№ 33а-2047/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 23 марта 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Кудряшова В.К., Хакимовой О.В.
при секретаре Лексиковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу помощника прокурора прокуратуры Октябрьского района г. Орска на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 23 декабря 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению председателя товарищества собственников жилья «ТСЖ ***» Ложкиной Л.В. к прокуратуре Октябрьского района г. Орска о признании незаконным представления прокуратуры Октябрьского района г. Орска от (дата)№, его отмене и обязании устранить допущенное нарушение прав.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Председатель товарищества собственников жилья «ТСЖ ***» (далее - ТСЖ «ТСЖ ***») Ложкина Л.В. обратилась в суд с административным иском к прокуратуре Октябрьского района г. Орска о признании незаконным представления прокуратуры Октябрьского района г. Орска от (дата)№, его отмене и обязании устранить допущенное нарушение прав, указав, что оспариваемое представление носит абстрактный характер, так как не содержит фактов нарушения закона, указаний на действия, необходимые для устранения нарушений. На момент вынесения представления нарушения в части содержания общего имущества устранены, что подтверждается актом проверки Государственной жилищной инспекции от (дата). Истец полагает незаконным требование представления о необходимости внесения изменений в договор № от (дата) путем исключения установленных им обязанностей для собственников помещений многоквартирного дома, а также открытия банковского счета и выставлении собственникам счетов на оказанные услуги ТСЖ, поскольку ТСЖ производит начисление платы и выставляет квитанции на оплату за содержание и ремонт общего имущества через агента, что не запрещено законодательством. Кроме того, Ложкина Л.В. указывает на незаконность представления в связи с тем, что о проводимой проверке ее не уведомили, осмотр общего имущества не проводился, объяснения с нее не отобраны.
Административный истец просила суд признать незаконным представление прокуратуры Октябрьского района г. Орска от (дата)№ об устранении нарушений жилищного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 23 декабря 2016 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Суд признал незаконным представление прокуратуры Октябрьского района г. Орска от (дата)№ в части указания на незаконность действующей схемы выставления счетов и оплаты оказанных услуг собственниками помещений многоквартирного дома по (адрес) в (адрес) и необходимость устранения указанных нарушений путем внесения изменений в договор № от (дата) (исключения установленных им обязанностей собственников помещений многоквартирного дома), а также путем открытия товариществом собственников жилья банковского счета и выставления собственникам счетов на оказанные услуги с перечислением денежных средств на счет товарищества собственников жилья «***».
В удовлетворении остальной части требований отказано.
С таким решением не согласился помощник прокурора Октябрьского района г. Орска, подав апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Ложкиной Л.В. отказать в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., доводы прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Трофимова А.А., просившего об отмене решения суда первой инстанции и отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1"О прокуратуре Российской Федерации" (далее – Закон о прокуратуре) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
В силу абзаца 3 пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры.
Пунктом 8 статьи 138 ЖК РФ установлено, что товарищество собственников жилья обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (статья 144 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Октябрьского района г. Орска на основании заявления ФИО7 от (дата) проведена проверка, в результате которой в адрес председателя ТСЖ «ТСЖ ***» Ложкиной Л.В. внесено представление № от (дата) об устранении нарушений жилищного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в котором содержится требование принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений федерального законодательства, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности и сообщить о результатах рассмотрения настоящего представления и принятых по нему мерах в письменной форме прокурору в установленный законом месячный срок.
В результате проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Орска проверки выявлены нарушения требований Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, а именно:
-п. 7 Перечня № 290, ПиН п. 4.2.1.15 - неисправность защитного слоя швов покрытий парапета из плит (4 места);
-п. 13 ПП РФ №290, п. 4.7.1, 4.7.2, 4.8.14 ПиН - неисправное состояние окон на лестничных клетках Местами остекление отдельными полосами, отсутствие фурнитуры, зазоры повышенной ширины в притворах переплетов;
-п. 2 Перечня № 290, п. 3.4.1 ПиН - местами захламление подвального помещения (бытовой мусор);
-п. 15 Перечня № 290, ПиН п. 5.7.2. - неисправность оголовков вентиляционных каналов - местами разрушение бетонного слоя;
-п. 11 Перечня №290, ПиН п. 3.2.8., 3.2.9. - неисправность окрасочного слоев стен и потолков лестничных клеток подъездов (местами загрязнения, трещины);
-п. 20 Перечня № 290, ПиН п. 5.6.2., 5.6.6. - неисправность общедомовых сетей освещения, электроснабжения: отсутствие освещения подвального помещения, открыты распределительные коробки в подвальном помещении (1 шт.);
- п 4.4.1 ПиН, п. 12 Перечня № 290 - неисправное состояние пола в подъездах: повреждение отделочного покрытия (керамическая плитка)- местами отсутствие ( подъезды ***);
-п. 2 «ж» ПП РФ № 491- неисправное состояние почтовых абонентских шкафов, местами отсутствие запирающих устройств, деформация дверок;
-п. 18 Перечня №290, п. 5.2.1 ПиН - утечки системы отопления в подвальном помещении - капельная течь запорной арматуры (1 место);
-п. 18 Перечня № 290, п. 5.2.22 ПиН - местами неисправность изоляции трубопроводов системы отопления в подвальном помещении и на техническом этаже;
-п. 18 Перечня № 290, п. 5.3.11 ПиН - местами неисправность изоляции трубопроводов системы горячего водоснабжения в подвальном помещении;
-п. 2 Перечня № 290, п. 4.1.4 ПиН - продухи подвала не оборудованы жалюзийными решетками;
-п. 7 Перечня № 290, п. 4.6.1.1 - протекание кровли над лоджией квартиры №;
-п. 15 Перечня № 290, п. 5.5.12. ПиН - не предоставлен акт специализированной организации о технически исправном состоянии вентиляционных каналов.
Аналогичные нарушения указаны в представлении прокуратуры Октябрьского района г. Орска от (дата), которые на момент проводимой в (дата) проверки не устранены, что подтверждается актом, составленным (дата) помощником прокурора Октябрьского района г. Орска Замориной Ю.А.
В оспариваемом представлении также указано, что способом управления многоквартирным домом по (адрес) в (адрес) является управление товариществом собственников жилья «ТСЖ ***».
Согласно материалам дела между ТСЖ «ТСЖ ***» и ООО «Жилищно-коммунальный сервис - ТСЖ» заключен договор № от (дата) на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В свою очередь, ООО «Жилищно-коммунальный сервис - ТСЖ» с АТСЖ «ЖилКомСервис - ТСЖ» заключен агентский договор № от (дата), в соответствии с которым АТСЖ «ЖилКомСервис - ТСЖ» производит начисление, выставление счетов и прием платежей за жилищно - коммунальные услуги от собственников помещений многоквартирного дома по (адрес) в (адрес).
Согласно п. *** договора № от (дата) на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по (адрес) в (адрес) исполнитель ООО «ЖилКомСервис - ТСЖ» приняло на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей обслуживания многоквартирного дома, в частности осуществлять начисление, сбор, расщепление и перерасчет платежей собственников за содержание и текущий ремонт.
В силу *** названного договора собственники помещений многоквартирного дома обязаны самостоятельно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным, перечислять денежные средства по оплате предоставленных услуг (в соответствии с выставляемыми счет-квитанциями) на расчетный счет ООО «ЖилКомСервис - ТСЖ» либо на счет агента, действующего в интересах ООО «ЖилКомСервис - ТСЖ».
ООО «ЖилКомСервис - ТСЖ» заключен агентский договор № от (дата), согласно которому расчет и сбор платежей за содержание жилых помещений и текущий ремонт осуществляет АТСЖ ООО «ЖилКомСервис - ТСЖ».
Решением общего собрания от (дата) собственники помещений многоквартирного дома по (адрес) в (адрес) утвержден проект договора и приложений к нему на предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, тариф на обслуживание многоквартирного дома.
В силу положений 137, 156 ЖК РФ утверждённые решениями общего собрания членов ТСЖ "ТСЖ ***" условия договора и тарифы являются обязательными для всех собственников помещений дома, подлежат исполнению и оплате, независимо от того, являются они членами ТСЖ или нет.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на Ложкину Л.В. возложены полномочия председателя юридического лица ТСЖ «ТСЖ ***».
ТСЖ «ТСЖ ***», заключая с ООО «ЖилКомСервис - ТСЖ» договор № от (дата), действовало как лицо, представляющее интересы и выражающее волеизъявление собственников имущества многоквартирного дома, что соответствует п. 8 ст. 138, ст. 144, ч.1 ст. 145, ст. 46 и 146, ст. 161 Жилищного кодекса РФ и указанным нормам Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Разрешая заявленные требования и частично удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку в результате проверки прокуратурой установлено, что вышеуказанные нормы права и технической эксплуатации общедомового имущества не соблюдаются, а ответственным лицом за надлежащее содержание общего имущества является товарищество собственников жилья, прокуратурой правомерно внесено представление в адрес председателя ТСЖ «ТСЖ ***» Ложкиной Л.В.
Признавая оспариваемое представление незаконным в части указания на незаконность действующей схемы выставления счетов и оплаты оказанных услуг собственниками помещений многоквартирного дома по (адрес) в (адрес) и необходимость устранения указанных нарушений путем внесения изменений в договор № от (дата) (исключения установленных им обязанностей собственников помещений многоквартирного дома), а также путем открытия товариществом собственников жилья банковского счета и выставления собственникам счетов на оказанные услуги с перечислением денежных средств на счет товарищества собственников жилья «***», суд первой инстанции исходил из того, что существующая схема расчетов за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по (адрес) в (адрес) соответствует и не противоречит действующему законодательству, основана на договорных отношениях.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что действующая схема выставления счетов и оплаты оказанных услуг собственникам помещений (адрес) не товариществу собственников жилья, а непосредственно на счет ООО «ЖилКомСервис-ТСЖ» является незаконной ввиду того, что обязательства по оплате услуг содержания и текущего ремонта общего имущества у собственников указанного дома имеются только перед «ТСЖ ***», не может быть принят во внимание и подлежит отклонению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом на основании решения членов правления № от (дата) и протокола общего собрания членов ТСЖ от (дата) между ТСЖ «ТСЖ 78» и ООО «Жилищно-коммунальный сервис - ТСЖ» заключен договор № от (дата) на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В силу п. *** названного договора собственники помещений многоквартирного дома обязаны самостоятельно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным, перечислять денежные средства по оплате предоставленных услуг (в соответствии с выставляемыми счет-квитанциями) на расчетный счет ООО «ЖилКомСервис - ТСЖ» либо на счет агента, действующего в интересах ООО «ЖилКомСервис - ТСЖ».
Принимая во внимание, что договор на обслуживание дома заключен с согласия собственников помещений многоквартирного (адрес) (на основании протокола общего собрания членов ТСЖ от (дата)), в нем установлен порядок оплаты за предоставленные услуги, следовательно, как правильно указал суд в решении, существующая схема расчетов за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по (адрес) в (адрес) соответствует и не противоречит действующему законодательству, поскольку основана на договорных отношениях.
Не может повлиять на законность оспариваемого решения довод апелляционной жалобы о том, что председатель «ТСЖ ***» Ложкина Л.В., заключая договор с ООО «ЖилКомСервис-ТСЖ», действовала от имени товарищества как самостоятельного юридического лица, а не представляла интересы собственников имущества многоквартирного дома, поскольку товарищество собственников жилья в соответствии с жилищным законодательством является объединением собственников многоквартирного дома и создано для совместного управления, обеспечения эксплуатации, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом, находящихся в многоквартирном доме. Обстоятельств того, председатель ТСЖ «ТСЖ ***», заключая договор с ООО «Жилищно-коммунальный сервис - ТСЖ», действовал в противоречие с решением общего собрания собственников жилого (адрес), принятым (дата), судом не установлено.
Таким образом, в соответствии с нормами ЖК РФ, ТСЖ «ТСЖ ***» в лице его председателя Ложкиной Л.В., заключая договор с ООО «ЖилКомСервис – ТСЖ», действуя от имени ТСЖ, как самостоятельного юридического лица, действовала в интересах собственников помещений многоквартирного (адрес).
Других доводов, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая требования председателя «ТСЖ ***» Ложкиной Л.В., суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 23 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу помощника прокурора прокуратуры Октябрьского района г. Орска – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: