ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-20715/2022 от 04.07.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья Грибкова Т.В. Дело № 33а-20715/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Соколовой Н.М.,

судей Вердияна Г.В., Беляева Р.В.,

при секретаре судебного заседания Зарапиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 4 июля 2022 года апелляционные жалобы администрации Богородского городского округа Московской области и Федерального агентства лесного хозяйства на решение Ногинского городского суда Московской области от 11 января 2022 года по административному делу по административному иску Истомина Д. А. к администрации Богородского городского округа Московской области об оспаривании решения, возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Вердияна Г.В., объяснения представителя Истомина Д.А. адвоката Мурашкиной Н.М.,

установила:

Истомин Д. А. обратился в суд с указанным административным иском к администрации Богородского городского округа Московской области (далее также Администрация) и в его обоснование указывает, что кмц на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:16:0402031:44, площадью 1 500 м2, по адресу: Московская область, Ногинский район, поселок Бензоколонка, вид разрешенного использования: под строительство жилого дома, местоположение границы земельного участка установлено в соответствии с требованиями законодательства, сведения о категории земельного участка отсутствуют в правоустанавливающих документах на землю и в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

В ответ на его обращение решением Администрации от 4 августа 2021 года Истомину Д. А. отказано в предоставлении муниципальной услуги – отнесении указанного земельного участка к категории земель – земли населенных пунктов, со ссылкой на расположение его вне границ населенного пункта, пересечение границ Ногинского лесничества.

По мнению административного истца, решение органа местного самоуправления противоречит закону, в том числе частям 11, 12 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ.

Административный истец просил суд:

признать незаконным и отменить решение Администрации от 4 августа 2021 года № Р001-6243347159-47811603 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории;

обязать Администрацию в течение восьми рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ему муниципальную услугу «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории», а именно – отнести к определенной категории земель земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 500 м2, вид разрешенного использования: под строительство жилого дома, по адресу: .

Решением Ногинского городского суда Московской области от 11 января 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.

Постановлено признать незаконным и отменить решение администрации Богородского городского округа Московской области от 4 августа 2021 года № Р001-6243347159-47811603 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории».

На администрацию Богородского городского округа Московской области возложена обязаеность предоставить Истомину Д.А. муниципальную услугу «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории» по заявлению № Р001-6243347159-47811603 от 29 июля 2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 500 м2, вид разрешенного использования: под строительство жилого дома, по адресу: , а именно – к категории земель: земли населенных пунктов, в течение восьми рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Не согласившись с решением суда, администрация Богородского городского округа Московской области и Федеральное агентство лесного хозяйства подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование указано, что судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела.

Заслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действия (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативному правовому акту.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года: 1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; 2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; 3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка (часть 4 статьи 14 Закона № 172-ФЗ).

Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (часть 12 статьи 14 Закона № 172-ФЗ).

Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также – акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также – акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки: 1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, Правительством Российской Федерации; 2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства – исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (части 1, 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ).

В силу части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования; границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено аналогичное требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, имеющее целью исключение неопределенности правого режима земельных участков. В связи с чем, данной нормой также предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

Согласно правилам статьи 36 ГрК РФ правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом (часть 1). Градостроительные регламенты устанавливаются, в том числе, с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон (часть 2). Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда (часть 6).

Генеральный план Богородского городского округа Московской области утвержден решением Совета депутатов Богородского городского округа от 25 августа 2020 года № 387 (далее – Генплан).

Правила землепользований и застройки территории (части территории) Богородского городского округа Московской области, включающие в себя градостроительные регламенты, утверждены решением Совета депутатов Богородского городского округа от 29 сентября 2020 года № 401 (далее – ПЗЗ).

Градостроительным регламентом предусмотрено, что зона застройки индивидуальными жилыми домами – Ж-2 установлена для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов (статья 28 ПЗЗ).

В соответствии с положениями статьи 8 ЗК РФ, статьи 2 Закона Московской области от 7 июня 1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений Московской области» отнесение земельного участка, находящегося в частной собственности, к определенной категории земель относиться к компетенции органа местного самоуправления.

В силу пункта 8.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории», утвержденного Постановлением администрации Богородского городского округа Московской области от 22 января 2021 года № 130 (далее – Административный регламент), срок оказания указанной услуги составляет не более восьми рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления в администрации городского округа.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении данной муниципальной услуги приведен в разделе 13 Административного регламента, согласно которому такими основаниями также являются: наложение границ на земли, земельные участки государственного лесного фонда, за исключением случаев отнесения к категории земель, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (пункт 13.2.6); установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (пункт 13.2.7).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Истомин Д. А. в целях отнесения земельного участка с кадастровым номером , к категории земель – земли населенных пунктов 29 июля 2021 года обратился в Администрацию с заявлением № Р001-6243347159-47811603 о предоставлении муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории».

Решением административного ответчика от 4 августа 2021 года № Р001-6243347159-47811603 административному истцу отказано в предоставлении указанной услуги со ссылкой на наличие пересечения земельного участка с границами Ногинского лесничества, его расположение вне границ населенного пункта согласно утвержденному в установленном порядке генеральному плану Богородского городского округа Московской области. Одновременно органом местного самоуправления рекомендовано заявителю обратиться в Комитет лесного хозяйства Московской области по вопросу устранения противоречий государственных реестров, в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области по вопросу внесения изменений в градостроительную документацию.

Данное решение 11 октября 2021 года обжаловано Истоминым Д. А. в Администрацию в порядке, предусмотренном административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории», утвержденным Постановлением администрации Богородского городского округа Московской области от 22 января 2021 года № 130.

Управлением земельно-имущественных отношений Администрации на указанную жалобу дан ответ от 24 ноября 2021 года № 654-ф, аналогичный по содержанию обжалуемого решения.

Комитет лесного хозяйства по Московской области на заявление Истомина Д. А. № Р001-6243347159-52419138 от 25 ноября 2021 года об устранении противоречий в сведениях ЕГРН и ГЛР в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402031 ответил отказом со ссылкой на отсутствие в ЕГРН сведений о категории земельного участка и возникновении права на него до 1 января 2016 года.

Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области на заявление Истомина Д. А. от 25 ноября 2021 года № Р001-6243347159-52421580 об учете предложений в проекте внесения изменений в генеральный городского округа ответил отказом от 26 ноября 2021 года № 4798121650 со ссылкой на непредоставление фрагмента карты (схемы) предполагаемого изменения границ населенного пункта с материалами по обоснованию их изменения, а также ссылкой на наложение земель лесного фонда на границы земельного участка заявителя.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 500 м2, по адресу: – принадлежит Истомину Д. А. на праве собственности на основании приказа Московского управления лесами от 26 сентября 1995 года № 195 «О выделении земельных участков работникам Ногинского лесхоза», согласно которому земельный участок расположен на территории ведомственной усадьбы Ногинского лесхоза и выделен под строительство жилого дома.

Право собственности административного истца на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН 10 мая 2016 года, местоположение границы земельного участка установлено в соответствии с требованиями законодательства.

В правоустанавливающем документе на земельный участок категория земельного участка не указана, в ЕГРН указанные сведения также отсутствуют, содержатся сведения о виде его разрешенного использования – под строительство жилого дома.

Данный земельный участок расположен вне границ населенного пункта город Ногинск, что сторонами не оспаривалось.

В письменном отзыве на административное исковое заявление Комитет лесного хозяйства Московской области указал на расположение земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402031:44 в выделе 16 квартала 23 Пригородного участкового лесничества Ногинского лесничества Московской области, в подтверждение чему представил лесоустроительные документы, в том числе – выкопировку из планшета лесоустройства, таксационное описание.

Согласно выкопировке из планшета № 6 лесоустройства 1999 года с координатами выдела, таксационному описанию указанный лесной выдел 16 квартала 23 Пригородного участкового лесничества является ведомственной усадьбой.

Письмом Комитета лесного хозяйства Московской области от 27 декабря 2018 года № исх-28132/26-08 в адрес главы Богородского городского округа Московской области направлен перечень земельных участков, подлежащих переводу из земель лесного фонда в земли населенных пунктов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ – в целях определения при подготовке генерального плана городского округа границ населенных пунктов. В строке 3 данного перечня указана усадьба ведомственная (жилые дома), расположенная по адресу: , местоположение: Ногинское лесничество, Пригородное участковое лесничество, квартал 23, выдел 16.

Из выкопировки из Генплана усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 50:16:0402031:44 расположен в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами и включен в планируемые границы населенного пункта с учетом территорий, отнесенных к землям лесного фонда. Согласно выкопировке из ПЗЗ земельный участок с кадастровым номером 50:16:0402031:44 расположен одновременно в зоне Ж-2 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами и в зоне лесов.

Поскольку категория земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402031:44 не указана ни в правоустанавливающем документе, ни в ЕГРН, в рассматриваемом случае отнесение земельного участка к определенной категории земель осуществляется на основании решения органа местного самоуправления, независимо от наличия в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда и независимо от расположения земельного участка в границах или вне границ населенного пункта, – в силу прямого указания закона (части 11, 12 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ).

При этом применительно к приведенным законоположениям, в случае расположения земельного участка вне границ населенного пункта, – категория земель определяется с учетом нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной ПЗЗ, когда такие правила утверждены в установленном порядке.

ПЗЗ Богородского городского округа Московской области земельный участок административного истца отнесен к зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Данным документом также учтено расположение земельного участка по сведениям ГЛР на землях лесного фонда, что в силу закона не препятствует принятию органом местного самоуправления решения об отнесении земельного участка к категории земель «земли населенных пунктов».

Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Изложенные обстоятельства свидетельствуют о неправомерности принятого административным ответчиком, пусть и в пределах предоставленной компетенции, решения ввиду отсутствия в рассматриваемом случае законных основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги и отнесении земельного участка к категории «земли населенных пунктов».

В статьях 85, 101 ЗК РФ, частью 2 статьи 35, частями 1, 6 статьи 36 ГрК РФ установлен различный правовой режим земель населенных пунктов и земель лесного фонда, исключающий использование земель лесного фонда для строительства индивидуального жилого дома.

Правовой режим земель устанавливает порядок распоряжения земельными участками, пределы их использования и определяется исходя из принадлежности земель к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, в связи с чем – оспариваемый отказ нарушает права административного истца, поскольку создает неопределенность в части правового режима принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером

При этом доводы жалобы Администрации с ссылкой на положения пунктов 13.2.6, 13.2.7 Административного регламента, судебной коллегией отклоняются в связи с тем, что указанные положения не распространяются на случаи, предусмотренные Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ, а заявленная Истоминым Д. А. категория земель не противоречит документам территориального планирования, согласно которым земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

Решая вопрос о способе восстановления нарушенных прав, суд обоснованно пришел к выводу, что принятие конкретного решения по заявлению об установлении категорий земель в отношении спорных участков находится в исключительной компетенции административного ответчика, в связи с чем возложил обязанность на Администрацию устранить допущенные нарушения прав административного истца в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам, на которые ссылались представители административного ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции в обоснование своих требований, основанием к отмене решения быть не могут, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, по существу сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые исследовались судом первой инстанции и получили в решении суда оценку по правилам статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований к такой переоценке, равно как и к отмене постановленного по делу решения, судебной коллегией не установлено.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ногинского городского суда Московской области от 11 января 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Богородского городского округа Московской области и Федерального агентства лесного хозяйства – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи