ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2042/20 от 27.08.2020 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Кальная Е.Г. Дело № 33а-2042/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 августа 2020 г. город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Углановой М.А.

судей Циркуновой О.М. и Сафроновой Л.И.

при секретаре Власовой Л.И.

с участием прокурора Дорогавцевой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-1912/2019 по административному исковому заявлению Потапова ФИО11 к территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла о признании подписей достоверными, признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии,

по апелляционной жалобе Потапова ФИО12 на решение Заводского районного суда г.Орла от 17 августа 2020 года, которым Потапову А.В. отказано в удовлетворении административных требований.

Заслушав доклад судьи областного суда Циркуновой О.М., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца Потапова А.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя муниципальной избирательной комиссии города Орла и Территориальной избирательной комиссии города Орла Рудакова А.К., заключение прокурора Дорогавцевой И.В., полагавшей решение суда оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

Потапов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла о признании подписей в подписных листах достоверными, признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла от <дата>г. и возложении на территориальную избирательную комиссию <адрес> обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу от избирательного объединения «<...> «<...>».

В обоснование заявленных требований указывал, что он является выдвинутым кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу от избирательного объединения «<...>».

<дата>г. для регистрации кандидатом в депутаты, им были представлены в территориальную избирательную комиссию Заводского района г. Орла все необходимые документы, в том числе достаточное количество подписей избирателей в поддержку выдвижения (53 подписи).

Обжалуемым решением территориальной избирательной комиссии отказано в регистрации его кандидатуры ввиду признания недостоверными (недействительными) 9 подписей, выявленных в ходе проверки.

Административный истец полагает принятое решение незаконным, поскольку для оценки правильности истребованной информации о пяти подписантах, административным ответчиком ему не были предоставлены тексты запросов в миграционную службу.

Также в итоговом протоколе проверки подписных листов неправомерно отражены в качестве нарушений неточности при оформлении подписных листов, которые не имеют существенного значения: неоговоренное исправление в адресе места жительства избирателя –одна подпись, данные об избирателе не соответствуют действительности- шесть подписей; исправление в дате внесения в подписи- одна подпись.

Приводил также доводы о том, что административным ответчиком ненадлежащим образом выполнена идентификация избирателя.

Согласно постановлению Центральной избирательной комиссии РФ от <дата>г. «О методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации» первичная идентификация подписанта производится не в УФМС, а самой избирательной комиссией по базе данных ГАС «Выборы» по всей совокупности данных. При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в регистре, либо при отсутствии в регистре таковых, необходимо направить запрос в соответствующей территориальный орган ФМС России. Только на основании справки подразделения ФМС России, подтверждающей недействительность данных, указанные в подписном листе, подпись признается недействительной.

Поэтому при наличии подписанта в ГАС «Выборы» идентификация человека возможна при самом сложном почерке.

Признание недействительными подписей полагает незаконным, полагает, что указанные в оспариваемом решении основания не соответствуют действительности.

Определением суда в соответствии с частью 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Муниципальная избирательная комиссия города Орла.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Потапов А.В. просит об отмене решения суда и постановлении по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Приводит доводы о том, что судом при разрешении дела неправильно определены юридически значимые обстоятельства и дана неправомерная оценка неточностям при оформлении подписных листов, отраженным в итоговом протоколе проверки подписных листов, которые не имеют существенного значения, а именно неоговоренному исправлению в адресе места жительства избирателя; шести подписям, где данные об избирателе не соответствуют действительности; исправлению в дате внесения подписи.

Кроме того, ссылается на то, что судом неправильно оценены те факты, когда особенности написания конкретной буквы оценивались вопреки здравому смыслу.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу председатель Территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла ФИО14 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Потапова А.В. без удовлетворения.

Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объёме, согласно положениям статьи 308 КАС РФ, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 4 статьи 240 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Правоотношения, возникающие при реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон №67-ФЗ).

Реализация гражданами конституционного права на участие в выборах в органы местного самоуправления Орловской области, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Орловской области от 30 июня 2010г. №1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области».

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункта 1 статьи 32 Закона №67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу пункта 1 статьи 37 названного закона в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона №67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 этого же федерального закона одним из самостоятельных оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

По делу установлено, что решением Орловского городского Совета народных депутатов -ГС от <дата>г. назначены выборы депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва на <дата>г.

Для подготовки и проведения указанных выборов решением муниципальной избирательной комиссии <адрес> от <дата>г. полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №, возложены на территориальную избирательную комиссию Заводского района города Орла, сформированную постановлением избирательной комиссии Орловской области от <дата>.

Решением муниципальной избирательной комиссии города Орла от 19 июня определено количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в абсолютном выражении, представляемое для регистрации кандидатов при проведении выборов депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва. По одномандатному избирательному округу необходимое количество подписей для регистрации составило-49, предельное количество подписей, представляемое для регистрации-53.

Решением территориальной избирательной комиссии Заводского района города Орла от <дата>г. создана рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, представленных в территориальную избирательную комиссию Заводского района города Орла, утвержден состав рабочей группы.

Потапов А.В. является кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу , выдвинутый избирательным объединением «<...>

<дата>г. Потаповым А.В. в территориальную избирательную комиссию города Орла были представлены документы, в том числе подписные листы и протокол об итогах сбора подписей.

Согласно части 3.1 статьи 38 Закона №67-ФЗ для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12.4 Закона Орловской области от 30 июня 2010г. №1080-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в избирательную комиссию для регистрации кандидатов, списков кандидатов. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей, в срок не позднее чем за один день до дня проведения проверки. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Из материалов дела следует, что в результате проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу Потапова А.В., системным администратором КСА ТИК ФИО8 были выявлены данные, не соответствующие сведениям, содержащимся в регистре ГАС «Выборы» Заводского района города Орла.

<дата>г. в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, территориальной избирательной комиссией Заводского района города Орла направлен запрос в Управление по вопросам миграции УМВД России по Орловской области.

В соответствии с таблицей, составленной по запросу ТИК Заводского района города Орла Управлением по вопросам миграции УМВД России по Орловской области представлены сведения об избирателях: в подписном листе 1 в строке 5, в подписном листе 2 строка 5, в подписном листе 6 строка 2, в подписном листе 7 строка 2, в подписном листе 8 строка 2, подписном листе 9 строка 1 не соответствуют данным о регистрационном учете граждан по месту жительства, паспортным данным, подписной лист 4 строка 3 невозможно идентифицировать личность.

По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Закона №67-ФЗ).

В силу пункта 6.4 статьи 38 Закона №67-ФЗ недействительными признаются:

подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (подпункт «б»);

подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «в»);

подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «е»);

подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума (подпункт «ж»).

По результатам проверки подписных листов, представленных Потаповым А.В., составлена ведомость проверки подписных листов, подписанная членами рабочей группы и составлен протокол.

Согласно ведомости проверки подписных листов кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №14 Потапова А.В. территориальной избирательной комиссией Заводского района города Орла признаны недействительными подписи избирателей в подписном листе 1 строка 5, в подписном листе 2 строка 5, в подписном листе 4 строка 3,, в подписном листе 6 строка 2, в подписном листе 7 строка 2, в подписном листе 8 строка 2, в подписном листе 9 строка 1 ввиду того, что недействительность указанных в них сведений подтверждается ответом из Управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области.

Также признаны недействительными подписи избирателей в подписном листе 2 строка 3, в подписном листе 5 строка 1, поскольку имеются неоговоренные исправления в серии паспорта избирателя, в дате внесения подписи избирателя соответственно.

Из итогового протокола проверки подписных листов кандидата в депутаты Потапова А.В. от <дата>г. следует, что количество подписей, признанных недействительными составляет 9, количество достоверных подписей составляет 44, что является недостаточным для регистрации кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу Потапова А.В.

При таких данных, решением Территориальной избирательной комиссии города Орла от <дата>г. Потапову А.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу в связи с тем, что количество подписей, признанных достоверными и действительными является недостаточным для регистрации кандидата.

С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у территориальной избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации кандидата Потапова А.В. в силу подпунктов «б», «в», «е», «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, так как для регистрации кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу данным кандидатом представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих правильность вывода суда, в материалы дела представлено не было.

Обоснованным является и вывод суда, что действия рабочей группы произведены в соответствии с предоставленными рабочей группе полномочиями и соответствующими должностными лицами.

Утверждение административного истца о том, что территориальная избирательная комиссия ошибочно руководствовалась представленными сведениями о проверке информации об избирателях, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, которые могли бы поставить под сомнение достоверность указанных сведений, не приведены они и в апелляционной жалобе.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы относительно оценки написания сведений об избирателе в подписных листах основаны на неправильном толковании заявителем жалобы норм материального права, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную оценку в решении.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводов суда не опровергают, им дана надлежащая оценка в решении, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного судебного акта.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г.Орла от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Потапова ФИО13 - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 28 августа 2020г.

Председательствующий судья

Судьи

Судья Кальная Е.Г. Дело № 33а-2042/2020