ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2029/2021 от 02.07.2021 Томского областного суда (Томская область)

Судья Крикунова А.В.

Дело №33а-2029/2021

УИД 70RS0005-01-2020-004988-62

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 июля 2021 года

Апелляционная инстанция Томского областного суда в составе судьи Простомолотова О.В. (помощник судьи К.), рассмотрев частную жалобу представителя административного истца ФИО1 ФИО2 на определение Томского районного суда Томской области от 19 мая 2021 г. (материал № 13а-120/2021) о частичном удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Томского районного суда Томской области по делу № 2а-1359/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Моряковского сельского поселения о признании незаконным бездействия ответчика, понуждении к совершению действий,

установила:

вступившим в законную силу решением Томского районного суда Томской области от 6 ноября 2020 г. удовлетворены требования ФИО1 о признании незаконным бездействия Администрации Моряковского сельского поселения по ненаправлению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (сокращенное наименование – Управление Росреестра по Томской области) документов, необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости относительно категории и вида разрешенного использования земельных участков административного истца.

Указанным решением на Администрацию Моряковского сельского поселения возложена обязанность в срок до 1 февраля 2021 г. направить в Управление Росреестра по Томской области документы, необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об изменении категорий земель с указанием видов разрешенного использования в отношении ряда земельных участков.

24 февраля 2021 г. постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области К.М.АА. возбуждено исполнительное производство № 12914/21/70024-ИП (т. 2, л.д.224).

15 марта 2021 г. Глава Моряковского сельского поселения ФИО3 обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 6 ноября 2020 г. до 10 ноября 2021 г., указав, что исполнить решение суда в установленный срок не представляется возможным. Срок для направления в Управление Росреестра по Томской области документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений относительно категории и вида разрешенного использования земельных участков ФИО1, составит 8 месяцев в связи со следующим.

Для внесения указанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости необходимо подготовить графическое и текстовое описание местоположения границ населенного пункта д. Губино, внести изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Моряковское сельское поселение» Томского района Томской области в части уточнения границ населенного пункта д. Губино, направить сведения о местоположении границ населенного пункта д. Губино в Управление Росреестра по Томской области.

3 декабря 2019 г. Администрацией Моряковского сельского поселения заключен муниципальный контракт № 90 с обществом с ограниченной ответственностью «ТомскСпецПроект» на подготовку проекта изменений и дополнений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Моряковское сельское поселение» Томского района с учетом изменения границ с. Моряковский Затон в районе кладбища и д.Губино путем исключения из черты данного населенного пункта автомобильной дороги Кудринский участок – с. Моряковский Затон (т. 2, л.д. 116-122).

29 сентября 2020 г. Администрацией поселения заключен муниципальный контракт № 65 с обществом с ограниченной ответственностью «ТомГеоСтандарт» на подготовку графического и текстового описания местоположения границ населенного пункта д.Губино с учетом разработанного проекта изменений в Генеральный план муниципального образования «Моряковское сельское поселение» (т. 2, л.д. 123-125).

В ходе проведения обществом с ограниченной ответственностью «ТомГеоСтандарт» кадастровых работ в соответствии с указанным муниципальным контрактом выявлены три земельных участка, пересекающие границы населенного пункта д.Губино, что подтверждается заключением кадастрового инженера М. от10декабря 2020 года (т. 3, л.д. 22). 16 декабря 2020 г. Администрация Морякосвкого сельского поселения обратилась в Управление земельно-имущественных отношений Администрации Томского района с заявлением о снятии указанных земельных участков с кадастрового учета (т. 3, л.д. 25). Письмом от 22 января 2021 г. (т. 3, л.д. 26) Администрация Томского района сообщила о снятии с кадастрового учета 24 декабря 2020 г. двух земельных участков, при этом указав, что один земельный участок не подлежит снятию с кадастрового учета, поскольку предоставлен в аренду публичному акционерному обществу «Томская распределительная компания» (ПАО «ТРК»). В настоящее время ведутся кадастровые работы по уточнению границ указанного земельного участка. Срок выполнения работ – 1месяц.

В соответствии с частью 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации сведения о границах населенных пунктов являются обязательным приложением к генеральному плану поселения, поэтому после подготовки графического и текстового описания границ населенного пункта д.Губино необходимо будет вносить изменения в Генеральный план муниципального образования «Моряковское сельское поселение».

В соответствии со статьей 5.1, частями 3 и 8 статьи 28 Градостроительногокодекса Российской Федерации по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральный план, проводятся общественные обсуждения и публичные слушания. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

В соответствии с Законом Томской области от 17 ноября 2014 г. № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» полномочия по утверждению генеральных планов переданы муниципальному образованию «Томский район», поэтому проект изменений в Генеральный план муниципального образования «Моряковское сельское поселение» будет направлен в Администрацию Томского района для утверждения. Процедура утверждения займет не менее 2 месяцев, что следует из положений части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Изменения в Генеральный план Моряковского сельского поселения, содержащие графическое и текстовое описание границ населенного пункта д. Губино, будут направлены в Управление Росреестра по Томской области. В соответствии с частью6 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенного пункта, вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках, расположенных в границах такого населенного пункта путем указания на принадлежность указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов в случае, если согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки, находящиеся в соответствии с описанием местоположения их границ в границах населенного пункта, отнесены к иной категории земель.

Заявление рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО1, представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО4 доводы заявления поддержала по изложенным в нем основаниям, ссылалась на невозможность изменения процедуры и сроков, предусмотренных законодательством.

Представитель заинтересованного лица ФИО1 ФИО2 в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на заявление об отсрочке исполнения судебного акта, полагал указанное заявление не подлежащим удовлетворению в связи с тем, что в заявлении административный ответчик, по сути, ссылается на новые обстоятельства, связанные с заключением 1сентября 2020г. договора аренды с публичным акционерным обществом «Томская распределительная компания» и определенными трудностями в процессе уточнения границ указанного земельного участка.

Обращал внимание на то, что генеральный план, в том числе в части границ д.Губино, утвержден в 2014 году, однако до настоящего времени работы по описанию границ, а также по направлению в орган кадастрового учета сведений о границах населенного пункта, в том числе касающихся категории земельных участков, включенных в границу населенного пункта, органом местного самоуправления не выполнены. При этом длительное неисполнение данной обязанности нарушает права землепользователей на пользование и распоряжение своими земельными участками в соответствии с их назначением. Отмечал, что административный ответчик при должной степени осведомленности и осмотрительности мог предполагать, что предмет и основание иска, поданного ФИО1, связаны с неисполнением обязанностей по утверждению границ населенного пункта. Считал, что ответчиком не приведены исключительные обстоятельства для предоставления отсрочки.

Обжалуемым определением заявление удовлетворено частично. Администрации Моряковского сельского поселения предоставлена отсрочка исполнения решения Томского районного суда Томской области от 6 ноября 2020 г. по делу № 2а-1359/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Моряковского сельского поселения о признании незаконным бездействия ответчика с понуждением к направлению в Управление Росреестра по Томской области необходимых документов до10 июля 2021 г.

В частной жалобе представитель административного истца ФИО1 Х.А.АБ. просит определение суда отменить, принять по заявлению новый судебный акт, которым заявление оставить без удовлетворения в полном объеме.

Указывает, что заявителем приведен только один довод в обоснование необходимости предоставления отсрочки исполнения решения, а именно, факт того, что в настоящее время ведутся кадастровые работы по уточнению земельного участка с кадастровым номером /__/, находящегося в аренде у ПАО «ТРК», при этом срок выполнения работ – 1месяц. Иных доводов, а также доказательств установления сроков, обозначенных в заявлении, не приведено. Предъявленное заявление направлено на переоценку доказательств и вынесение по сути нового судебного акта, содержит ссылку на новые обстоятельства, связанные с договором аренды с ПАО «ТРК».

Обращает внимание на то, что предоставление отсрочки исполнения решения является правом суда и осуществляется при наличии предусмотренных законом оснований. При этом обстоятельства, являющиеся основанием для отсрочки исполнения судебного акта, должны носить исключительный характер и объективно затруднять исполнение решения. Кроме того, суд должен учитывать интересы не только должника, но и взыскателя, не допускать затягивание реального исполнения решения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства. Полагает, что в ходе рассмотрения административного искового заявления уже было установлено длительное неисполнение административным ответчиков возложенных на него обязанностей.

Заявителем в частной жалобе также указано, что постановление Администрации Моряковского сельского поселения от 8 февраля 2019 г. № 41, которым земельные участки ФИО1 включены в границы населенного пункта д. Губино, отменено постановлением того же органа от 3 марта 2019 г. № 39, при этом копия такого постановления в материалы дела при рассмотрении административного дела не представлялась, что дает основания апеллянту полагать, что административный ответчик продолжает нарушать конституционные права граждан.

В возражениях на частную жалобу исполняющая обязанности Главы Моряковского сельского поселения ФИО4 просит оставить частную жалобу без удовлетворения.

На основании частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей единолично по правилам, установленным главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания.

Изучив представленные материалы, доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от31декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Указанные требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 189, части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации взыскатель, должник или судебный пристав-исполнитель имеют право поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения судебного акта при наличии обстоятельств, затрудняющих его исполнение. Предоставление отсрочки исполнения решения в силу указанных положений закона является правом суда при наличии предусмотренных законом оснований.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения – обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки (пункт25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 от17ноября 2015 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

Обстоятельства, являющиеся основанием для отсрочки исполнения судебного акта, должны носить исключительный характер, объективно затруднять исполнение решения. При этом суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, в противном случае отсрочка исполнения решения может привести к затягиванию его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.

Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы обеспечить баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Как следует из материалов дела, решением Томского районного суда Томской области от 6 ноября 2020 г. удовлетворены требования ФИО1 о признании незаконным бездействия Администрации Моряковского сельского поселения, на Администрацию Моряковского сельского поселения возложена обязанность в срок до 1февраля 2021 г. направить в Управление Росреестра по Томской области документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении категорий земель с указанием видов разрешенного использования в отношении ряда земельных участков.

Указанное решение не обжаловалось, вступило в законную силу 22 декабря 2020 г. 24 февраля 2021 г. постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО5 возбуждено исполнительное производство № 12914/21/70024-ИП.

Разрешая заявление Администрации Моряковского сельского поселения и предоставляя отсрочку для исполнения решения суда от 6 ноября 2021 г., суд первой инстанции исходил из того, что Администрация Моряковского сельского поселения не бездействует, предпринимает реальные меры, направленные на исполнение судебного акта, однако отдельные виды работ требуют дополнительного времени, сроки для выполнения которых предусмотрены законодательством и не могут быть изменены административным ответчиком.

Апелляционная инстанция Томского областного суда не усматривает оснований для изменения или отмены обжалуемого определения, соглашается с выводами суда первой инстанции о возможности предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Как следует из заявления и не оспаривается стороной административного истца, для исполнения решения Томского районного суда Томской области от 6 ноября 2021 г. необходимо подготовить графическое и текстовое описание местоположения границ населенного пункта д. Губино, внести изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Моряковское сельское поселение» Томского района Томской области, утвержденные решениями Совета Моряковского сельского поселения от 30 мая 2014 г. № 80 и № 81 в части уточнения границ населенного пункта д. Губино, направить сведения о местоположении границ населенного пункта д. Губино в Управление Росреестра по Томской области.

Приведенные доводы основаны на нормах части 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Из документов, представленных в материалы дела, усматривается, что Администрацией Моряковского сельского поселения добровольно во исполнение судебного акта предпринимались следующие меры.

Так, заключен муниципальный контракт на подготовку проекта изменений и дополнений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Моряковское сельское поселение». С учетом подготовленного проекта изменений Советом Моряковского сельского поселения приняты решения о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования.

29 сентября 2020 г. Администрацией Моряковского сельского поселения заключен муниципальный контракт на подготовку графического и текстового описания местоположения границ населенного пункта д.Губино с учетом разработанного проекта изменений в Генеральный план муниципального образования «Моряковское сельское поселение», однако, как следует из заключения кадастрового инженера от 10 декабря 2020г., в ходе подготовки документов выявлено пересечение границ населенного пункта д. Губино с границами трех земельных участков, один из которых, согласно сведениям, предоставленным Администрацией Томского района в письме от 22 января 2021 г., не подлежит снятию с кадастрового учета в связи с тем, что предоставлен в аренду.

Как следует из абзаца 4 подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в установленном законом порядке. При этом установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (подпункт 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации).

На основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с пунктами 3 и 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости в числе дополнительных вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, а также видах его разрешенного использования. Указанные сведения в силу положений статьи 13 того же Федерального закона вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия или в уведомительном порядке.

Как предусмотрено пунктами 2, 3 и 8 части 1 статьи 32 Федерального закона от13июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, об установлении или изменении границ населенного пункта.

Таким образом, направление документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении категории и вида разрешенного использования земельных участков, невозможно до принятия Администрацией Моряковского сельского поселения решения об установлении или изменении границ населенного пункта, при этом указанное невозможно без внесения изменений в Генеральный план Моряковского сельского поселения.

Изменение генерального плана, согласно статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, включает в себя несколько основных этапов: принятие решения главой администрации поселения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план; представление предложений об изменении генерального плана заинтересованным лицам; проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по предлагаемым изменениям; рассмотрение проекта изменений и результатов публичных слушаний на заседании представительного (законодательного) органа местного самоуправления; принятие или отклонение предлагаемых поправок в генеральный план.

При рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суд первой инстанции учел как необходимость проведения названных выше процедур, так и сроки их осуществления.

При таких данных изложенные заявителем обстоятельства объективно затрудняют исполнение судебного решения, не зависят от действий или бездействия административного ответчика, в связи с чем судебная коллегия полагает предоставление Администрации Моряковского сельского поселения судом первой инстанции отсрочки исполнения решения Томского районного суда Томской области от 6 ноября 2020 г. до 10июля 2021 г. правомерным.

При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание отсутствие как в материалах дела, так и в документах, приложенных к заявлению о предоставлении отсрочки исполнения решения, доказательств доводов заявителя о том, что срок, необходимый для проведения кадастровых работ по уточнению границы земельного участка с кадастровым номером /__/, составляет 1 месяц.

Доводы частной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене определения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную апеллянтом позицию в возражениях на заявление, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Указание на то, что предъявленное заявление направлено на переоценку доказательств и вынесение по сути нового судебного акта, не соответствует содержанию указанного заявления, которое не содержит требования о пересмотре судебного акта. Ссылка на отмену постановления Моряковского сельского поселения от 8 февраля 2019 г. № 41 не относится к обстоятельствам, которые могли бы повлиять на принятие решения о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по указанным судом первой инстанции основаниям.

Довод представителя административного истца о том, что ответчиком не приведены исключительные обстоятельства для предоставления отсрочки, является предположением, не подтвержден ссылками на материалы дела, опровергается выводами суда первой инстанции, с которым соглашается суд апелляционной инстанции.

Тот факт, что в ходе рассмотрения административного искового заявления установлено длительное неисполнение административным ответчиком возложенных на него обязанностей, на что имеется ссылка в частной жалобе, не опровергается заявителем и не является, по мнению суда, основанием для принятия решения об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда при наличии установленных объективных обстоятельств, затрудняющих его исполнение.

Оснований для изменения или отмены определения суда, в том числе безусловных, суд апелляционной инстанции не усматривает.

В связи с изложенным, руководствуясь пунктом 1 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция

определила:

определение Томского районного суда Томской области от 19 мая 2021 г. оставить без изменения, частную жалобу представителя административного истца ФИО1 ФИО2 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Томский районный суд Томской области.

Судья