72RS0019-01-2021-005281-56
Номер в суде первой инстанции 2а-294/2022
Дело № 33а-2059/2022
Апелляционное определение
г. Тюмень | 11 апреля 2022 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Колосковой С.Е., |
судей | Галяутдиновой Е.Р., Глушко А.Р. |
при секретаре | Семенец Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Токарева Владимира Ильича, поданной представителем Токаревым Владимиром Владимировичем, на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 21 января 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Токарева Владимира Ильича к заместителю Главы города, директору Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска Звереву Г.Н., Департаменту городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации г. Тобольска о признании незаконным бездействия директора Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска Зверева Г.Н. и возложении обязанности устранить в полном объёме допущенное препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод путём предоставления (резервирования) на «Алемасовском» кладбище места для создания семейного захоронения для трёх человек, членов его семьи и оформления прав на будущее погребение в этом месте, о взыскании компенсации морального вреда в сумме 10000 руб.-отказать.»
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения представителя Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска Садовникова М.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Токарев В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия должностного лица заместителя Главы города, директора Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска; возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод путем предоставления (резервирования) на Алемасовском кладбище места для создания семейного захоронения для трех человек, членов его семьи и оформления их прав на будущее погребение в этом месте; взыскать с административного ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей. Заявленные требования Токарев В.И. мотивировал тем, что 26 сентября 2021 года он обратился к Главе города Тобольска с просьбой предоставить ему и членам его семьи место для захоронения на «Алемасовском» кладбище для трёх человек. 27 октября 2021 года в удовлетворении заявления было отказано. Не соглашаясь с оспариваемым отказом, административный истец, ссылаясь на ст.21 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту Закона о погребении), п.2.1.11, 3.3.3., п.3.1.9 «Положения об организации ритуальных услуг и содержание мест погребения на территории города Тобольска» от 27 мая 2019 года №39, указывает, что заявление не содержало просьбы об определении размера земельного участка, предоставляемого для захоронения рядом с умершим родственником, оно содержало просьбу о предоставлении на кладбище места для заявителя и членов его семьи для будущего захоронения. Указывает, что отказ в удовлетворении заявления, бездействие административного ответчика нарушает право истца быть похороненным на семейном захоронении в силу ст.21 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Полагает, что административный ответчик в силу ст.16 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» своим бездействием причинил моральный вред.
В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Департамент городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска.
Дело рассмотрено в отсутствие Токарева В.И., заместителя Главы города, директора Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска, представителя заинтересованного лица Муниципального казенного учреждения «Центр городских услуг».
Представитель Токарева В.И. – Токарев В.В., действующий на основании доверенности от 17 декабря 2021 года (л.д.14-15), в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.
Представитель Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска Садовников М.В., действующий на основании доверенности от 26 августа 2021 года (л.д.27), в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.33-37).
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Токарев В.И. В апелляционной жалобе, поданной представителем Токаревым В.В., изложена просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Утверждает, что по смыслу ст. 21 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» из существующей в РФ практики ее применения, а также рекомендаций Госстроя, следует, что «семейное (родовое) захоронение» - это участки на общественных кладбищах для захоронения более, чем двух человек, близких родственников, которые предоставляются как непосредственно при погребении, так и под будущие захоронения. Минимальные размеры таких участков (от 2 до 6 могил) приведены в п.п. 10.9, 10.15 Рекомендаций Госстроя «МДК 11-01.2002. Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации». Не согласен с выводом суда о том, что поскольку административный истец не приложил каких-либо документов, подтверждающих обоснованность его требований, поэтому оспариваемые действия административного ответчика не противоречат действующему законодательству, и не могут быть расценены, как нарушающие права, свободы и законные интересы административного истца, а несогласие истца с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности действий или бездействия ответчика. Утверждает, что просьба истца была основана только на закрепленном в ст. 21 Федерального закона от 21 января 1996 года № 8-ФЗ № «О погребении и похоронном деле» праве каждого гражданина получить на общественном кладбище участок земли для создания семейных (родовых) захоронений. Указанная норма наделяет таким правом всех граждан без всяких дополнительных условий, поэтому очевидно, что никаких дополнительных доказательств к обращению в данном случае не требовалось. Также п.2.1.9 Положения об организации ритуальных услуг и содержания мест погребения на территории города Тобольска от 27 мая 2019 г. № 39 не содержит никаких условий, которые должны бы были выполнить граждане для получения на кладбищах Тобольска участка под семейные захоронения.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамент городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности Администрации города Тобольска, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Токарев В.И., его представитель Токарев В.В., заместитель Главы города, директор Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска, представитель заинтересованного лица Муниципального казенного учреждения «Центр городских услуг» в суд апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение права, свобод и законных интересов административного истца.
Отношения, связанные с погребением умерших, урегулированы Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в котором закреплено, что похоронное дело является самостоятельным видом деятельности, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления; устанавливает гарантии погребения умершего с учётом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожеланий родственников, предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест захоронений.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из названного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно указанному Федеральному закону на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учётом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 7).
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения (статья 16).
Гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 21).
Как установлено статьей 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ.
Предоставление земельных участков для погребения на территории города Тобольска регулируется Положением об организации ритуальных услуг и содержании мест погребения на территории города Тобольска, утверждённым Постановлением администрации города Тобольска от 27 мая 2019 года №39.
Согласно п.п.2.1.1, 2.1.9, 2.1.10 Постановления Администрации города Тобольска от 27 мая 2019 года № 39 «Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест погребения на территории города Тобольска» погребение умерших на территории города Тобольска осуществляется на муниципальных общественных или вероисповедальных кладбищах.
Перечень кладбищ, расположенных на территории города Тобольска, приведен в приложении 1 к названному Положению.
При планировании зоны захоронений необходимо предусматривать следующие параметры: участки для семейных (родовых) захоронений (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Тюменской области); свободные участки земли для захоронения предоставляются Учреждением бесплатно в соответствии со схемой кладбища в последовательном порядке в зависимости от волеизъявления супруга, близкого родственника, иного родственника либо законного представителя, а при отсутствии таковых иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего). Размеры одного свободного участка земли для захоронения, предоставляемого в соответствии с действующим законодательством, составляют: для погребения одного умершего (погибшего) - 5 для погребения умершего (погибшего) и его супруга или близкого родственника, иного родственника - 10 квадратных метров: 2,5 метра x 4,0 метра (длина, ширина) (вид захоронения - двойное);для погребения одного умершего (погибшего), указанного в пунктах 1, 2 статьи 12 Федерального закона, - 2 квадратных метра: 2,0 метра x 1,0 метр (длина, ширина).
Таким образом, из приведенных норм Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест погребения на территории города Тобольска следует, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших, а вопрос о предоставлении земельного участка для размещения места погребения разрешается при наступлении смерти гражданина.
Иное толкование приведенных норм и предоставление земельного участка при жизни гражданина может привести к нарушению прав умерших граждан, поскольку может сделать невозможным такое предоставление в связи с отсутствием необходимого участка земли по причине его предоставления вопреки смыслу законодательства о погребении и похоронном деле.
Учитывая, что целью обращения Токарева В.И. с заявлением об отведении земельного участка на общественном кладбище для его захоронения, а также для захоронения его близких родственников, являлось предоставление земельного участка при жизни административного истца и его родственников, то, вне зависимости от того, заявлено ли было о предоставлении земельного участка для размещения места погребения на одну могилу или для семейного захоронения, основания для удовлетворения такого заявления у заместителя главы города Тобольска, директора Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска отсутствовали.
В связи с этим судом обоснованно было отказано в удовлетворении административного иска Токарева В.И. о признании незаконным бездействия заместителя главы города Тобольска, директора Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности администрации города Тобольска.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба – не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 21 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Токарева Владимира Ильича, в лице представителя Токарева Владимира Владимировича, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии