... № 33а-20208/2016
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа 12 октября 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей: Идрисовой А.В.,
Киньягуловой Т.М.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Т., Т. на решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от <дата>, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Т., Т. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <№> по Республике Башкортостан о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации ликвидации Государственного Учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» (ГУ БИЦОР) и обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы <№> по Республике Башкортостан путем сохранения ранее внесенных сведений о ликвидации ГУ БИЦОР в ЕГРЮЛ внести новую запись в ЕГРЮЛ об отказе в государственной регистрации ликвидации Государственного учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» со ссылкой на изменяемую запись, отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т., Т. обратились в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <№> по Республике Башкортостан о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации ликвидации Государственного учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» (ГУ БИЦОР), мотивировав тем, что <дата> административный ответчик принял решение о государственной регистрации ликвидации ГУ БИЦОР. Однако, перед принятием решения о внесении записи административный ответчик нарушил предписания, предусмотренные п. 3 ст. 51 ГК РФ, ч. 1.1 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ, п. 1, п. 2 ст. 63 ГК РФ и положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ <№>, а именно: не проверил на достоверность данных, изложенных в представленных ему документах. На стр. <№> промежуточного ликвидационного баланса (далее ПЛБ) от <дата> административный ответчик не заполнил раздел «Сведения о предоставлении документа». То же самое не сделано и в ликвидационном балансе с незаполненными графами бланков и с абсолютно одинаковыми цифрами в этих балансах.
Кроме того, административный ответчик не потребовал у ГУ БИЦОР правильного соблюдения требований к составлению промежуточного ликвидационного баланса и предоставления к нему приложений, в соответствии с ч. 1.1 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ. Как указывает административный ответчик, он не должен был принимать ПЛБ, составленный ГУ БИЦОР <дата>, так как уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица уже было подано административному ответчику <дата>, а <дата> уже был составлен ПЛБ после выхода распоряжения Правительства Республики Башкортостан <№>-р о ликвидации ГУ БИЦОР от <дата>, которое не отменено. Второе уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица было подано административному ответчику <дата>, то есть во время ликвидации.
Этим уведомлением вычеркнут (скрыт) период ликвидации ГУ БИЦОР с <дата> по <дата> и, соответственно, вся информация об имуществе юридического лица, о кредиторах, о кредиторской задолженности и судебных решениях, вынесенных судами в пользу кредиторов, которая должна была вноситься в первый ПЛБ по мере поступления в ЛК ГУ БИЦОР судебных решений.
Это второе незаконное внесение в ЕГРЮЛ уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица привело к предоставлению ГУ БИЦОР второго варианта ПЛБ, что также запрещено законом и привело, по мнению Т., к нарушению их прав.
Следствием этих действий административного ответчика и принятия им решения нарушаются права Т., как кредиторов ГУ БИЦОР, в части кредиторской задолженности третьей очереди - обязательные платежи по кредиторам. Так, ГУ БИЦОР не перечислил в полном размере страховые взносы во внебюджетные фонды, а также налоги в бюджет на доходы физического лица в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Административные истцы просили суд признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <№> по Республике Башкортостан о внесении государственной регистрации ликвидации Государственного учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» в Единый государственный реестр юридических лиц по причине принятия регистрирующим органом без проверки на соответствие требованиям закона предоставленных ему промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса по ГУ БИЦОР, не отражающих достоверную информацию о его расчетах с бюджетом и кредиторами по перечислениям в бюджет и во внебюджетные фонды. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы <№> по Республике Башкортостан путем сохранения ранее внесенных сведений о ликвидации ГУ БИЦОР в ЕГРЮЛ внести новую запись в ЕГРЮЛ об отказе в государственной регистрации ликвидации Государственного учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» со ссылкой на изменяемую запись.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Т., Т. просят отменить решение суда, ссылаясь на его не законность и необоснованность, приводят доводы аналогичные доводам административного искового заявления.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Т., Т., представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <№> по Республике Башкортостан Ш., Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при ликвидации регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и иными нормативно-правовыми актами.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица, путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации. Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определен перечень документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, а именно: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.2. и 4.1. ст. 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом, заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия и решения МИФНС <№> по Республике Башкортостан по внесению в ЕГРЮЛ изменений, касающихся ликвидации Государственного учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики», являются законными.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата> уполномоченным заявителем ГУ «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» представлены в регистрирующий орган уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме <№>, уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначением ликвидатора по форме <№>.
<дата> на основании представленных документов ИФНС России по <адрес> внесены записи в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидатором ГУ «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» М.
<дата> уполномоченным заявителем ГУ «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» представлены в регистрирующий орган приказ <№> от <дата> Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и уведомление о ликвидации юридического лица по форме <№> (смена председателя ликвидационной комиссии).
<дата> на основании представленных документов регистрирующим органом внесена запись в ЕГРЮЛ о назначении председателя ликвидационной комиссии - А.
Установлено, что сведения о принятии решения о ликвидации ГУ «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» были опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» <№> от <дата>. Сообщение содержит разъяснения порядка и срока обращения кредиторов по вопросу ликвидации юридического лица.
<дата> ликвидатором ГУ «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» представлено в регистрирующий орган уведомление о ликвидации юридического лица по форме <№> (вх. <№>) в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса с приложением промежуточного ликвидационного баланса, утвержденного решением учредителя от <дата>. В результате рассмотрения представленных документов, <дата> регистрирующим органом внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
<дата> ГУ «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» представлены в регистрирующий орган следующие документы: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме <№>; документ об уплате госпошлины; ликвидационный баланс, в виде бухгалтерской отчетности, утвержденный решением учредителя от <дата>.
<дата> ГУ – Управлением Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Башкортостан предоставлены сведения об исполнении юридическим лицом обязательств в соответствии с п.п. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Представленный в налоговый орган пакет документов для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией соответствовал установленному порядку представления документов, требованиям к их содержанию и форме. В связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации, регистрирующим органом было принято решение о государственной регистрации ликвидации ГУ «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики», внесена в ЕГРЮЛ <дата> за государственным регистрационным номером <№>.
При указанных выше обстоятельствах, является правильным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований. Государственная регистрация ликвидации ГУ «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» осуществлена регистрирующим органом с учетом всех сведений о данном юридическом лице, которые в силу Закона № 129-ФЗ достаточны для осуществления указанного действия. Необходимость анализировать иные данные о юридическом лице, в том числе о выполнении им иных обязанностей, законом не предусмотрена.
Таким образом, доводы жалобы о том, что в промежуточном ликвидационном балансе отсутствует вся информация, предусмотренная ст. 63 ГК РФ, не может служить основанием для удовлетворения иска. В силу пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на регистрирующий орган не возлагается обязанность проверять на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации формы представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащихся в них сведений, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Кроме того, Судебная коллегия полагает, что решение регистрирующего органа о ликвидации учреждения не нарушает прав и законных интересов административных истцов, не созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, на них не возложены какие-либо обязанности.
Ликвидатор ГУ «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» удовлетворил требования Т. и Т. и выплатил им задолженность по заработной плате, денежную компенсацию за неиспользованные отпуска, выходное пособие, индексацию из-за инфляции и прочее.
Доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального права (не дал возможность ответить на возражение ответчика, не провел прений, не исследовал доказательства) противоречат материалам дела, протоколу судебного заседания. Суд исследовал доказательства, дал сторонам возможность выступить в прениях, дал оценку как доводам истцов так возражениям ответчика.
При указанных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения.
Руководствуясь статьями 307-309 КАС РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Т., Т. – без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи А.В. Идрисова
Т.М. Киньягулова