ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2043/2018 от 30.03.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Захарова С.И. Дело № 33а-2043/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.,

судей Бритвич Ю.С., Парменычевой М.В.,

при секретаре Марковой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 30 марта 2018 года административное дело по апелляционным жалобам Администрации городского поселения Ростов Ярославской области, Зориной Н.К., Авдышевой И.В., Ильичевой Н.Г., Шкаревой С.В., Кукиной Н.С., Махова А.С., Лузина А.С. на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 31 января 2018 года, которым постановлено:

Удовлетворить исковые требования Романычевой Е.П. в полном объеме, признав незаконными решения администрации городского поселения Ростов Ярославской области от 04 августа 2017 года № 032, 033, 034, 035, 036, 037, 042 о согласовании переустройства (замена инженерных сетей) жилых помещений по адресу <адрес>

Заслушав доклад судьи Бритвич Ю.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Многоквартирный жилой <адрес> был введен в эксплуатацию в 1988 году и подключен к системе центрального отопления.

Собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме Ильичева Н.Г. и Ильичев А.В. (<адрес>), Кибирева О.Г. и Кукина Н.С. (<адрес>), Авдышева И.В. (<адрес>), Лузина В.А., Лузин А.С. и Лузина Н.А. (<адрес>), Махов А.С. (<адрес>), Шкарев А.И. и Шкарева С.В. (<адрес>) обратились в Администрацию городского поселения Ростов с заявлениями о переустройстве жилых помещений в связи с переводом на индивидуальное газовое отопление с отключением от центрального отопления и горячего водоснабжения.

Решениями Администрации городского поселения Ростов № 032, 033, 034, 035, 036, 037, 042 от 04.08.2017 года согласовано переустройство (замена инженерных сетей) жилых помещений <адрес>

Романычева Е.П., являясь сособственником квартиры № в этом многоквартирном доме обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных решений Администрации городского поселения Ростов, указав на нарушение ее прав. Истец указала, что в связи с переходом некоторых квартир в жилом на индивидуальное отопление увеличилась плата за услугу по отоплению, своего согласия на замену инженерных сетей истец не давала, проекты переустройства требования законодательства не соответствуют, т.к. схемой теплоснабжения гп Ростов переход на индивидуальное отопление отдельных квартир в доме не предусмотрен, существующие газовые трубы в доме не рассчитаны на увеличившуюся нагрузку по расходу газа, перевод отдельных квартир на индивидуальное отопление возможен только при полной проектной реконструкции систем водоснабжения, газоснабжения, дымоудаления жилого дома.

Судом принято указанное решение.

В апелляционных жалобах административный ответчик Администрация городского поселения Ростов и заинтересованные лица Зорина Н.К., Авдышева И.В., Ильичева Н.Г., Шкарева С.В., Кукина Н.С., Махов А.С., Лузин А.С. просят решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В жалобах указано на неправильное применение судом норм материального права, обращено внимание на допустимость перехода на поквартирное отопление в домах с центральным отоплением, поскольку использованные собственниками квартир источники тепловой энергии соответствуют требованиям действующего законодательства, проекты на отключение приборов отопления разработаны на основании технических условий, выданных АО «Газпром газораспределение Ярославль», согласован с АО «ЯГК», иные согласования не требуются, права административного истца установкой в отдельных квартирах индивидуальных систем отопления не нарушаются, таких доказательств истцом не представлено. Согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на переход жилых помещений на индивидуальную систему отопления не требуется. Актуализированная схема теплоснабжения утверждена нормативным правовым актом, который был опубликован в средствах массовой информации, сама схема размещена на официальном сайте Администрации гп Ростов.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, выслушав объяснения представителей административного ответчика Администрации городского поселения Ростов по доверенности Карповой Ю.О., Горбаченко А.Е., заинтересованных лиц Ильичевой Н.Г., Махова А.С., Шкаревой С.В., и их представителя адвоката Бровкину Н.Ю., возражения административного истца Романычевой Е.П., изучив письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что проекты устройства индивидуального отопления квартир не соответствуют требованиям законодательства в связи с установлением законодательного запрета на переход одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. Схема теплоснабжения гп Ростов не предусматривает переход отдельных помещений в многоквартирном доме, который подключен к системе центрального отопления, на индивидуальные источники тепла, актуальная схема теплоснабжения на 2018 год не опубликована на официальном сайте и не влечет никаких правовых последствий. Отключение квартир от центральной системы отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Проекты на отключение приборов отопления от центральной системы отопления не согласованы с теплоснабжающими и энергоснабжающими организациями. Переход на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии не исключает возможность нарушения прочности и разрушения несущих конструкций здания, нарушения в работе инженерных систем, ухудшения сохранности и внешнего вида фасада, что нарушает право истца на безопасное проживание в жилом помещении.

Судебная коллегия с указанными выводами не соглашается по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из смысла статей 218 и 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Частью 1 статьи 26 ЖК РФ установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Часть 2 приведенной статьи определяет документы, необходимые для предоставления в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, собственником данного помещения. Так, собственник должен представить:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи (часть 3 статьи 26 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 27 ЖК РФ установлены случаи, в которых допускается отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, к ним относятся случаи:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Из материалов дела следует, что заинтересованными лицами – собственниками квартир 4, 12, 14, 22, 29, 36 для согласования переустройства были предоставлены все указанные в ст. 26 Жилищного кодекса РФ документы.

Необходимость согласования переустройства квартиры с теплоснабжающей и энергоснабжающей организацией в случае изменения системы отопления законодательством не предусмотрена.

В тоже время судебная коллегия отмечает, что заинтересованными лицами перед обращением в орган местного самоуправления было получено согласие теплоснабжающей организации АО «ЯГК» филиала «Ростовский» на перевод квартир на индивидуальное отопление и отключение от центрального отопления.

Перечень имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам квартир в многоквартирном доме, определен в статьях 290 ГК РФ и 36 ЖК РФ, к нему относится, в том числе, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений предусмотрено частью 2 статьи 40 ЖК РФ в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (пункт 3 части 1, часть 3 статьи 36 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

При этом из анализа взаимосвязанных положений подпункта "д" пункта 2, пункта 5 и вышеприведенного пункта 6 Правил в состав общего имущества входят лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир). Находящиеся же в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру, следовательно, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения.

Из материалов дела следует, что квартира истца находится на третьем этаже в первом подъезде, квартиры заинтересованных лиц расположены в разных подъездах на разных этажах многоквартирного дома, в котором предусмотрено центральное отопление, система отопления принята однотрубная.

В квартирах изначально были установлены газовые плиты и газовые колонки, в кухнях предусмотрены раздельные каналы для вентиляции и дымоудаления.

Согласно проекту газоснабжения квартир заинтересованных лиц, разработанного ООО «Куполстрой» в соответствии с техническими условиями «Газпром газораспределение Ярославль», отвод продуктов сгорания от газового двухконтурного котла осуществляется через существующий дымоход в стене, вентиляция кухни осуществляется через вентканал в стене и форточки. Забор воздуха – через воздуховод диаметром 80 мм с улицы.

Устройство забора воздуха через отверстие в стене не противоречит требованиям п. 6.3 СП 41-108-2004 «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе» допускающим устройство индивидуального воздуховода, обеспечивающего забор воздуха через стену и подачу его индивидуально к каждому теплогенератору, и удалением дымовых газов коллективным дымоходом.

Согласно проекту на отключение приборов отопления от централизованной системы отопления, разработанного ООО «Куполстрой», предусмотрено отключение радиаторов отопления, расположенных в квартирах заинтересованных лиц, и изоляция теплоизоляцией «Энергофлекс» открыто проложенных стояков и трубопроводов. В проекте указано, что отключение приборов не ухудшит работу системы отопления в других квартирах и всего дома в целом.

Участниками процесса не оспаривалось, что выполненные в квартирах заинтересованных лиц работы по строительству внутренней системы газоснабжения были приняты приемочной комиссией, в состав которой входил представитель АО «Газпром газораспределение Ярославль» в г. Ростове, о чем составлены акты. Смонтированные системы индивидуального отопления были приняты в эксплуатацию и используются заинтересованными лицами с октября 2017 года.

Таким образом, заинтересованными лицами были демонтированы радиаторы отопления, которые обслуживали только их квартиры, сохранив при этом лежаки системы отопления, то есть выполненные работы не затронули общее имущество в многоквартирном доме.

Представленные административным ответчиком и заинтересованными лицами доказательства о том, что выполненные работы не повлияли на систему отопления многоквартирного дома, не повлекли увеличение физических энергетических нагрузок на систему отопления дома, истцом не был опровергнут.

Истцом Романычевой Е.П. не было представлено доказательств того, что в результате увеличения объема подаваемого газа и воды в системы отопления нарушилась работа инженерных систем, истец с соответствующими жалобами в управляющую компанию либо ресурсоснабжающие организации не обращалась.

В связи с этим выводы суда о нарушении права истца на безопасное проживание в жилом помещении основан на предположениях истца и не подтвержден объективными данными.

На основании пункта 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 307, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.

Таким образом, возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения.

В силу подпункта 20 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно пунктам 4, 27, 41 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 в схему теплоснабжения включаются следующие разделы: случаев (условий) применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии; определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления.

В результате анализа содержания разделов 1.1., 1.2 схемы теплоснабжения городского поселения Ростов Ярославской области на период с 2012-2027 гг. (актуализация на 2018 г.) судебная коллегия приходит к выводу, что схемой теплоснабжения городского поселения Ростов допускается отключение от централизованного теплоснабжения отдельных квартир многоквартирных домов в связи с переходом на индивидуальное отопление. В частности, таблица 1.2.2 содержит указание на квартиры, перешедшие на индивидуальное отопление в <адрес>

Пунктом 19 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 установлено, что схема теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты ее утверждения подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении схемы теплоснабжения на официальных сайтах.

Постановлением Администрации городского поселения Ростов от 31.07.2017 № 619 утверждена актуализированная схема теплоснабжения городского поселения Ростов за 2018 год.

Указанное постановление было опубликовано в газете «Провинция» 3 30 от 2.08.2017 г.

То обстоятельство, что на момент рассмотрения судом первой инстанции на официальном сайте не была опубликована актуализированная схема теплоснабжения на 2018 год, не означает, что указанная схема не влечет правовых последствий, поскольку предыдущая актуализация на 2016 год также предусматривала возможность перехода отдельных квартир в многоквартирных домах на индивидуальное отопление, в том числе <адрес>.

На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции актуализированная схема теплоснабжения гп Ростов за 2018 год размещена в полном объеме на официальном сайте:

http://admrostov.ru/assets/files/Схема%20теплоснабжения%20гп%20Ростов.%20Актуализация%20на%202018%20год.Утверждаемая%20часть.pdf

Поскольку утвержденной схемой теплоснабжения гп Ростов в настоящее время предусмотрена возможность перехода на отопление жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, то принятые администрацией городского поселения Ростов решения № 032, 033, 034, 035, 036, 037, 042 от 04.08.2017 года о согласовании переустройства (замена инженерных сетей) жилых помещений <адрес>, соответствует требованиям закона и нормативных правовых актов.

Доводы истца о нарушении ее прав увеличением платы за отопление в результате перехода квартир на индивидуальное отопление основаны на неверном понимании положений закона.

Согласно части 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, действующее жилищное законодательство не освобождает граждан, не использующих центральное отопление, от оплаты тепловой энергии системы отопления многоквартирного дома, они продолжают оставаться потребителями услуги тепловой энергии и за ними сохраняется обязанность по ее оплате.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, что является основанием для отмены решения суда с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ростовского районного суда Ярославской области от 31 января 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Романычевой Е.П. о признании незаконными решений администрации городского поселения Ростов Ярославской области от 4 августа 2017 года № 032, 033, 034, 035, 036, 037, 042 отказать.

Председательствующий

Судьи