Судья: Торбик А. В. Дело № 33а-19932/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Варламовой Е.А., Найденовой Л.А.,
при секретаре Горохове С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июля 2017 года апелляционную жалобу Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области»
на решение Щелковского городского суда Московской области от 18 января 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Тиунова А. В. к ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учёта и обязании провести кадастровый учёт,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
установила:
Тиунов А.В. обратился с административным иском в суд, просил признать незаконным решение ФФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области от 16.11.2016 года № МО-16/РКФ-447634 о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <данные изъяты>, <данные изъяты>, в соответствии с межевым планом от 01.11.2016 года, подготовленным кадастровым инженером Тиуновым А.В.; возложить обязанность на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области осуществить кадастровый учет вышеуказанного земельного участка в соответствии с межевым планом от 01.11.2016 года, подготовленным кадастровым инженером Тиуновым А.В.
В обоснование указано, что администрацией Щелковского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности образуется земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, <данные изъяты>. Постановлением администрации Щелковского муниципального района от 27.06.2016 № 2941 утверждена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В целях постановки на кадастровый учет данного земельного участка и в соответствии с действующим земельным законодательством кадастровым инженером Тиуновым А.В. составлен Межевой план, который 01.11.2016 года был направлен в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области (Отдел кадастрового учета № 3).
Решением административного ответчика от 16.11.2016 года № МО-16/РКФ-447634 административному истцу было приостановлено в осуществлении кадастрового учета земельного участка по следующим причинам: Раздел «Схема расположения земельного участка» оформлен с нарушением п.п. 72,73 Требований; представленное постановление подготовлено без согласования уполномоченного органа в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области»; представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории составлена с нарушением статьи 11.10 Земельного кодекса № 136-ФЗ от 25.10.2001 года и с нарушением Приказа от 27.11.2014 № 762 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Считал данное решение незаконным.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 18 января 2017 года требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе административного ответчика ставится вопрос об отмене решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Усматривается, что кадастровый инженер Тиунов А.В. обратился в суд 30.11.2016 года, оспаривая решение от 16.11.2016 года о приостановлении осуществления постановки на кадастровый учет земельного участка, образованного из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности – отнесенного к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования для обслуживания автотранспорта.
Заказчиком межевых работ являлась администрация Щелковского муниципального района Московской области.
Разрешая административный иск и удовлетворяя заявленные требования, суд не учел, что с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений, вступил в силу Федеральный закон от 13.07. 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218).
В соответствии со ст. 3 Закона № 218 государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведении, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти и его территориальными органами. Согласно новому Закону № 218, проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы.
Исходя из п. 4 ст. 3 Закона № 218, отдельные полномочия opгана регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в п.п. 2 - 4 части 3 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии отдельными полномочиями органа регистрации прав» на территории региона осуществляет филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области (далее – филиал)
Основной задачей филиала является ведение и предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости на территории области. Филиал также реализует полномочия Росреестра в Московской области по оказанию государственных услуг в сфере регистрации прав сделок с недвижимостью и предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости.
В связи с вышеизложенным в качестве административного ответчика по делам об оспаривании действий (бездействия) органа регистрации прав должно выступать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управление Росреестра по Московской области).
Следовательно, суд первой инстанции, вынося 17.01.2017 года решение о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета земельного участка, принятого органом кадастрового учета до 01.01.2017 года, и возлагая обязанность осуществить кадастровый учет вышеуказанного земельного участка в соответствии с межевым планом от 01.11.2016 года, подготовленным кадастровым инженером Тиуновым А.В., на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, не учел, что обязательные требования по осуществлению необходимых учетно-кадастровых процедур следует выносить в отношении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Однако к участию в деле надлежащий ответчик привлечен не был, в связи с чем решение является незаконным, поскольку им разрешен вопрос о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в административном деле.
Кроме того, усматривается, что вопрос постановки на кадастровый учет земельного участка затрагивает права заказчика межевых работ - администрации Щелковского муниципального района, однако администрация также у участию в деле привлечена не была.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 311 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит безусловной отмене, а дело – направлению в суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует привлечь к участию в деле Управление Росреестра по Московской области, а также администрацию Щелковского муниципального района Московской области и постановить законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щелковского городского суда Московской области от 18 января 2017 года отменить. Направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи