Судья Косцюкевич Е.А. Дело № 33а-2021/2022
25 RS0007-01-2021-006489-86
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 апреля 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.,
судей Гуцалова И.В. и Новожиловой И.Н.,
при секретаре Бабицкой Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к администрации городского округа Большой Камень Приморского края об оспаривании бездействия и постановлений органа местного самоуправления об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, по апелляционным жалобам администрации г.Большой Камень и ООО «Управляющая компания «Большой Камень» на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 24 августа 2021 года, которым административное исковое заявление ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 удовлетворено: признано незаконным бездействие администрации городского округа Большой Камень, выразившееся в не созыве общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам в г. Большой Камень: <адрес>, для решения вопроса о выборе способа управления МКД.
Признаны незаконными решения администрации городского округа Большой Камень, оформленные постановлениями от 03.08.2020 №№1244, 1245, 1246; от 04.09.2020 №№1539, 1532; от 09.09.2020 №1554; от 24.09.2020 №1771 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания».
На администрацию городского округа Большой Камень возложена обязанность созвать общее собрание собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в г. Большой Камень по адресам: <адрес>, для решения вопроса о выборе способа управления такими домами в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу с включением в повестку вопросов согласно Жилищному кодексу РФ.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения представителя администрации г. Большой Камень Пикуля А.В., представителя ООО «Управляющая компания «Большой Камень» ФИО15, поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Административные истцы ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 обратились в суд с административным иском к администрации городского округа Большой Камень об оспаривании бездействия, выразившегося в не созыве общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах и постановлений органа местного самоуправления, которыми ООО «Управляющая компания «Большой Камень» определена временной управляющей организацией многоквартирными домами в г.Большой Камень, в отношении которых собственники не выбрали способ управления многоквартирным домом. В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, обслуживание которых ранее осуществляло ООО «УК «Большой Камень». Управляющая компания, разослав собственникам заявление, расторгла договоры управления с 23-мя МКД в г. Большой Камень по истечении срока действия, а администрация городского округа Большой Камень без проведения общего собрания собственников жилых помещений определила временную управляющую организацию ООО УК «Большой Камень» для управления многоквартирными домами, издав постановления №№1236 - 1247 от 03.08.2020, №№1375 от 18.08.2020, №№1531-1542 от 04.09.2020, №№-1554 от 09.09.2020. Истцы считают постановления незаконными, поскольку проведение общего собрания должно быть инициировано органом местного самоуправления, а ООО «УК Большой Камень» в силу закона должно продолжать управление многоквартирными домами, несмотря на окончание сроков действия договоров управления МКД. Ссылались на то, что решение об определении управляющей организации не доведено до сведения собственников жилых помещений, временной управляющей организацией определена организация, ранее обслуживающая МКД - УК «Большой Камень», обслуживание домов осуществляется с применением новых, повышенных тарифов, тем самым нарушены порядок и процедура принятия постановлений. Кроме того, для определения управляющей организации, администрацией не сформирован перечень управляющих организаций.
Уточнив административные исковые требования, административные истцы просили: 1) признать незаконным бездействие администрации городского округа Большой Камень, выразившееся в не созыве общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам в г. Большой Камень: <адрес>, для решения вопроса о выборе способа управления МКД; 2) обязать администрацию городского округа Большой Камень созвать общее собрание собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в г.Большой Камень по адресам: <адрес>, для решения вопроса о выборе способа управления такими домами в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу с включением в повестку вопросов согласно Жилищному кодексу РФ; 3) признать незаконными решения администрации городского округа Большой Камень, оформленные постановлениями от 03.08.2020 №№1244, 1245, 1246; от 04.09.2020 №№1539, 1532; от 09.09.2020 №1554; от 24.09.2020 №1771 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания».
В судебном заседании административный истец ФИО10 и ее представитель ФИО16 настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица ООО «УК «Большой Камень» возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемых постановлений органа местного самоуправления об определении временной управляющей компании. Полагала, что инициировать проведение общего собрания могли непосредственно собственники жилых помещений в многоквартирных домах.
Дело рассмотрено в отсутствие административных истцов ФИО8, ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, представителя административного ответчика администрации городского округа Большой Камень.
В письменных возражениях представитель администрации городского округа Большой Камень возражал против заявленных требований, указав, что договорные отношения между собственниками МКД и управляющей компанией по управлению МКД были прекращены по истечении сроков действия договоров управления, о чем заблаговременно уведомлялись собственники жилых помещений. Сведения в отношении ООО «УК «Большой Камень» в реестре лицензий были изменены в связи с окончанием срока действия договоров, а не исключены по виновным основаниям, поэтому положения ст. 200 ЖК РФ, на которой основывали требования административные истцы, в данном случае неприменимы. Поскольку по окончании сроков действия договоров управления МКД жильцы не провели общее собрание и не определили способ управления МКД, на основании п.7 ст.162 ЖК РФ и с соблюдением «Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616, администрация определила временную управляющую организацию, с соблюдением процедуры, предусмотренной названными Правилами. Просил в удовлетворении административного иска отказать.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласились администрация городского округа Большой Камень и ООО «Управляющая компания «Большой Камень», в апелляционных жалобах представители просят отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В системе правового регулирования отношений по управлению многоквартирным домом предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, указанный в части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч.3 ст.161 ЖК РФ).
Управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном ЖК РФ или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 «Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация».
Судом установлено, что в сентябре 2020 года прекратили действие, по причине истечения сроков, договоры управления многоквартирными домами, расположенными в г.Б.Камень, заключенные с ООО «УК Большой Камень».
В связи с отсутствием решений общих собраний собственников МКД о способе управления многоквартирным домом, в соответствии с ч.17 ст.161 ЖК РФ, администрация определила управляющую организацию для управления многоквартирными домами, издав постановление №1236 от 03.08.2020 и определив ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 августа 2020 года.
Постановлением №1237 от 03.08.2020 ООО УК «Большой Камень» определена временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 августа 2020 года.
Постановлением №1239 от 03. 08.2020 ООО УК «Большой Камень» определена временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 15 июля 2020 года.
Постановлением №1240 от 03.08.2020 ООО УК «Большой Камень» определена временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 15 июля 2020 года.
Постановлением №1241 от 03.08.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 августа 2020 года.
Постановлением №1242 от 03.08.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> 1 сентября 2020 года.
Постановлением №1243 от 03.08.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 августа 2020 года.
Постановлением №1244 от 03.08.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 15 июля 2020 года.
Постановлением №1245 от 03.08.2020 с изменением, внесенным Постановлением №1771 от 24.09.2020, определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 августа 2020 года.
Постановлением №1246 от 03.08.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 сентября 2020 года.
Постановлением №1247 от 03.08.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 августа 2020 года.
Постановлением №1375 от 18.08.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 сентября 2020 года.
Постановлением №1531 от 04.09.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 октября 2020 года.
Постановлением №1532 от 04.09.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 сентября 2020 года.
Постановлением №1533 от 04.09.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 сентября 2020 года.
Постановлением №1534 от 04.09.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Б.Камень, ул. Приморского Комсомола, д.23, с 1 октября 2020 года.
Постановлением №1535 от 04.09.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 октября 2020 года.
Постановлением №1536 от 04.09.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 октября 2020 года.
Постановлением №1537 от 04.09.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 октября 2020 года.
Постановлением №1538 от 04.09.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 октября 2020 года.
Постановлением №1539 от 04.09.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 октября 2020 года.
Постановлением №1540 от 04.09.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 сентября 2020 года.
Постановлением №1541 от 04.09.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 октября 2020 года.
Постановлением №1542 от 04.09.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1 августа 2020 года.
Постановлением №1554 от 09.09.2020 определена ООО УК «Большой Камень» временной управляющей организацией для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, с 1сентября 2020 года.
Постановлением администрации городского округа Б.Камень №1984 от 13.10.2020 внесены изменения в постановления об определении управляющей организации, определен срок полномочий временной управляющей компании до проведения конкурса, изменен размер планы за содержание жилого помещения.
Постановлением администрации от 08.09.2020 №1547, с изменениями, внесенными постановлением №1948 от 13.10.2020, установлен размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом на территории городского округа Б.Камень.
Признавая вышеперечисленные постановления администрации г.Б.Камень незаконными и признавая незаконным бездействие администрации городского округа, выразившееся в не созыве общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах, суд исходил из ч.6 ст.198 ЖК РФ, регулирующей порядокразмещения лицензиатом сведенийо многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат; п.1 ч.3 ст.200 ЖК РФ, предусматривающего обязанность лицензиата исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом и содержанию имущества в случае прекращения или аннулирования лицензии; п.4 ст. 200 ЖК РФ, обязывающего орган местного самоуправления созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании, и пришел к выводу о том, что управляющая компания определена органом местного самоуправления с нарушением закона, до истечения сроков действия договоров управления МКД, заключенных между собственниками помещений МКД и ООО «Управляющая компания «Большой Камень».
Также суд пришел к выводу о том, что положения п.17 ч.161 ЖК РФ, на основании которого выносились оспариваемые постановления, не подлежат применению, а администрация городского округа должна была выполнить требования п.4 ст. 200 ЖК РФ, и инициировать созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом, указав, что определять управляющую организацию для управления МКД орган местного самоуправления правомочен только в тех случаях, если собственниками МКД не выбран способ управления таким домом или выбранный способ не реализован.
Между тем судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены материальные нормы, не подлежащие применению, и не применены нормы жилищного законодательства, подлежащие применению к спорным правоотношениям, повлекшие вынесение незаконного решения.
Жилищный кодекс Российской Федерации разграничивает основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (ч.ч. 2, 3 ст. 198) и основания и порядок исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра (ч.ч. 5 - 5.4 ст. 198).
Так, изменение перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, может иметь место в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, при этом названные обстоятельства обязывают лицензиата в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (ч.ч.1,2 ст.98 ЖК РФ, ст.2, ч.18 ст.7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»).
В свою очередь, ч.ч. 5-5.4. ст.198 ЖК РФ определены случаи, когда орган государственного жилищного надзора принимает самостоятельное решение об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
При этом порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации согласно ч. 6 ст. 198 ЖК РФ является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 ЖК РФ. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК РФ.
В силу ч. 3 ст. 200 ЖК РФ лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии согласно ст. 199 ЖК РФ обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: 1) возникновения в силу ч. 7 ст. 162 ЖК РФ обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в ч.ч. 1 и 2 ст. 164 ЖК РФ; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Приведенные законоположения не возлагают на иных лицензиатов, в частности, по заявлениям которых внесены изменения в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления по окончании срока его действия, исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом после внесения соответствующих изменений в реестр лицензий.
Таким образом, статья200 ЖК РФ, регулирующая прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием не применяется к правоотношениям, связанным с прекращением срока действия договора управления многоквартирным домом.
Следовательно, после истечения сроков действия договоров управления многоквартирными домами, у ООО «УК Большой Камень» отсутствовали основания для исполнения обязанности по управлению многоквартирным домом после внесения соответствующих изменений в реестр лицензий, поскольку если сведения внесены в реестр лицензий субъекта Российской Федерации на основании ч. 3 ст. 198 ЖК РФ, в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом, то управляющая организация не может быть понуждена к исполнению обязанности по дальнейшему управлению таким домом.
В соответствии с п.17 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616.
Согласно п.2. Правил определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления.
Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме, или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Учитывая, что сроки действия договоров управления МКД истекли, а собственники жилых помещений не выбрали способ управления МКД, администрация вправе определить временную управляющую компанию для управления МКД.
Ссылка истцов на нарушение Правил определения управляющей организации в виде отсутствия сформированного перечня организаций, определенного порядка ведения перечня и информирования о нем общественности, не свидетельствует о незаконности оспариваемых постановлений и нарушении прав жильцов МКД, поскольку осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом либо проведения общего собрания жильцов на предмет выбора управляющей компании.
Рассматривая заявленные требования в порядке административного судопроизводства, суд не учел, что условием удовлетворения административного искового заявления по правилам ст.ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является нарушение прав административных истцов, и последующее определение судом способа восстановления нарушенных прав этих лиц.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации по созыву общего собрания собственников квартир в МКД и действий администрации по определению временной управляющей компании, истцы ссылались на нарушение их права выбрать управляющую компанию самостоятельно, возлагая обязанность по созыву общего собрания на администрацию и объясняя отсутствие такой инициативы нежеланием нести бремя дополнительных расходов и временных затрат.
Вместе с тем, собственники жилых помещений в силу ст.210 ГК РФ несут бремя содержания принадлежащего им имущества, если иное не предусмотрено законом или договором и согласно ч.2 ст.161 ЖК РФ обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
Оспариваемые постановления органа местного самоуправления, определившие временную управляющую компанию, не препятствуют реализации административными истцами их обязанности по выбору способа управления многоквартирным домом, поскольку деятельность такой управляющей организации по управлению многоквартирным домом ограничена сроком: до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
На сегодняшний день годичный срок действия оспариваемых постановлений истек, они перестали затрагивать права истцов, при этом отмена указанных ненормативных актов не восстанавливает прав истцов, не согласных с увеличением размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме.
Соглашаясь с доводами истцов о допущенных нарушениях их прав, суд не установил юридически значимых обстоятельств, и не выяснил причины обращения жильцов в суд, однако из административного искового заявления следует, что основанием для обращения в суд послужило увеличение счета на оплату услуг ООО «УК Большой Камень», управляющей компании, которая обслуживала жилые дома истцов и ранее. Между тем расчет за оказанные управляющей организацией услуги, качество выполненных работ, условия выполнения договора проверяются в порядке гражданского судопроизводства с оформлением искового заявления по правилам ГПК РФ.
Разрешая административный иск в пределах заявленных требований по правилам ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о том, что оспариваемые постановления администрации не нарушают прав административных истцов, со стороны административного ответчика отсутствует незаконное бездействие по не созыву общего собрания собственников жилых помещений в МКД, поскольку у администрации отсутствует обязанность созывать общее собрание собственников помещений в многоквартирных домах по истечении срока действия договоров управления многоквартирными домами.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе административным истцам в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Шкотовского районного суда Приморского края от 24 августа 2021 года отменить, принять по административному делу новое решение.
Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к администрации городского округа Большой Камень Приморского края об оспаривании бездействия и постановлений органа местного самоуправления об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами оставить без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи