ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2038/2016 от 02.09.2016 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Ойдуп У.М. Дело № 33а-2038/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 2 сентября 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Железняковой С.А.,

судей Баутдинова М.Т., Кунгаа Т.В.,

рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства по докладу судьи Железняковой С.А. частную жалобу уполномоченного представителя кандидата на должность Главы- Председателя Правительства Республики Тыва, выдвинутого избирательным объединением «Тувинское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», О на определение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 августа 2016 года об отказе в принятии административного искового заявления уполномоченного представителя кандидата на должность Главы - Председателя Правительства Республики Тыва, выдвинутого избирательным объединением «Тувинское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», О о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛА:

уполномоченный представитель кандидата на должность Главы - Председателя Правительства Республики Тыва, выдвинутого избирательным объединением «Тувинское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», О обратился в суд в порядке главы 24 КАС РФ с административным иском о защите избирательных прав. Просит суд признать опросы общественного мнения от 21 июня, от 28 июня, от 5 июля, от 12 июля, от 2 августа, от 9 августа 2016 года, размещённые в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В целях пресечения нарушения избирательных прав граждан обратить решение суда к немедленному исполнению.

Определением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 августа 2016 года отказано в принятии административного иска на основании пунктов 1,2 части 1 статьи 128 КАС РФ.

В частной жалобе уполномоченный представитель кандидата на должность Главы - Председателя Правительства Республики Тыва К, выдвинутого избирательным объединением «Тувинское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», О просит определение судьи от 26 августа 2016 года отменить и разрешить вопрос по существу, вынести частное определение в адрес судьи Кызылского городского суда Республики Тыва С, указывая, что вопиющим нарушением закона (части 2 статьи 239 КАС РФ) является утверждение судьи о том, что удостоверение уполномоченного кандидата не является доверенностью и не предоставляет ему права на подписание административного искового заявления, необоснованны выводы судьи о том, что в административном заявлении не указан административный ответчик и суду непонятно чьи действия (бездействие оспариваются, судебная защита избирательных прав граждан в соответствии с действующим законодательством осуществляется в рамках административного судопроизводства, поскольку является частью публичных правоотношений, и не может производиться в рамках иного процессуального законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) частная жалоба рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

На основании пункта 2 части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащемуся в пункте 17 Постановления от 31 марта 2011 года № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", обращение в суд в защиту избирательных прав других лиц допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.

Отказывая в принятии административного искового заявления по п. 2 ч. 1 ст. 218 КАС РФ, судья исходил из того, что административный истец не отнесён законом к числу лиц, указанных в части 2 статьи 239 КАС РФ и имеющих право на подачу административного иска о защите избирательных прав, а для обращения в суд в интересах кандидата на должность Главы - Председателя Правительства Республики Тыва К он должен представить в суд доверенность, подтверждающую его полномочия на подачу и подписание административного искового заявления.

Судебная коллегия соглашается с выводом судьи городского суда по следующим основаниям.

Частями 1 и 2 статьи 30 Закона Республики Тыва от 27.06.2012 года № 1472 ВХ-1 "О выборах Главы - Председателя Правительства Республики Тыва" предусмотрено, что кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица.

В силу статьи 33 Закона Республики Тыва "О выборах Главы - Председателя Правительства Республики Тыва" кандидат вправе назначить до 50 доверенных лиц. Указанные лица регистрируются Избирательной комиссией Республики Тыва. Регистрация доверенных лиц осуществляется в течение пяти дней со дня поступления в Избирательную комиссию Республики Тыва письменного заявления кандидата о назначении доверенных лиц и письменного заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. Доверенные лица получают в Избирательной комиссии Республики Тыва удостоверение.

В статье 34 Закона Республики Тыва "О выборах Главы - Председателя Правительства Республики Тыва" указано, что кандидат обязан назначить уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) по финансовым вопросам. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата осуществляет свои действия на основании нотариально удостоверенной доверенности, которая выдаётся кандидатом.

Таким образом, в действующем законодательстве различаются два понятия – уполномоченный представитель кандидата и доверенное лицо кандидата.

Из приложенного к административному иску удостоверения № , выданного Избирательной комиссией Республики Тыва, следует, что административный истец О является уполномоченным представителем кандидата, а не доверенным лицом кандидата, следовательно, он не имеет права на обращение в суд в порядке главы 24 КАС РФ.

Как правильно указал судья первой инстанции, для обращения в суд с административным иском от имени кандидата на должность Главы- Председателя Правительства Республики Тыва К. О. необходимо, исходя из статьи 56 КАС РФ, представить доверенность, выданную кандидатом, с правом на подачу и подписание административного иска.

При таких обстоятельствах определение судьи об отказе в принятии административного иска является законным и обоснованным.

Довод частной жалобы о том, что суд незаконно отказал в принятии административного иска по пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ обоснованны, однако они не могут повлечь отмену состоявшего по делу судебного постановления.

Иные доводы частной жалобы правовых оснований для отмены определения не содержат.

Руководствуясь статьёй 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 августа 2016 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий

Судьи