ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2061/2018 от 30.05.2018 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Лесникова М.А. Дело № 33а-2061/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 30 мая 2018 г.

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Хасановой М.М.,

судей областного суда Сорокиной О.А., Мальмановой Э.К.,

при секретаре Искандарян А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хасановой М.М. дело по апелляционной жалобе Трещева Владимира Михайловича на решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 09 апреля 2018 года по административному исковому заявлению Трещева Владимира Михайловича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Астраханской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Астраханской области о признании незаконным решения налогового органа, обязании устранить допущенные нарушения,

установила:

Трещев В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России №4 по Астраханской области по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении крестьянского хозяйства «Русь» (<...>, ИНН/КПП <...>) из Единого государственного реестра юридических лиц; обязать Межрайонную ИФНС России №4 по Астраханской области и Межрайонную ИФНС России №6 по Астраханской области восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц записи (сведения) о крестьянском хозяйстве «Русь», как о действующем юридическом лице, указав в обоснование, что он является главой и участником крестьянского хозяйства «Русь». В ноябре 2017 года он узнал, что крестьянское хозяйство «Русь» снято с налогового учёта в сентябре 2014 года на основании внесенной записи от 29 сентября 2014 года. Налоговая инспекция не уведомила его о снятии с налогового учёта крестьянского хозяйства «Русь». С 2008 года по настоящее время у него проходили судебные и хозяйственные споры в отношении земельного участка, принадлежащего крестьянскому хозяйству «Русь», в связи с чем он не занимался трудовой деятельностью. В досудебном порядке он обжаловал действия налогового органа в Управление Федеральной налоговой службы России по Астраханской области, но в удовлетворении жалобы отказано. Налоговая инспекция не выносила решение об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, которое не направлялось крестьянскому хозяйству.

Решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 9 апреля 2018 года в удовлетворении административных исковых требований Трещева В.М. отказано.

В апелляционной жалобе Трещев В.М. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права, полагает, что у налогового органа не имелось оснований для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку не принималось такого решения.

На заседание судебной коллегии представитель Межрайонной ИФНС России №6 по Астраханской области не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав докладчика, объяснения Трещева В.М., поддержавшего доводы жалобы, представителя Межрайонной ИФНС России №4 по Астраханской области Курмамбаевой Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения районного суда.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

Из материалов дела следует, что 09 января 1992 года крестьянское хозяйство «Русь» зарегистрировано в качестве юридического лица.

На момент регистрации крестьянского хозяйства «Русь» в качестве юридического лица действовали положения Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», из которого следует, что крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков (часть 1 статьи 1).

После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона (часть 2 статьи 9).

Крестьянское хозяйство, основанное на праве владения или собственности земельного участка, самостоятельно определяет направления своей деятельности, структуру и объемы производства, исходя из собственных интересов. Оно может заниматься любым видом деятельности, не запрещенным действующим законодательством, при сохранении в качестве ведущего вида деятельности производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции (статья 16).

С 17 июня 2003 года в связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Закон РСФСР от 22 ноября1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» утратил силу.

Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 11 июня 2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 года.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений законодательства следует, что крестьянское хозяйство «Русь» на момент регистрации и в период осуществления хозяйственной деятельности обладало статусом юридического лица, в связи с чем налоговый орган вправе разрешать вопросы, связанные с исключением данного юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

Из материалов дела следует, что 9 января 1992 года на основании решения администрации муниципального образования «Харабалинский район» зарегистрировано крестьянское хозяйство «Русь», в Единый государственный реестр юридических лиц 11 декабря 2002 года внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года. В качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан Трещев В.М. (административный истец), глава крестьянского хозяйства. Основными видами деятельности юридического лица являются: выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включённых в другие группировки; выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина; разведение крупного рогатого скота; разведение овец, коз, лошадей, ослов, мулов и лошаков.

Из устава крестьянского хозяйство «Русь», утверждённого главой крестьянского хозяйства и зарегистрированного распоряжением главы администрации Харабалинского района Астраханской области 7 января 1992 года, следует, что членами крестьянского хозяйства являются: Трещев В.М., Л.,Ш., З.

Согласно статье 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», действующей на момент совершения налоговым органом оспариваемых действий, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 1).

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (пункт 2).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3).

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4).

Приказом Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года №САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Из материалов дела следует, что с 2008 года крестьянское хозяйство «Русь» не осуществляет свою хозяйственную деятельность.

Данное обстоятельство в судебном заседании районного суда не отрицал и административный истец, указывая об отсутствии какой-либо хозяйственной деятельности юридического лица ввиду изъятия земельных участков.

Из материалов дела следует, что с 2008 года и до внесения в ЕГРЮЛ информации об исключении из него сведений о юридическом лице документы отчетности в налоговый орган крестьянским хозяйством «Русь» не представлялись, счета в банках за указанный период не открывались, банковские операции не осуществлялись.

Таким образом, с учетом справок МИФНС №4 по Астраханской области об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, о непредставлении в течение последних 12 месяцев документов, у налогового органа имелись основания для процедуры исключения крестьянского хозяйства «Русь» из ЕГРЮЛ.

В связи с этим 06 июня 2014 года МИФНС №4 по Астраханской области принято решение №13 о предстоящем исключении крестьянского хозяйства «Русь» из ЕГРЮЛ.

В течение трех месяцев после опубликования сведений каких-либо обращений со стороны заинтересованных лиц не поступило, в связи с чем 29 сентября 2014 года регистрирующим органом внесены сведения об исключении крестьянского хозяйства «Русь» из ЕГРЮЛ, о чём имеется регистрационная запись <...>.

Налоговым органом представлены доказательства законности своих действий при принятии оспариваемого решения, административный порядок ликвидации недействующего юридического лица соблюден.

Таким образом, установив, что крестьянское хозяйство «Русь» имело все признаки недействующего юридического лица, предусмотренные пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», налоговым органом обоснованно принято решение об исключение из ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

При этом, в нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об осуществлении крестьянским хозяйством «Русь» уставной деятельности как на момент вынесения оспариваемого решения, так и на момент рассмотрения дела судом.

Доводы апелляционной жалобы о том, что регистрирующим органом нарушен порядок внесения в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, поскольку отсутствует решение об этом, не основаны на требованиях закона.

Статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусмотрен порядок вынесения отдельного решения о внесении сведений в ЕГРЮЛ об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.

Таким образом, вывод суда о соблюдении регистрирующим органом установленного законом порядка исключения недействующего юридического лица из реестра и отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя основан на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении норм Закона о регистрации.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения по существу, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по сути направлены на переоценку доказательств, которым районным судом дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, не усматривается.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 09 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Трещева Владимира Михайловича – без удовлетворения.