснованно признал уведомление о несоответствии построенного им объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности от <дата>№ незаконным.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела. Судом проверены и надлежащим образом оценены доводы административного истца, на которые он ссылался в обоснование своих требований. Выводы суда подробно изложены в решении, мотивированы и сомнений не вызывают.
Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней представителя МКУ «УПРАВЗЕМ» ФИО2 о законности оспариваемого решения со ссылкой на установленные в отношении земельного участка ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ на основании постановления Правительства РФ от <дата>. № судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку разрешение на строительство жилого дома выдано административному истцу до внесения сведений о границах запретной зоны в ЕГРН.
На момент рассмотрения данного дела разрешение на строительство, выданное <дата> администрацией Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края ФИО1, не отменено и незаконным не признано.
Кроме того, как правильно указано судом, ФИО1 на схеме определено расстояние до границы своего земельного участка, расстояние до красной линии административный истец не определял. В свою очередь, выезд на объект представитель административного ответчика не осуществлял, расстояние до границ красных линий не измерялось, в связи с чем выводы административного ответчика о несоответствии объекта правилам землепользования и застройки являются преждевременными.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны тем, которые были рассмотрены судом первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда по делу и направлены на переоценку верно установленных им обстоятельств, поэтому не могут быть приняты во внимание.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 29 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: