ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2042/17 от 09.11.2017 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Ак-Кыс А.В. Дело № 33а-2042/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 9 ноября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Салчак А.А.

судей Кунгаа Т.В., Железняковой С.А.

при секретаре Чимит Е.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в интересах муниципального образования «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» к Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия по апелляционной жалобе председателя Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва Чалан-оола А.Х. на решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 16 августа 2017 года.

Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., возражения прокурора Ооржак С.А.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Каа-Хемского района Республики Тыва обратился в суд с административным иском к Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва (далее – Администрация, Администрация Каа-Хемского района, администрация района) о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Каа-Хемский кожуун» по непринятию мер, направленных на разработку и утверждение муниципальной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, на распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также по не размещению в сети «Интернет» информации о требованиях законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере электроэнергетики в ноябре 2016 года, в ходе которой установлено, что Администрацией Каа-Хемского района муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не разрабатывалась и не утверждалась, деятельность по координации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями и муниципальными унитарным предприятиями, а также информационное обеспечение граждан в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности не осуществляется. По результатам проверки прокурором района 10 ноября 2016 года в адрес Администрации Каа-Хемского района внесено представление об устранении указанных нарушений федерального законодательства. В ответе на представление от 23 декабря 2016 года административный ответчик указал, что муниципальная программа на 2017 год разрабатывается и будет представлена на рассмотрение в Хурал представителей Каа-Хемского района в январе 2017 года. Для информирования граждан в данной сфере используется официальный сайт Администрации. В ходе контрольной проверки в июне 2017 года прокуратурой района установлено, что вышеуказанные нарушения не устранены.

Решением Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 16 августа 2017 года административный иск прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва удовлетворён.

В апелляционной жалобе председатель Администрации Каа-Хемского района Чалан-оол А.Х. указывает на то, что на администрацию района незаконно возложены обязанности по принятию муниципальных программ в области энергосбережения. Судом не принят во внимание тот факт, что органы местного самоуправления обязаны принимать меры в случае, если тот или иной район, а также сельское поселение не снабжается электроэнергией или газоснабжением в установленном порядке, они в пределах своей компетенции должны решить вопрос об обеспечении электроснабжением села или района. Указанные действия могут быть исполнены путём учреждения муниципальных унитарных предприятий или муниципальных бюджетных, автономных учреждений и иных организаций, предусмотренных законодательством России. При необходимости, исходя из лимитов бюджетных расходов текущего года муниципальный район вправе (не обязан) разработать и утвердить муниципальную программу по энергосбережению. В нормах закона не указано о том, что органы местного самоуправления обязаны принимать такую муниципальную программу. В Федеральном законе № 261-ФЗ не предусмотрен пункт, обязывающий органы местного самоуправления разработать муниципальную программу и исполнить свои обязанности именно путём разработки муниципальной программы. Кроме того, статья 15 Федерального закона № 131-ФЗ не относит разработку муниципальной программы к вопросам местного значения, а лишь указывает на то, что администрация обязана решить вопрос по электроснабжению района. Орган местного самоуправления вправе самостоятельно определять формы и процедуры реализации своих полномочий по обеспечению комплексного социально-экономического развития муниципального образования, в том числе путём принятия решения о формировании муниципальных программ соответствующего кожууна, а также определять порядок их формирования и реализации. На органы местного самоуправления не возложены обязанности разработки муниципальных программ в какие-либо сроки или обязанности по требованию государственных органов и ведомств. Такие программы принимаются органами местного самоуправления самостоятельно на основе комплексного анализа социально-экономического развития муниципального района и бюджетных лимитов муниципального района. Таким образом, судом на Администрацию Каа-Хемского района возложена незаконная обязанность по разработке муниципальной программы по энергосбережению.

В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора Иргит Б.Ш. выражает несогласие с жалобой, указав, что выводы суда о незаконном бездействии Администрации Каа-Хемского района обоснованны. Оснований, влекущих изменение либо отмену решения суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

В судебное заседание представитель административного ответчика – Администрации Каа-Хемского района Олет Р.А. не явился, извещён надлежащим образом.

Прокурор Ооржак С.А. в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить в силе решение суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных названным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьёй 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, прокуратурой Каа-Хемского района Республики Тыва в ноябре 2016 года проведена проверка соблюдения законодательства в сфере электроэнергетики. По результатам проверки прокурором района 10 ноября 2016 года в адрес Администрации Каа-Хемского района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об энергосбережении.

В ответе на представление от 23 декабря 2016 года администрация района указала, что муниципальная целевая программа по энергосбережению на 2017 год разрабатывается и будет представлена на рассмотрение в Хурал представителей Каа-Хемского района в январе 2017 года. Для информирования граждан в данной сфере используется официальный сайт Администрации Каа-Хемского района, письменные объявления в установленных местах и сходы граждан по сельским поселениям.

В ходе проведённой контрольной проверки прокуратурой района в июне 2017 года и мониторинга официального сайта Администрации Каа-Хемского района установлено, что нарушения, указанные в представлении прокурора, до настоящего времени не устранены, муниципальная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности не разработана и не утверждена, информационное обеспечение граждан не осуществляется.

В суд с административным иском об оспаривании бездействия Администрации Каа-Хемского района прокурор обратился 27 июня 2017 года, то есть с пропуском установленного законом трёхмесячного срока. Учитывая, что вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности имеют важное значение для муниципального района, всех его жителей, а также то, что административному ответчику давался срок для добровольного исполнения представления прокурора, информация, представленная Администрацией в ответ на представление прокурора, носила недостоверный характер, взятое Администрацией обязательство о разработке и утверждении муниципальной программы по энергосбережению до настоящего времени не выполнено, то судебная коллегия считает, что трёхмесячный срок для обращения в суд пропущен прокурором по уважительной причине и подлежит восстановлению.

В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении…») указано, что к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Такие же положения содержатся в пункте 8.1 статьи 9 Устава муниципального района Каа-Хемский кожуун Республики Тыва и в пункте 8.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131- ФЗ), где указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Статьёй 6 Закона Республики Тыва от 21 февраля 2014 года № 2381 ВХ-1 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Республике Тыва» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Республики Тыва, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности разрабатывают и реализуют муниципальные программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и осуществляют контроль за их реализацией.

Требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1225.

Приказом Минэнерго России от 11 декабря 2014 года № 916 утверждены методические рекомендации по разработке и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора Каа-Хемского района в части признания незаконным бездействия Администрации по непринятию мер, направленных на разработку и утверждение муниципальной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, исходил из того, что разработка и утверждение муниципальных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности входит в полномочия административного ответчика, указанное бездействие затрагивает интересы муниципального образования «Каа-Хемский кожуун», поскольку приводит к созданию условий для нерационального использования энергетических ресурсов, к дополнительному расходу бюджетных средств муниципального образования на энергосбережение.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласна по следующим основаниям.

В части 3 статьи 48 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» установлено, что региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года.

Такой же срок для разработки муниципальных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органами местного самоуправления Республики Тыва установлен Постановлением Правительства Республики Тыва от 17 июня 2010 года № 267 «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Республике Тыва».

Таким образом, судебной коллегией установлено, что административный ответчик, не принимая мер к разработке и утверждению муниципальной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, незаконно бездействует в течение более 7 лет, а его доводы о том, что Администрация вправе, но не обязана разрабатывать данную муниципальную программу противоречат вышеуказанным положениям части 3 статьи 48 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…».

Самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, на что имеется ссылка в апелляционной жалобе, не предполагает решение данных вопросов только по усмотрению органа местного самоуправления вопреки требованиям законов и других нормативных правовых актов.

Согласно частям 1 и 2.1 статьи 77 Федерального закона № 131-ФЗ органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесённых в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов.

Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что прокурор вправе требовать от органа местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, отнесённых в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» к полномочиям Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва.

В связи с чем решение суда первой инстанции о признании незаконным бездействия Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва по непринятию мер, направленных на разработку и утверждение муниципальной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, является законным и обоснованным.

Однако суд неправильно выбрал способ устранения допущенного нарушения, указав, что допущенное нарушение подлежит устранению путём принятия мер, направленных на разработку и утверждение муниципальной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на 2018-2019 годы. Указанный способ не конкретизирован, непонятно какие меры должен принять административный ответчик для того, чтобы разработать и утвердить программу. Кроме того, в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) сроки реализации муниципальных программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке, поэтому суд не может обязывать разработать программу, рассчитанную на конкретный период.

Судебная коллегия считает, что в целях устранения допущенного нарушения необходимо обязать административного ответчика в течение 6 месяцев разработать муниципальную программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обязывать Администрацию утвердить муниципальную программу нецелесообразно, так как существует определённый порядок согласования и утверждения муниципальных программ, установленный в соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 179 БК РФ постановлением Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва от 16 августа 2017 года № 636.

Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» в целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение: 1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона; 2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора в части признания незаконным бездействия Администрации образования «Каа-Хемский кожуун» по непринятию мер, направленных на распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также по неразмещению в сети «Интернет» информации о требованиях законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, исходил из того, что указанная обязанность возложена на административного ответчика Федеральным законом.

Судебная коллегия согласна с решением суда в части того, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, заключающееся в необеспечении распространения социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, поскольку такая обязанность возложена на него Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» (пункт 2 части 2 статьи 22). Вывод же суда первой инстанции о том, что со стороны Администрации имеет место незаконное бездействие, заключающееся в неразмещении в сети «Интернет» информации о требованиях законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, основан на неправильном толковании закона. В части 2 статьи 22 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», на которую ссылается суд в своём решении, речь идёт об обязанности органов местного самоуправления распространять информацию о требованиях данного Федерального закона, а не вообще о требованиях законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Часть 1 статьи 22 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» также не содержит такой обязанности, возложенной на органы местного самоуправления. Часть 5 статьи 48 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», на которую тоже ссылается суд в решении, в настоящее время является недействующей, так как государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности функционирует уже несколько лет в полном объёме.

При таких обстоятельствах решение суда о признании незаконным бездействия Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва по непринятию мер, направленных на распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, является законным и обоснованным, а административный иск прокурора о признании незаконным бездействия администрации района по непринятию мер, направленных на размещение в сети «Интернет» информации о требованиях законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, не подлежит удовлетворению, а решение суда в этой части подлежит изменению.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ устранить допущенное нарушение возможно путём возложения на Администрацию Каа-Хемского района обязанности в течение 6 месяцев обеспечить распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Об исполнении решения суда административный ответчик обязан сообщить административному истцу и в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в течение 10 дней после истечения установленного шестимесячного срока.

В связи с вышеизложенным решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 16 августа 2017 года изменить, изложив решение суда в следующей редакции:

«Административный иск прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва по непринятию мер, направленных на разработку и утверждение муниципальной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, на распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В целях устранения допущенных нарушений обязать Администрацию Каа-Хемского района Республики Тыва в течение 6 месяцев разработать муниципальную программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечить распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в течение 10 дней после истечения установленного шестимесячного срока сообщить в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва и прокурору Каа-Хемского района Республики Тыва об исполнении решения суда.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 ноября 2017 года.

Председательствующий

Судьи