ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-204/2018(33А-6314/17) от 17.01.2018 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья: А.Р. Габдрахманов Дело № 33а - 204/2018 (33а-6314/2017)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Е.В. Кричкер,

судей А.И. Бурова, Н.Н. Сентяковой,

при секретаре М.В. Токаревой,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске УР 17 января 2018 года административное дело по апелляционной жалобе исполняющего обязанности министра природных ресурсов и охраны окружающей среды УР на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 6 октября 2017 года, которым

административные исковые заявления Тронина В. А., Юферева И. В., Князева В. В., Юферева В. А., Юферева А. В., Юферева В. А., Максимова С. А., Стрелкова В. Е., Чазова А. С. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, заместителю министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Чижову Е. А. о признании действий по распределению и выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, отказов в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданных разрешений на добычу охотничьих ресурсов незаконными, понуждении провести новое распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов, удовлетворены частично.

Признаны незаконными действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по распределению и выдаче разрешений категории иных заявителей на добычу кабана на территории общедоступных охотничьих угодий Дебесского района Удмуртской Республики на период с 01 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года.

Признаны незаконными отказы заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Чижова Е. А. в выдаче разрешений на добычу кабана в общедоступных охотничьих угодьях Дебесского района Удмуртской Тронину В. А., Юфереву И. В., Князеву В. В., Юфереву В. А., Юфереву А. В., Юфереву В. А., Максимову С. А., Стрелкову В. Е., Чазову А. С..

Признаны незаконными разрешения на добычу кабана на территории общедоступных охотничьих угодий Дебесского района Удмуртской Республики на период с 01 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года, выданные 05 мая 2017 года, Владыкину П. Г., Караваеву С. М., Казакову И. В., Корепанову А. А., Вострокнутову Н. М., Чекменеву Е. В., Викторову А. Г., Щенину А. А., Григорьеву С. В..

На Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав Тронина В. А., Юферева И. В., Князева В. В., Юферева В. А., Юферева А. В., Юферева А. В., Юферева В. А., Максимова С. А., Стрелкова В. Е., Чазова А. С., путем организации подачи, распределения, оформления и выдачи разрешений на добычу кабана категории иных заявителей на территории общедоступных охотничьих угодий Дебесского района Удмуртской Республики на период с 01 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года.

В остальной части в удовлетворении требований отказано.

Взысканы с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Тронина В. А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Взысканы с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Юферева И. В. по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Взысканы с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Князева В. В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Взысканы с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Юферева В. А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Взысканы с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Юферева А. В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Взысканы с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Юферева В. А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Взысканы с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Максимова С. А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Взысканы с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Стрелкова В. Е. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Взысканы с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу Чазова А. С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда УР Бурова А.И., объяснения административных истцов Юферева Е.А., Чазова А.С., Князева В.В., представителя административных истцов Батаева А.А., судебная коллегия по административным делам

установила:

Тронин В.А., Юферев И.В., Князев В.В., Юферев В.А., Юферев А.В., Юферев В.А., Максимов С.А., Стрелков В.Е., Чазов А.С. обратились в суд с самостоятельными административными исками к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, заместителю министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Чижову Е.А. в которых просили:

- признать незаконными действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по распределению и выдаче разрешений на добычу кабанов на территории общедоступных охотничьих угодий и заказниках Удмуртской Республики в сезоне охоты с 1 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года;

- признать незаконными отказы заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Чижова Е.А. в выдаче разрешений на добычу кабанов в общедоступных охотничьих угодий Дебесского района Удмуртской Республики Тронину В.А., Юфереву И.В., Князеву В.В., Юфереву В.А., Юфереву А.В., Юфереву В.А., Максимову С.А., Стрелкову В.Е., Чазову А.С.;

- обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики провести новое распределение разрешений на добычу кабанов на территории общедоступных охотничьих угодий и заказниках Удмуртской Республики обеспечив при этом соблюдение принципов открытости, равного доступа граждан к получению государственных услуг, равных возможностей доступа физических лиц к охотничьим ресурсам.

Требования мотивированы тем, что административные истцы обратились в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с заявлениями о выдаче разрешений на добычу кабанов на территории общедоступных охотничьих угодий Дебесского района Удмуртской Республики.

Заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Чижовым Е.А. в выдаче разрешений на добычу кабанов в общедоступных охотничьих угодий Дебесского района Удмуртской Республики административным истцам отказано.

Административные истцы считаю указанные отказы незаконными, поскольку при распределении охотничьих ресурсов было нарушено действующее законодательство, так заявления на подачу охотничьих ресурсов должны были приниматься со 2 мая 2017 года. В нарушение действующего административного регламента была организованна электронная очередь, с помощью которой можно было предварительно за две недели до начала приема заявлений записаться на прием к специалисту. Кроме того размещение приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики №82 от 3 мая 2017 года «Об утверждении норм допустимой добычи кабана на территории Удмуртской Республики на период с 1 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года» перед окончанием рабочего дня, преследовало цель не допустить к участию в распределении охотничьих ресурсов лиц, которые не были заблаговременно уведомлены об этом.

Определением от 15 августа 2017 года административные дела по административным искам было объединены в одно производство.

Определением от 8 сентября 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Владыкин П.Г., Караваев С.М., Казаков И.В., Корепанов А.А., Вострокнутов Н.М., Чекменев Е.В., Викторов А.Г., Щенин А.А., Григорьев С.В.

В ходе рассмотрения дела административные истцы дополнили исковые требования просьбой признать незаконными разрешения на добычу кабанов на территории общедоступных охотничьих угодьях Дебесского района Удмуртской Республики в сезоне охоты с 1 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года, выданные Владыкину П.Г., Караваеву С.М., Казакову И.В., Корепанову А.А., Вострокнутову Н.М., Чекменеву Е.В., Викторову А.Г., Щенину А.А., Григорьеву С.В. Уточнили часть требований, просили обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики провести новое распределение разрешений на добычу кабанов на территории общедоступных охотничьих угодий Дебесского района Удмуртской Республики обеспечив при этом соблюдение принципов открытости, равного доступа граждан к получению государственных услуг, равных возможностей доступа физических лиц у охотничьим ресурсам.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, исполняющий обязанности министра природных ресурсов и охраны окружающей среды УР просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истцов в полном объеме. Считает решение суда необоснованным и не соответствующим требованиям законодательства.

Ходатайство исполняющего обязанности министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики об отложении рассмотрения дела коллегией не находится обоснованным, препятствующим рассмотрению дела по существу.

Изучив и проанализировав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания незаконным оспариваемого административным истцом предписания необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов административного истца.

Судебная коллегия приходит к убеждению о том, что необходимая совокупность вышеназванных условий по настоящему административному делу установлена.

Как усматривается из материалов дела, 04.05.2017г. Тронин В.А., Юферев И.В., Князев В.В., Юферев В.А., Юферев А.В., Юферев В.А., Максимов С.А., Стрелков В.Е., Чазов А.С. обратились в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с заявлениями о выдаче разрешений на добычу кабана на территории общедоступных охотничьих угодьях Дебесского района Удмуртской Республики

05.05.2017г. Тронину В.А., Юфереву И.В., Юфереву В.А., Юфереву А.В., Юфереву В.А., Максимову С.А., Стрелкову В.Е., Чазову А.С., 15.05.2017г. Князеву В.В., заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Чижовым Е.А. отказано в выдаче разрешений на добычу кабана в общедоступных охотничьих угодьях Дебесского района Удмуртской Республики, в связи с превышением норм допустимой добычи кабана.

20.04.2017г. Владыкин П.Г., Караваев С.М., Казаков И.В., Корепанов А.А., Вострокнутов Н.М., Чекменев Е.В., Викторов А.Г., Щенин А.А., Григорьев С.В. получили талоны электронной очереди для подачи заявлений на получение разрешений на добычу охотничьих ресурсов 04.05.2017г.

04.05.2017г. Владыкин П.Г., Караваев С.М., Казаков И.В., Корепанов А.А., Вострокнутов Н.М., Чекменев Е.В., Викторов А.Г., Щенин А.А., Григорьев С.В. обратились в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с заявлениями о выдаче разрешений на добычу кабана на территории общедоступных охотничьих угодий Дебесского района Удмуртской Республики.

05.05.2017г. Владыкину П.Г., Караваеву С.М., Казакову И.В., Корепанову А.А., Вострокнутову Н.М., Чекменеву Е.В., Викторову А.Г., Щенину А.А., Григорьеву С.В. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики выданы разрешения на добычу кабана в общедоступных охотничьих угодьях Дебесского района Удмуртской Республики, сроки охоты с 01.06.2017г. по 28.02.2018г., вид охоты «любительская спортивная».

Указанные обстоятельства участниками процесса не оспариваются и следуют из материалов дела.

Анализ положений с ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.07.2009 года №209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(далее – ФЗ №209), Закона УР от 22.06.2012 года №31-РЗ "О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике" (далее - Закон УР №31) позволил суду первой инстанции сделать вывод о том, что право физических лиц на осуществление охоты возникает с момента выдачи им разрешения на охоту; порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - разрешения) между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике урегулирован статьей 31

На основании ст.1 Закона УР №31 распределение разрешений осуществляется исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, реализующим на территории Удмуртской Республики государственную политику и осуществляющим полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган), на основании поданных заявлений на выдачу разрешений.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что уполномоченным органом, согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее – Положение), утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2014г. №564 является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики является юридическим лицом, его местонахождение: 426051, г. Ижевск, ул. Максима Горького, 73/1 (литера А) (п. 6, 7 Положения).

В соответствии с п.п.74 п.9 Положения Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики осуществляет в установленном порядке выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации.Заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики организует и осуществляет в установленном порядке выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации (пп.13 п.3 должностного регламента).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, оспариваемые административными истцами решения об отказе в выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов приняты уполномоченным лицом в пределах предоставленных ему полномочий.

Вопросы пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды находится в предмете совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.41 Федерального закона от 24.04.1995г. №52-ФЗ «О животном мире» отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и настоящим Федеральным законом.

Частью 12 ст.24 ФЗ №209 предусмотрено, что добыча охотничьих ресурсов, в отношении которых не утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, осуществляется в соответствии с нормативами и нормами в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

В соответствии с частями 1, 3 и 5 ст.38 указанного Федерального закона поддержание охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, обеспечивается путем разработки, установления и соблюдения нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. К нормам в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов и нормы пропускной способности охотничьих угодий. Данные нормы разрабатываются и утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органы власти субъекта Российской Федерации осуществляют разработку и утверждение норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности охотничьих угодий (п.2 ст.34 приведенного Федерального закона).

Согласно пунктам 1 и 9 Положения Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции, в том числе в области использования и охраны растительного и животного миров, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Министерство принимает в форме приказов нормативные правовые акты об утверждении норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи.

В Перечень видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 мая 2010 года N 164 такой вид охотничьих ресурсов как копытное животное кабан не включен.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 03.05.2017 N 82 " Об утверждении норм допустимой добычи кабана на территории Удмуртской Республики на период с 1 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года " утверждены нормы допустимой добычи кабана на территории Удмуртской Республики на период с 1 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года, в том числе для общедоступных охотничьих угодий Дебесского района Удмуртской Республики установлены нормы допустимой добычи кабана старше 1 года, без подразделения по половому признаку - 10 особей, до 1 года - 10 особей

Согласно п.1 ст.2 Закона УР № 31 заявления на выдачу разрешений подаются физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике (далее - заявители), в уполномоченный орган не ранее чем за тридцать дней до начала сезона охоты на заявленный вид охотничьих ресурсов.

В соответствии с ч.1 ст.3 Закона УР №31 распределение разрешений между заявителями осуществляется в порядке очередности, установленной исходя из даты и времени подачи или поступления заявления на выдачу разрешения в уполномоченный орган, в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий.

При рассмотрении заявлений на выдачу разрешений, поданных несколькими заявителями в один день или поступивших по почте в один день, очередность рассмотрения заявлений устанавливается исходя из времени их подачи или поступления.

Согласно ч.3 ст.3 Закона УР №31 распределение разрешений на добычу копытных животных и медведя осуществляется в следующем порядке:

1) 50 процентов разрешений распределяется между заявителями:

- осуществлявшими в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, добычу волков на территории общедоступных охотничьих угодий;

- осуществлявшими в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, регулирование численности лисиц;

- проводившими в течение года, предшествующего началу срока сезона охоты, работы по подкормке кабана в зимнее время на территории общедоступных охотничьих угодий в соответствии с договором, заключенным с уполномоченным органом;

2) 50 процентов разрешений распределяется между иными заявителями.

Из материалов дела следует, и судом первой инстанции правильно установлено, что административные истцы не относятся к категории заявителей, указанной в п.1 ч.3 ст.3 Закона УР №31.

При подаче заявлений в уполномоченный орган административные истцы, наряду с другими заявителями, не относящимися к категории заявителей, указанной в п.1 ч.3 ст.3 Закона УР №31, могли претендовать на участие в распределении 50 процентов разрешений на добычу кабана в пределах установленных приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 03.05.2017г. №82 " Об утверждении норм допустимой добычи кабана на территории Удмуртской Республики на период с 1 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года норм допустимой добычи кабана - для общедоступных охотничьих угодий Дебесского района Удмуртской Республики - 10 особей.

Таким образом, в общедоступных охотничьих угодьях Дебесского района Удмуртской Республики между заявителями, не относящимися к категории заявителей, указанной в п.1 ч.3 ст.3 Закона УР №31, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики могло распределить не более 10 разрешений на добычу кабана.

Материалами дела подтверждается, что заявления о выдаче разрешений на добычу кабана в общедоступных охотничьих угодьях Дебесского района Удмуртской Республики поданы административными истцами в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики 04.05.2017 года.

На момент принятия заявлений от административных истцов на добычу кабана в общедоступных охотничьих угодьях Дебесского района Удмуртской Республики Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики уже были приняты заявления от Владыкина П.Г., Караваева С.М., Казакова И.В., Корепанова А.А., Вострокнутова Н.М., Чекменева Е.В., Викторова А.Г., Щенина А.А., Григорьева С.В. При этом, они 20 апреля 2017 года (до наступления законом установленного срока) посредством электронного терминала получили талоны для подачи 4 мая 2017 года заявлений на добычу охотничьих ресурсов.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель определил то, что требование о признании незаконными действий подлежит удовлетворению при наличии одновременно двух условий: если оспариваемое действие, бездействие, решение не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление об оспаривании таких действий.

В соответствии с ч.6 ст.31 ФЗ "Об охоте" порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

На территории Удмуртской Республики порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов установлен Законом УР №31.

Согласно ст.2 Закона УР №31, заявления на выдачу разрешений подаются не ранее чем за 30 дней до начала сезона охоты на заявленный вид охотничьих ресурсов. Заявления на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи, подаются в уполномоченный орган после их утверждения.

Как указывалось выше на территории общедоступных охотничьих угодий Дебесского района Удмуртской Республики между иными заявителями, к категории которых относятся административные истцы, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики могло распределить не более 10 разрешений на добычу кабана.

Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов представляет собой деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, при осуществлении отдельных государственных полномочий и является государственной услугой.

Указанная деятельность регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» согласно части 1 статьи 12 которого, предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Порядок предоставления вышеуказанной государственной услуги физическим лицам установлен Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в красную книгу Российской Федерации, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 204 (далее – Регламент).

Данный Регламент регулирует отношения, возникающие между физическими лицами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, которая должна быть доступной и качественной.

Согласно требованиям к порядку информирования о предоставлении государственной услуги информации, в том числе о месте нахождения (адрес), контактных телефонах, а также графике приема посетителей уполномоченных органов размещаются на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги, официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанных органов (п.3 Регламента).

Порядок предоставления информации, сведения о месте приема заявлений, получения доступной и полной информации о предоставляемой услуге определенны в п.п. 35, 36, 39, 46 Регламента.

Как следует из пояснений административных истцов, письменных пояснений заинтересованных лиц, исследованых судом первой инстанции, 4 мая 2017 года прием заявлений на добычу охотничьих ресурсов осуществлялся исходя из очередности указанной в талоне, выданном электронным терминалом.

Данный факт не оспаривается участниками процесса.

При этом, заинтересованные лица, получившие 5 мая 2017 года разрешения на добычу кабана в общедоступных охотничьих угодьях Дебесского района Удмуртской Республики, более чем за 30 дней до начала сезона охоты, а именно 20 апреля 2017 года через электронный терминал получили талоны для подачи 4 мая 2017 года заявлений на добычу охотничьих ресурсов, тогда как возможность получения таких талонов до начала сезона охоты нормативно правовыми актами не предусмотрена. По-сути, заинтересованные лица гарантировали получение разрешений до начала периода их выдачи.

Суд первой инстанции правильно оценил данное обстоятельство. Кроме того, учел режим работы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, сопоставив его с временем формирования талонов.

Не оставил без внимания отсутствие достаточной информационной освещенности предварительной выдачи талонов.

Совокупность перечисленных обстоятельств позволила суду первой инстанции о доказанности недоступности государственной услуги.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено нарушение принципов открытости и доступности граждан РФ на добычу охотничьих ресурсов на территории УР, предусматривающий выдачу разрешений исключительно в порядке очередности поступления заявлений, а также нарушения прав административных истцов на получение разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

Согласно ст.3 п.1 Закона УР №31 распределение разрешений между заявителями осуществляется в порядке очередности, установленной исходя из даты и времени подачи или поступления заявления на выдачу разрешения в уполномоченный орган, в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий.

Нарушения данного принципа, изложенного в ст.3 п.1 Закона УР №31 при распределении разрешений влечет незаконность действий тех должностных лиц, которые выдали разрешения без соблюдения очередности приема заявлений.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что по данному административному делу установлено, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики при распределении и выдаче разрешений категории иных заявителей на добычу кабана на территории общедоступных охотничьих угодий Дебесского района Удмуртской Республики на период с 1 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года действовало вопреки требованиям законодательства, соответственно заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики незаконно отказано в выдаче разрешений на добычу кабана административным истцам, а выданные 5 мая 2017 года Владыкину П.Г., Караваеву С.М., Казакову И.В., Корепанову А.А., Вострокнутову Н.М., Чекменеву Е.В., Викторову А.Г., Щенину А.А., Григорьеву С.В. разрешения на добычу кабана на территории общедоступных охотничьих угодий Дебесского района Удмуртской Республики на период с 1 июня 2017 года по 28 февраля 2018 года являются незаконными.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения, и с полном соблюдением норм процессуального права.

Доводы жалобы не содержат аргументов, влекущих отмену или изменение судебного акта, так как основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьёй 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам,

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 6 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Е.В. Кричкер

судьи: А.И. Буров

Н.Н. Сентякова