ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-20671/18 от 14.11.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

№ 33а-20671/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа 14 ноября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Сафина Ф.Ф.,

судей Гаиткуловой Ф.С. и Субхангулова А.Н.,

при секретаре Хажиевой Р.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, представителя Лутфиева Р.И. – Шитовой Е.А. на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 29 августа 2018 года.

Заслушав доклад судьи Гаиткуловой Ф.С., судебная коллегия

установила:

Лутфиев Р.И. обратился в суд с административным иском к Управлению земельных и имущественных отношений (далее УЗИО) Администрации городского округа город Уфа о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка и земель, находящихся муниципальной собственности, обязании направить подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка и земель, находящихся в муниципальной собственности. В обоснование исковых требований указал, что истец обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о перераспределении земельных участков (вх. №... от 01 декабря 2015 года), а именно земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: г. адрес, и принадлежащего административному истцу на праве собственности и земель, находящихся в муниципальной собственности. Административным ответчиком принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории №... от 01 марта 2016 года, в соответствии с которой образован земельный участок общей площадью 764 кв.м. в зоне Ж-1. На основании данной схемы расположения 09 февраля 2018 года земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер .... Истец 14 февраля 2018 года обратился к ответчику с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка (вх. №...), однако получил отказ со ссылкой на то, что 21 февраля 2017 года Администрацией городского округа г. Уфа утвержден проект планировки и проект межевания территории, адрес, в связи с чем, формирование, кадастровый учет и регистрация права на земельный участок возможно только в соответствии с указанным проектом. С данным отказом административный истец не согласен, считает незаконным, необоснованным и нарушающим права истца, поскольку на момент утверждения Проекта планировки и проекта межевания территории, адрес на 21 февраля 2017 года уже утверждена схема расположения земель участка от 01 марта 2016 года №..., образованного в результате перераспределения участка, принадлежащего истцу, с кадастровым номером ... и срок действия данной схемы не истек. Согласно п. 5 Решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории №... от 01 марта 2016 года настоящее решение действует в течении двух лет с момента подписания. Срок действия указанной схемы истекал 01 марта 2018 года, до указанного момента истец поставил на кадастровый учет участок, и подал заявление о заключении соглашения о перераспределении в УЗИО г. Уфы. Считает, что в соответствии с законодательством приоритет в определении и формировании границ земельного участка имеет утвержденная ранее схема расположения земельного участка, срок действия которой не истек, а не проект планировки и межевания принят позднее.

Административный истец просил признать незаконным отказ УЗИО Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: адрес, и земель, находящихся муниципальной собственности, выраженный в письме исх. №... от 06 марта 2018 года; обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направить в адрес Лутфиева Р.И. подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу адрес, и земель, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с которым в результате перераспределения образуется земельный участок с кадастровым номером ..., право собственности на который приобретает Лутфиев Р.И..

Решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 29 августа 2018 года отказ УЗИО Администрации Городского округа город Уфа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: адрес, и земель, находящихся муниципальной собственности, выраженный в письме исх. №... от 06 марта 2018 года, признан незаконным. В части требования обязать УЗИО Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направить в адрес Лутфиева Р.И. подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по адресу: адрес, и земель, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с которым в результате перераспределения образуется земельный участок с кадастровым номером ..., право собственности на который приобретает Лутфиев Р.И. - производство по делу прекращено.

В апелляционной жалобе представитель УЗИО Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Лысенко В.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что по требованиям о признании незаконным отказа №... от 06 марта 2018 года существует досудебный порядок обжалования решений и действий органа, предоставляющего муниципальную услугу. Соглашение возможно заключить в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка либо утвержденным проектом межевания территории. Земельный участок с кадастровым номером ... площадью 764 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером ..., поставлен на кадастровый учет 09.02.2018 года и накладывается на границы первого и не соответствует предельному минимальному размеру участка, образуемого при перераспределении, характеристики земельного участка не соответствуют проекту межевания территории и правилам землепользования и застройки городского округа.

В апелляционной жалобе представитель Лутфиева Р.И. – Шитова Е.А. просит отменить решение суда в части прекращения производства по требованиям об обязании направить подписанный проект соглашения о перераспределении земельного участка, по тем основаниям, что данные требования являются способом устранения нарушения права истца оспариваемым отказом. В силу п.2 ст.227 КАС РФ суд обязан принять решение об обязании административного ответчика устранить нарушение права.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Лутфиева Р.И. – Шитову Е.А., поддержавшую доводы своей жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

На основании п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо -собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Пунктом 8 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

В п.9 ст.39.29 ЗК РФ приведены основания, при наличии которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Пунктом 10 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Статьей 43 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен порядок подготовки проекта межевания территории. Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (ч. 1). Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ч. 2).В случае, если разработка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, в границах которой предусматривается образование земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, местоположение границ земельных участков в таком проекте межевания территории должно соответствовать местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено данной схемой (ч. 10).

Как следует из материалов дела, Лутфиев Р. И. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 610 кв.м., расположенного по адресу: адрес.

06 августа 2015 года административный истец обратился к начальнику Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка, условный номер ..., площадью 798 кв.м.

06 октября 2015 года в соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ административным ответчиком принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по следующим основаниям: испрашиваемый земельный участок пересекает границы двух территориальных зон, что противоречит требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к образуемым земельным участкам; несоответствие формы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории требованиям, установленным приказом Минэкономразвития от 27 ноября 2014 года №...

01 декабря 2015 года Лутфиев Р.И. повторно обратился с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный номер ..., площадью 780 кв.м., образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером ... и земель, находящихся в муниципальной собственности. К обращению приложены схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и свидетельство о государственной регистрации права.

01 марта 2016 года Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа на основании заявления Лутфиева Р. И. от 01 декабря 2015 года принято решение №... от 01 марта 2016 года об утверждении схемы расположения земельного участка согласно приложению.

Согласно решению Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа №... от 01 марта 2016 года земельный участок, подлежащий образованию в соответствии с прилагаемой к настоящему решению схемой, расположен в территориальной зоне Ж - 1 - жилая зона; площадь земельного участка 764 кв.м.; адрес земельного участка адрес; условный номер земельного участка ...; категория земель: земли населенных пунктов, решение действует в течение 2 лет с момента подписания (п. 5).

По данным кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером ... указанный земельный участок по адресу адрес имеет площадь 764 кв.м.; категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство высотой не выше трех надземных этажей. Дата постановки на кадастровый учет 09 февраля 2018 года. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Граница земельного участка пересекает границу земельного участка с кадастровым номером ..., принадлежащего Лутфиеву Р.И.

01 февраля 2018 года Лутфиев Р.И. обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городско округа город Уфа с заявлением о подписании схему расположения земельного участка в электронном виде ЭЦП уполномоченного лица, согласованный решением №... от 01 марта 2015 года, электронный вариант схемы направлен на электронную почту.

15 февраля 2018 года УЗИО Администрации городского округа город Уфа возвратило подписанную электронной цифровой печатью схему в формате XML.

14 февраля 2018 года Лутфиев Р. И. обратился к административному ответчику с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка ... (ранее ...).

06 марта 2018 года Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан №... сообщило административному истцу, что по сведениям из Единого государственного реестра недвижимости за Лутфиевым Р.И. зарегистрировано право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 610 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 764 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером ..., поставлен на государственный кадастровый учет 09 февраля 2018 года. На территории, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером ..., постановлением Администрации городского округа город Уфа РБ №... от 21 февраля 2017 года утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной адрес. Характеристики земельного участка с кадастровым номером ... (координаты узловых точек), которые содержатся в государственном кадастре недвижимости, не соответствуют указанному проекту планировки и проекту межевания территории. В обоснование отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ... указано, что согласно пп. 3 п. 11 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании: проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.

Материалы дела свидетельствуют о том, что на момент утверждения
21 февраля 2017 года проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной адрес являлось действующим решение №... от 01 марта 2016 года об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 764 кв.м. по адресу адрес

Принимая во внимание, что законодательством установлено требование обязательного соответствия проекта межевания территории местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено схемой расположения земельного участка, учитывая, что проект межевания территории может распространяться на участки, образуемые или изменяемые в будущем, но не может распространяться на уже сформированные земельные участки, в отношении которых действует утверждённая уполномоченным органом схема расположения земельного участка и которые поставлены на кадастровый учет, суд обоснованно признал незаконным отказ УЗИО Администрации городского округа город Уфа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, поскольку оспариваемое решение противоречит приведенным нормам земельного и градостроительного законодательства.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном применении норм материального права и согласуется с материалами дела.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части прекращения производства по делу по требованиям об обязании административного ответчика направить подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка и земель, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с которым в результате перераспределения образуется земельный участок, со ссылкой на то, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, не предусмотренный КАС РФ.

Приведенные требования административного истца, связанны с оспариванием решения УЗИО Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.

Судом не учтено, что требования об обязании административного ответчика направить подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка и земель, находящихся в муниципальной собственности, являются производными от требований административного истца о признании незаконным решения УЗИО Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Основания для прекращения производства по административному иску об обязании Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направить в адрес Лутфиева Р.И. подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ... и земель, находящихся в муниципальной собственности, по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС Российской Федерации отсутствовали.

В соответствии с п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку УЗИО Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказано Лутфиеву Р.И. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка по причине не соответствия характеристик спорного земельного участка проекту планировки и межевания территории, соблюдение иных требований административным ответчиком не проверены, принимая во внимание положения п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан обязанность повторно рассмотреть заявление Лутфиева Р.И. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка (вх.№... от 14 февраля 2018 года).

В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких данных решение суда не может быть признано законным и обоснованным в части прекращения производства по делу, в данной части решение суда подлежит отмене с принятием в отмененной части нового решения об обязании административного ответчика повторно рассмотреть заявление Лутфиева Р.И. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка вх.№... от 14 февраля 2018 года, в остальной части требования Лутфиева Р.И. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного г.Уфы Республики Башкортостан от 29 августа 2018 года отменить в части прекращения производство по делу в части требований об обязании Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направить в адрес Лутфиева Р.И. подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу адрес и земель, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с которым в результате перераспределения образуется земельный участок с кадастровым номером ..., право собственности на который приобретает Лутфиев Р.И. В отмененной части принять новое решение.

Обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан повторно рассмотреть заявление Лутфиева Р.И. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка от 14 февраля 2018 года вх.2354.

В удовлетворении исковых требований Лутфиева Р.И. об обязании Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направить в адрес Лутфиева Р.И. подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу адрес, и земель, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с которым в результате перераспределения образуется земельный участок с кадастровым номером ..., право собственности на который приобретает Лутфиев Р.И., отказать.

В остальной части решение Кировского районного г.Уфы Республики Башкортостан от 29 августа 2018 года оставить без изменения.