Судья: Курлаева И.В. Дело <данные изъяты>а-20654/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей: Редченко Е.В., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Чугуновой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 августа 2016 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Пушкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) администрации Пушкинского муниципального района <данные изъяты>.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя администрации Пушкинского муниципального района <данные изъяты> – ФИО2,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации Пушкинского муниципального района <данные изъяты>, выразившегося в невыдаче предписаний от <данные изъяты> и <данные изъяты> на демонтаж рекламных конструкция – отдельно стоящих щитов размером 3 х 6 кв.м, расположенных по адресу: <данные изъяты>, 33 км; признании незаконными действий администрации Пушкинского муниципального района <данные изъяты> по демонтажу указанных выше рекламных конструкций и обязании административного ответчика вернуть рекламные конструкции.
Свои требования мотивировал тем, что <данные изъяты> администрацией Пушкинского муниципального района <данные изъяты> совместно с МБУ «Маркетинг, информации, реклама», МБУ «Пушгорхоз» произведен демонтаж принадлежащих истцу двух рекламных конструкций, указанных выше. В нарушении действующего законодательства административному истцу не были выданы предписания на демонтаж рекламных конструкций, в связи с чем были нарушены его права на самостоятельный демонтаж рекламных конструкций, в том числе с применением квалифицированной рабочей силы, а также на возможность перемещения элементов конструкций на хранение, возможность обжалования действий органов местного самоуправления. Предписания от <данные изъяты> были предъявлены владельцу непосредственно в момент проведения их демонтажа. Администрации Пушкинского муниципального района <данные изъяты> был известен владелец рекламных конструкций, в связи с чем он не был лишен возможности своевременной выдачи предписаний.
ФИО1 указал, что оспариваемыми действиями по демонтажу рекламных конструкций нарушены его права, в том числе право собственности на рекламные конструкции.
При рассмотрения дела в суде первой инстанции стороной административного истца были уточнены заявленные требования в части возложения обязанности на административного ответчика вернуть рекламные конструкции. Указанные требования сняты административным истцом (л.д. 52).
Решением Пушкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, административный истец подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
Заслушав объяснения явившегося лица, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела, <данные изъяты> администрацией Пушкинского муниципального района <данные изъяты> выдано предписание <данные изъяты>-М об обязании демонтировать в срок до <данные изъяты> рекламные конструкции в виде щитов отдельно стоящих размером 6,0 х 3,0 м, расположенных по адресам согласно Приложению (л.д. 37-39). Согласно Приложению к предписанию обязанность по демонтажу возложена в том числе и на ФИО1 в отношении четырех его рекламных конструкций, в том числе в отношении двух указанных выше конструкций.
<данные изъяты> администрацией Пушкинского муниципального района <данные изъяты> выданы предписания в отношении двух рекламных конструкций, расположенных по адресу: <данные изъяты>, 32км + 330м справа; 32км + 390м справа. В сведениях о лице, которому выданы предписания, указано, что владелец рекламных конструкций не установлен.
<данные изъяты> администрацией Пушкинского муниципального района <данные изъяты> произведен демонтаж рекламных конструкций по указанному адресу.
Согласно п.п. 15.1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от <данные изъяты> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе. Порядок выдачи и аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района регулируется ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ.
На основании положений ст. 19 Федерального закона от<данные изъяты>.№ 38-ФЗ «О рекламе», распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно ч. 5, ч. 5.1 ст. 19 ФЗ «О рекламе», установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.
Согласно ч. ч. 9, 13 ст. 19 ФЗ «О рекламе», установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным. Для целей настоящей статьи под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев (ч. 17 ст. 19 ФЗ «О рекламе»).
В соответствии с п.10 ст. 19 ФЗ «О рекламе», установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (ч. 21 ст. 19 ФЗ «О рекламе»).
Согласно ч. 21.1 ст. 19 ФЗ «О рекламе», если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 статьи 19 настоящего закона обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Положение о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории Пушкинского муниципального района <данные изъяты>, утвержденное решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении Положения о наружной рекламе и средствах размещения рекламной информации на территории Пушкинского муниципального района <данные изъяты>» разработано с целью реализации полномочий на территории Пушкинского муниципального района <данные изъяты> по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и разрешений на установку средств размещения информации, устанавливает требования к их территориальному размещению, эксплуатации и демонтажу (п. 1.3).
В силу п. 4.2 Положения установка и эксплуатация рекламной конструкции на территории Пушкинского муниципального района допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданного администрацией в установленном разделом порядке настоящего постановления.
В соответствии с п. 9.2 Положения Установка и эксплуатация рекламной конструкции без действующего Разрешения (самовольная установка) не допускается.
Положением предусмотрено:
9.6.1. Демонтаж рекламной конструкции, установленной без разрешения, срок действия которого не истек, производится на основании предписания администрации Пушкинского муниципального района. Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания о демонтаже рекламной конструкции, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
9.6.2. Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в пункте 9.6.1 настоящего Положения обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, администрация выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
9.6.3. Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в пункте 9.6.1 настоящего Положения обязанность по демонтажу рекламной конструкции или если собственник неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию администрации владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
9.6.4. Если владелец рекламной конструкции или собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, неизвестен, информация о выявленных самовольных рекламных конструкциях размещается на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
9.6.5. Если владелец рекламной конструкции или собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, по истечении месяца со дня публикации информации о выявленных самовольных рекламных конструкциях остается неизвестен, администрация вправе произвести принудительный демонтаж данных рекламных конструкций на основании предписания о принудительном демонтаже самовольно установленной рекламной конструкции (приложение <данные изъяты> к настоящему Положению).
Из материалов дела усматривается, что администрацией Пушкинского муниципального района разрешение административному истцу на установку рекламных конструкций не выдавалось.
<данные изъяты> информация о выданном администрацией Пушкинского муниципального района предписании от <данные изъяты> была размещена на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Судом установлено и подтверждаются материалами дела, что рекламные конструкции, указанные в предписании от <данные изъяты> (п.16, п. 17 Приложения) и в предписаниях от <данные изъяты>, являются одними и теми же рекламными конструкциями.
Вынесение предписаний от <данные изъяты> в отношении рекламных конструкций ФИО1 и размещение их на сайте после осуществления демонтажа, не свидетельствует о бездействии администрации Пушкинского муниципального района по их выдаче истцу, поскольку данные предписания повторяют требования предписания от <данные изъяты>, которые в установленном порядке были доведены до владельцев рекламных конструкций, включая ФИО1
Доказательств того, что ФИО1 не было известно о выданном <данные изъяты> предписании, суду не представлено.
Указанный довод опровергается представленным в материалы дела графиком демонтажа рекламных конструкций, направленным истцом в специализированную организацию (л.д. 36).
Обращение ФИО1 в администрацию с заявлением о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций не подтверждает его довод о том, что на момент выдачи предписаний административному ответчику был известен владелец указанных выше конструкций.
Довод административного истца о том, что на рекламных конструкциях имелась информация об административном истце, суд обоснованно признал несостоятельным, поскольку на рекламных щитах отсутствовала информация о ФИО1, что подтверждается распечаткой информации об объекте, указанном на рекламных конструкциях истца (л.д. 47).
Поскольку по истечении месяца демонтаж указанных выше рекламных конструкций ФИО1 осуществлен не был, суд пришел к правильному выводу о том, что администрацией Пушкинского муниципального района <данные изъяты> обосновано <данные изъяты> произведен демонтаж данных рекламных конструкций.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Руководствуясь ст. ст. 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пушкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи