ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2004 от 26.04.2017 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33а-2004 судья Никитина Е.А. 2017 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2017 года г.Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Улыбиной С.А.

судей Акатьевой Т.Я. и Сиротиной Е.С.

при секретаре судебного заседания Кирилловой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сиротиной Е.С.

административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Конаковского городского суда Тверской области от 26 декабря 2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования сельское поселение «Завидово» Конаковского района Тверской области, главе администрации муниципального образования сельское поселение «Завидово» Конаковского района Тверской области ФИО2

о признании незаконным оформленный письменным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ года отказ в выдаче ФИО1 разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , площадью 571 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, сельское поселение «Завидово», <адрес>,

и возложении обязанности выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , площадью 571 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, сельское поселение «Завидово», <адрес>, -оставить без удовлетворения».

Судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования сельское поселение «Завидово» Конаковского района Тверской области, главе администрации муниципального образования сельское поселение «Завидово» Конаковского района Тверской области ФИО2 о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

В обоснование требований указано, что она является собственником земельного участка с кадастровым , общей площадью 571 кв.м, вид разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство», расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение «Завидово», <адрес>, на основании договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка под объектом недвижимого имущества от «ДД.ММ.ГГГГ года. На данном земельном участке имеются строения: гараж, баня и хозяйственная постройка. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию муниципального образования сельское поселение «Завидово» с заявлениями о выдаче градостроительного плана вышеуказанного земельного участка и разрешения на строительство индивидуального жилого дома на участке. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым . ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО сельское поселение «Завидово» вынесено уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома на данном земельном участке в связи с выявлением несоответствия документов требованиям градостроительного регламента - площадь земельного участка менее минимальной площади участка, установленной для данной территориальной зоны согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение «Завидово» <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов сельское поселение «Завидово» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Решения от ДД.ММ.ГГГГ)». Полагает, что положение о том, что минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства, подлежит применению лишь в отношении вновь образованных земельных участков и земельных участков, предоставленных после введения в действие указанных Правил. Правила землепользования и застройки сельского поселения «Завидово», принятые в ДД.ММ.ГГГГ году, не могут ухудшать положение собственника земельного участка, приобретенного в ДД.ММ.ГГГГ году. Отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома является незаконным, нарушает её права и законные интересы, поскольку она не может реализовать своё право на строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя ФИО3

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании поддержала административный иск в полном объеме.

Административные ответчики глава администрации муниципального образования сельского поселения ФИО4 и администрация муниципального образования сельского поселения «Завидово» в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе административным истцом ФИО1 оспаривается законность и обоснованность судебного постановления, приводятся доводы, аналогичные доводам искового заявления.

Участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, причины неявки неизвестны, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 на праве собственности принадлежит на основании договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка под объектом недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, общая площадь 571 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, с/п «Завидово», <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 69-АВ , выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок по вышеуказанному адресу, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение «Завидово», утвержденными решением Совета депутатов сельского поселения «Завидово» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ), расположен в границах зоны Ж-1.1. - Подзона существующей жилищной застройки - подзона застройки индивидуальными жилыми домами выделена на территориях существующей застройки для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа с разрешенным набором услуг местного значения. Минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства, включая площадь застройки составляет 1000 кв.м.

Первоначально ФИО1 на основании Постановления Главы администрации Мокшинского сельского округа Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен земельный участок площадью 0,033816 га в аренду на 3 года для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства бани, расположенный в <адрес>.

На основании Постановления Главы Конаковского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен договор аренды на ранее выделенный земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства бани, площадью 381,6 кв.м., с указанием ограничения в пользовании: водоохранная зона Иваньковского водохранилища.

На основании Постановления Главы администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ «О приобретении ФИО1 в собственность за плату земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства бани в <адрес>», с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ заключен договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка под объектом недвижимого имущества с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства бани.

Постановлением Администрации МО сельское поселение «Завидово» Конаковского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение «Завидово», <адрес>, изменено с «для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства бани» на «под индивидуальное жилищное строительство».

Судом установлено, что на указанном земельном участке расположены хозяйственная постройка, площадью 8 кв.м., баня, площадью 13 кв.м., гараж, площадью 24 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию МО сельское поселение «Завидово» с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка и заявлением о получении разрешения на строительство жилого дома.

Постановлением Главы администрации МО сельского поселения «Завидово» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка из земель населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство с кадастровым номером , площадью 0,0571 га, адрес объекта: <адрес>, сельское поселение Завидово, <адрес>.

Уведомлением Главы администрации МО сельского поселения «Завидово» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома, в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного регламента - площадь земельного участка менее минимальной площади участка, установленной для данной территориальной зоны согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение «Завидово» <адрес>, утвержденным решением Совета депутатов сельское поселение «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов и пришел к обоснованному выводу о том, что отказ в выдаче ФИО1 разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке основан на нормах действующего законодательства.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 названной статьи.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

В соответствии в частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами

В соответствие с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты устанавливаются Правилами землепользования и застройки, определяют основу правового режима земельных участков и обязательны для исполнения всеми землепользователями.

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В силу пункта 4 указанной статьи реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Согласно части 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия в области градостроительной деятельности осуществляются органами местного самоуправления сельского поселения.

В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории и обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.

Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

В силу статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что утверждение градостроительного плана не подразумевает обязательную выдачу разрешения на строительство.

Генеральный план муниципального образования сельское поселение «Завидово» <адрес> действует в редакции решения Совета депутатов сельского поселения «Завидово» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования сельское поселение «Завидово» <адрес>».

Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение «Завидово» утверждены решением Совета депутатов сельское поселение «Завидово» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ).

Данные акты являются документами территориального планирования муниципального образования в соответствие со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Данными Правилами землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Завидово» <адрес> утвержден градостроительный регламент, представляющий собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Частью 1 статьи 26 правил предусмотрен минимальный размер земельного участка для строительства индивидуального жилого дома – 1000 кв.м. в территориальной зоне Ж-1.1.

Принимая во внимание, что площадь земельного участка ФИО1 менее установленного Правилами минимального размера земельного участка и составляет 571 кв.м., администрацией муниципального образования сельское поселение «Завидово» <адрес> принято обоснованное решение об отказе в выдаче разрешения на с строительство от ДД.ММ.ГГГГ на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного регламента.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предусмотренный статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения заявления ФИО1 о выдаче разрешения на строительство ответчиком соблюден, основания к отказу в выдаче разрешения на строительство установлены.

Судом первой инстанции принято во внимание то обстоятельство, что первоначально земельный участок был предоставлен для постройки бани.

Доводы истцовой стороны о невозможности применения действующих Правил землепользования и застройки применительно к ранее предоставленному участку судом верно расценены как неверное толкование действующих положений закона, поскольку разрешение на строительство истребовано в настоящее время, строительство истцом только предполагается, применение действующих регламентов застройки поселения ответчиками произведено верно, поскольку указанные Правила не распространяются на жилые дома и другие объекты, введенные в эксплуатацию в установленном законом порядке и отвечающие требованиям иных территориальных зон, строительство которых осуществлялось до вступления в силу настоящих Правил.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Постановление Главы администрации муниципального образования сельское поселение «Завидово» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельного участка на «под индивидуальное жилищное строительство» не является безусловным основанием для выдачи разрешения на строительство.

Вопреки доводам апелляционной жалобы необходимой совокупности условий (не соответствие нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца) для признания незаконным отказа главы администрации муниципального образования сельское поселение «Завидово» <адрес> в выдаче разрешения на строительство жилого дома при рассмотрении дела не установлено.

Данный отказ не противоречит представленным заявителем ФИО1 документам.

Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, им дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия признает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного иска. Права административного истца не нарушены, заявление ФИО1 рассмотрено в установленном порядке.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Конаковского городского суда Тверской области от 26 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи