ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-20782/17 от 06.12.2017 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Войт А.В. Дело № 33а-20782/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 декабря 2017 года г. Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Соболевой Т.Е.,

судей Жейновой С.И., Захаровой О.А.,

при секретаре Козыревой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению Министерства Юстиции Российской Федерации по Свердловской области о признании решения незаконным

по апелляционной жалобе административного истца ФИО1

на решение Кировского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 21 августа 2017 года.

Заслушав доклад судьи Жейновой С.И., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства Юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее – Главное управление) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации создания общественной организации, выраженного в уведомлении об отказе от 19 апреля 2017 года. В обоснование доводов указал, что 22 марта 2017 года представил в Главное управление заявление и документы для государственной регистрации создания Региональной ( / / )11 (далее – ( / / )12, организация). 19 апреля 2017 года Главным управлением принято решение об отказе в государственной регистрации ( / / )13 на основании пункта 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в связи с противоречием представленных документов требованиям закона. Считает, что указанное решение вынесено административным ответчиком необоснованно, поскольку отличие в формулировках, имеющихся в представленных документах, от закрепленных в законе, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации. Кроме того, указал, что административным ответчиком нарушен срок вынесения отказа в государственной регистрации (не более 14 рабочих дней со дня предоставления документов).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснила, что отказ в государственной регистрации некоммерческой организации обусловлен тем, что в уставе организации не отражены все сведения, которые предусмотрены законом. Кроме того, заявление о государственной регистрации юридического лица содержит коды ОКВЭД, которые не соответствуют заявленной в уставе цели деятельности организации.

Решением Кировского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 21 августа 2017 года в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО2 просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении требований, полагая, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела; судом неверно применены нормы материального права. Настаивает на том, что Главным управлением не доказано, а судом не установлено, что устав и заявление о государственной регистрации некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, при этом суд необоснованно пришел к выводу о том, что заявленные дополнительные виды экономической деятельности не соответствуют определенной в уставе цели организации. Указывает, что судом в решении не дана правовая оценка действиям административного ответчика, выразившимся в нарушении установленного законом срока для принятия решения о государственной регистрации организации.

Представителем административного ответчика принесены письменные возражения на апелляционную жалобу с указанием о законности и обоснованности постановленного судом решения.

Судебной коллегией на основании части 4 статьи 58 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказано в признании полномочий ФИО2 на участие в административном деле в качестве представителя административного истца в связи с непредставлением им документа о высшем юридическом образовании. Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения административного истца ФИО1 и представителя административного ответчика Главного управления о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействие) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом первой инстанции установлено не было. Судебная коллегия находит правильными указанные выводы суда, которые подробно изложены в мотивировочной части решения.

Как следует из пункта 1 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Статьей 3 вышеуказанного Федерального закона, а также пунктом 2 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что некоммерческие организации могут быть созданы, в том числе, в форме общественных организаций.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации (часть 5).

Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы: 1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; 2) устав общественного объединения в трех экземплярах; 3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа; 4) сведения об учредителях; 5) документ об уплате государственной пошлины; 6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением; 7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений; 8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование; 9) заявление о включении общественного объединения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации (часть 6).

Указанные в части шестой настоящей статьи документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания (часть 7).

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме (часть 11).

Статьей 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» установлены требования, предъявляемые к уставу общественного объединения.

В силу статьи 23 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям: если устав и иные представленные для государственной регистрации документы общественного объединения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (пункт 1 части 1).

В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения (часть 3).

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года № 455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее – Административный регламент), пунктом 73 которого установлено, что уполномоченный специалист проверяет: соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательством Российской Федерации; соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством Российской Федерации и Административным регламентом; соответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации; отсутствие в ведомственном реестре зарегистрированной некоммерческой организации с тем же наименованием; соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации; достоверность и непротиворечивость представленных сведений.

Специалист рассматривает все представленные на государственную регистрацию документы в полном объеме.

Как следует из материалов дела, 22 марта 2017 года в Главное управление от ФИО1 поступило заявление о государственной регистрации юридического лица - Региональной Общественной организации Свердловской области по содействию гражданским инициативам в сфере местного самоуправления и социальных отношений «Межа» с приложением документов, необходимых для государственной регистрации организации.

19 апреля 2017 года заместителем начальника Главного управления вынесено распоряжение об отказе в государственной регистрации юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», о чем заявителю было направлено соответствующее уведомление № 66/03-6676 от 20 апреля 2017 года (л.д. 23-25) с указанием, что устав и иные представленные для государственной регистрации документы противоречат законодательству Российской Федерации: пункт 5.1, 5.2 устава противоречит статье 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации; пункт 6.3 устава противоречит пункту 1 статье 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявление о государственной регистрации юридического лица содержит коды ОКВЭД, которые не соответствуют заявленной в уставе цели деятельности организации

Указанное уведомление было направлено в адрес административного истца ФИО1

Судебная коллегия полагает, что указание в решении суда в качестве основания для отказа в государственной регистрации юридического лица на пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган) является формальной опиской, не влияющей на правильность выводов суда, поскольку основание для отказа (пункт 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях») было указано в оспариваемом уведомлении, по существу из содержания мотивировочной части обжалуемого решения суда следует, что судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела проверялось и исследовалось соответствие устава и иных представленных для государственной регистрации документов общественного объединения требованиям законодательства Российской Федерации (пункту 1 статьи 123.4, пункту 2 статьи 123.5, пункту 1 статьи 123.6, статьям 65.3, 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениям статей 8 и 18 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Суд первой инстанции на основании анализа положений указанных выше нормативных правовых актов и установленных обстоятельств пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия (решение) Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области является законным, решение принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий и соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку содержит законные основания отказа в государственной регистрации организации (( / / )14), с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, которым противоречит устав общественной организации, утвержденный протоколом № 1 от 01 марта 2017 года.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, которые основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Подтверждаются представленными в материалы дела сведениями и выводы суда первой инстанции о том, что указанные в заявлении дополнительные виды экономической деятельности не соответствуют определенным в уставе организации целям.

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующие целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Согласно положениям пункта 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Согласно пункту 3.1 устава основной целью деятельности организации является содействие гражданским инициативам в сфере местного самоуправления.

Пунктом 3.3 устава организации предусмотрено, что для реализации уставных целей и задач, осуществляет предмет деятельности:

- разрабатывает и утверждает положения о нормах общественного поведения;

- организует и проводит семинары по улучшению общественной культуры;

- содействует повышению уровня «образованности» в обществе;

- представляет и защищает интересы своих членов в государственных, муниципальных и общественных органах (организациях и учреждениях);

- информирует о своей деятельности население, в том числе через средства массовой информации;

- осуществляет издательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- участвует в выработке решений и взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественным вопросам развития общества и иным вопросам в порядке и объеме, предусмотренном действующим законодательством;

- заключает соответствующие договоры (контракты) с предприятиями, организациями, гражданами;

- привлекает средства предприятий, организаций и граждан для реализации программ по развитию.

Согласно листа «И» заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001 «Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» были указаны следующие виды экономической деятельности: 94.99, 94.91, 94.92, 94.12, 94.20, 94.11.

Согласно описанию групп, указанных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденном приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст:

код 94.11 «Деятельность коммерческих и предпринимательских членских организаций»;

код 94.92 «Деятельность политических организаций»;

код 94.91 «Деятельность религиозных организаций»;

код 94.20 «Деятельность профессиональных союзов».

Согласно пункту 1.1 устава, ( / / )15 является региональной общественной организацией, следовательно, создана в организационно-правовой форме общественная организация и не является политической партией, религиозной организацией или профессиональным союзом.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что виды экономической деятельности, указанные в листе «И» заявления, не содержатся в уставе и не соответствуют целям деятельности ( / / )16, что противоречит положениям пункта 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Ссылка в мотивировочной части обжалуемого решения суда первой инстанции на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный постановлением Госстандарта России от 06 ноября 2001 года № 454-ст на правильность выводов суда не повлияла, поскольку в ранее действующем документе содержались аналогичные виды экономической деятельности.

Основаны на неправильном применении норм материального права доводы апелляционной жалобы административного истца в отношении 14-дневного срока принятия решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации, который был нарушен административным ответчиком.

Частью 11 статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусмотрена обязанность территориального органа федерального органа государственной регистрации в течение тридцати дней со дня подачи заявления принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.

Административным регламентом (пункт 82) установлено, что срок принятия решения о государственной регистрации общественного объединения и религиозной организации не должен превышать 29 дней с даты поступления документов на государственную регистрацию, для политической партии (ее регионального отделения) - 21 дня, для иной некоммерческой организации - 13 рабочих дней (пункт 82). Таким образом, Главным управлением оспариваемое решение принято в предусмотренные законодательством сроки, которые являются специальными по отношению к иным некоммерческим организациям.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований административного искового заявления, поскольку оспариваемые действия административного ответчика не противоречат закону и не нарушают права административного истца, который не лишен возможности повторно подать документы для государственной регистрации, при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении и толковании действующего законодательства, и не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит решение суда правильным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы, не усматривает.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 21 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Т.Е. Соболева

Судьи О.А. Захарова

С.И. Жейнова