ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2079/20 от 11.02.2021 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Парамонов С.П. Дело № 33а-52/2021

Докладчик Бажанов А.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Бажанова А.О.,

судей Середы Л.И. и Филимонова С.И.

при секретаре Солдатовой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 11 февраля 2021 г. вг.Саранске Республики Мордовия административное дело № 2а-1781/2020 по апелляционной жалобе административного истца Демеува Т.Б. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 2 октября 2020г.

Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия

установила:

Демеув Т.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (далее ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия), Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан (далее ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан), Федеральной службе исполнения наказаний (далее ФСИН России), Министерству финансов России в лице УФК по Республике Башкортостан, Министерству финансов России в лице УФК по Республике Мордовия о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях в размере 1000000 рублей.

В обоснование административного искового заявления указал, что с <дата> по <дата> он отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, с <дата> по <дата> – в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, в которых, по его мнению, административные ответчики проявили бездействие, выразившееся в необеспечении минимальных норм материально-бытового обеспечения, обеспечения жилищно-бытовых условий, норм питания; ненадлежащими условиями содержания в исправительных учреждениях были нарушены его права, гарантированные статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

8 марта 2019 г. по причине допущенных нарушений Демеувом Т.Б. была подана жалоба в Европейский суд по правам человека, которая была принята с присвоением номера <№> (решение на дату обращения в суд с административным иском не вынесено).

В связи с указанным, просил взыскать с Российской Федерации в лице казны Российской Федерации 1 000 000 рублей в счёт компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 октября 2020г. Демеуву Т.Б. отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Административный истец подал апелляционную жалобу на решение суда, просил его отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований. Считает, что судом первой инстанции не в полном объеме были рассмотрены требования административного иска.

Административный истец Демеув Т.Б., представители административных ответчиков ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, УФК по Республике Мордовия и УФК по Республике Башкортостан, представляющих Министерство финансов России, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия Ерцкина О.А. просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения ввиду несостоятельности изложенных в ней доводов.

Представитель ФСИН России Авдонина Н.Н. пояснила, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы - несостоятельными, в связи с чем она не подлежит удовлетворению.

На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрев дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

В соответствии с положениями частей 1, 3, 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пунктах 2-4 постановления от 25декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статья 2 Федерального закона от 30марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц. Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ).

Материалами дела установлено, что в период с <дата> по <дата> Демеув Т.Б. отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, с <дата> по <дата> - ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, исходил из неподтвержденности доводов административного истца о нарушении исправительными учреждениями требований законодательства по содержанию лиц, отбывающих наказание, а также пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными вводами суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 494-ФЗ) настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования (опубликован 30 декабря 2019 г.). В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

Обратившись в суд с данным административным иском 16 июля 2020 г. (л.д. 11), административный истец процессуальный срок, установленный указанным федеральным законом, являющийся в данном случае специальным, не пропустил.

Вывод суда первой инстанции об обратном основан на неприменении материальных норм права, подлежащих применению при регулировании спорных правоотношений.

Статьями 17 и 21 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.

Пунктом 10 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (приняты в г. Женева 30 августа 1955 г.) (далее Правила) установлено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.

Согласно пункту 12 Правил санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 17 Правил заключенным, не имеющим права носить гражданскую одежду, следует выдавать комплект обмундирования, соответствующего данному климату и позволяющего поддерживать их здоровье в удовлетворительном состоянии. Эта одежда не должна иметь ни оскорбительного, ни унижающего характера.

Пунктом 19 Правил установлено, что каждому заключенному следует обеспечивать отдельную койку в соответствии с национальными или местными нормами, снабженную отдельными спальными принадлежностями, которые должны быть чистыми в момент их выдачи, поддерживаться в исправности и меняться достаточно часто, чтобы обеспечивать их чистоту.

Согласно пункту 20 Правил тюремное управление должно в обычные часы обеспечивать каждому заключенному пищу, достаточно питательную для поддержания его здоровья и сил, имеющую достаточно хорошее качество, хорошо приготовленную и поданную. Каждый заключенный должен располагать питьевой водой, когда он испытывает в ней потребность.

Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы регламентировано статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

Приказом Минюста России от 3 декабря 2013 г. № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» утверждены нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (далее Приказ № 216).

Согласно сведениям, указанным в приложении № 1, 6 к Приказу №216, лица, отбывающие наказание, обеспечиваются в количестве одной пары на 3 года - ботинками комбинированными; в количестве одной пары на 2 года 6 месяцев - сапогами мужскими комбинированными зимними; в количестве одного на 4 года - одеялом (полушерстяное или с синтетическим наполнителем).

В соответствии с пунктами 2, 4 приложения № 3 к Приказу № 216 сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения.

Пунктами 6.1, 6.2 приложения № 4 к Приказу № 216 установлено, что одеяло полушерстяное – одеяло прямоугольной формы из полушерстяных полотен темных оттенков синего, серого, зеленого и коричневого цветов. Размер одеяла - 205 см x 130 см - 140 см; одеяло с синтетическим наполнителем - одеяло прямоугольной формы со скругленными углами из смесовых гладкокрашеных тканей различных оттенков синего, серого, зеленого и коричневого цветов с содержанием хлопчатобумажных и синтетических волокон, стеганое с наполнителем из синтетических волокон. Срезы одеяла окантованы. Размер одеяла - 205 см x 134 см.

Относительно доводов Демеува Т.Б. о нарушении в период отбывания им наказания в исправительных учреждениях норм обеспеченности теплым нательным бельем, зимним одеялом, обуви по сезону установлено следующее.

Из лицевого счета по обеспечению Демеува Т.Б. предметами вещевого имущества и постельными принадлежностями на 2015 год № <№> (ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан) следует, что 23октября 2015 г. Демеуву Т.Б. выданы сапоги мужские комбинированные зимние (1 шт.), 24марта 2015 г. – одеяло (1 шт.), 24 марта 2015 г. – полуботинки летние.

Пунктом 8 Приложения № 1 к Приказу № 216 установлено, что белье нательное теплое (2 комплекта на 3 года) выдается лишь в местностях с особо холодным и холодным климатом.

Согласно положениям Приложения 5 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. № 789 «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы» Республика Башкортостан относится к местности с холодным климатом.

В соответствии с указанным лицевым счетом 18 апреля 2015 г. ДемеувуТ.Б. было выдано белье нательное теплое в количестве 1 шт.

Согласно лицевому счету по обеспечению Демеува Т.Б. предметами вещевого имущества и постельными принадлежностями (ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия) Демеув Т.Б. был обеспечен ботинками в количестве 1 пары (август 2013 г.), одеялом в количестве одного (август 2013 г.).

При этом довод административного иска о неправомерности невыдачи белья нательного теплого в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия отклоняется как несостоятельный, поскольку Республика Мордовия не относится к местности с особо холодным или холодным климатом.

Из выписки из акта инспектирования ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия за период 2015-2017 гг., утвержденного начальником УФСИН России по Республике Мордовия 10 июля 2018 г., следует, что осужденные обеспечены основными видами вещевого имущества по сезону. Обеспеченность вещевым имуществом осуществляется в соответствии с нормами приказа Минюста России от 3декабря 2013 г. № 216.

Представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что до декабря 2013 г. осужденные не обеспечивались зимними ботинками. В соответствии с Приказом № 216 осужденным должны выдаваться зимние ботинки. ДемеувуТ.Б. зимние ботинки были предоставлены, но он отказался от их получения, о чём свидетельствует отсутствие его подписи в лицевом счёте, в котором имеется отметка о положенности зимних ботинок осужденному.

Судебная коллегия относится критически к данным пояснениям представителя административного ответчика, т.к. согласно справке заместителя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия от 29 января 2021 г. выдача вещевого довольствия осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение, последующая выдача вещевого довольствия осуществляется на основании письменных заявлений осужденных. Заявлений от осужденного Демеува Т.Б. в адрес администрации ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия о выдаче вещевого довольствия, в том числе ботинок зимних, не поступало.

Таким образом, судебная коллегия считает, что административный ответчик не представил необходимой и достаточной совокупности доказательств того, что Демеув Б.Т. добровольно отказался от получения комбинированных ботинок зимних, в связи с чем доказанным является то обстоятельство, что в период отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия Демеуву Т.Б. не были предоставлены сапоги комбинированные зимние, несмотря на то, что осужденный имел право на обеспечение указанным видом обуви.

С учётом изложенного судебная коллегия полагает подтверждёнными доводы административного иска об имевшем месте вышеназванном нарушении условий содержания осужденного в исправительном учреждении.

Правоотношения, связанные с реализацией права осужденного на достаточное питание в период с 2013 по 2018 годы, регулировались в том числе Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждёнными приказом Минюст России от 3 ноября 2005 г. № 205, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», приказом Минюста России от 2августа2005г. № 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждёнными приказом Минюст России от 16 декабря 2016 г. № 295, Порядком организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утверждённым приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 г. № 696, приказом Минюста России от 17 сентября 2018 г. № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о недопущении нарушений исправительными учреждениями требований законодательства об обеспечении права осужденного на достаточное питание и его организацию.

Указанные в справках административных ответчиков сведения о соблюдении нормативно-правовых требований подтверждаются сведениями, представленными органами прокуратуры, территориальными органами ФСИН России, в которых отсутствуют сведения о выявлении нарушений законодательства об обеспечении права осужденного ДемеуваБ.Т. на достаточное питание и его организацию.

Так, из выписки из акта инспектирования ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия за период 2015-2017 гг., утвержденного начальником УФСИН России по Республике Мордовия 10июля 2018 г., следует, что питание осужденных организовано в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 26 февраля 2016 г. № 48, постановления Правительства России от 11 апреля 2005 г. № 205.

В период отбывания Демеувом Т.Б. наказания в исправительных учреждениях прокуратурами по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях нарушения в части организации питания осужденных в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ ИК-8 УФИН России по Республике Башкортостан не выявлялись и меры реагирования не принимались. Нарушение прав осужденного административного истца отсутствует, административный истец был обеспечен минимальными нормами питания, питание соответствовало установленным требованиям и нормативам.

Материалами дела не подтверждается довод административного истца об отсутствии в исправительных колониях горячего водоснабжения бытовой комнаты, туалета в общежитии № <№> ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, комнаты для сушки белья.

В соответствии с копией технического паспорта здания общежития, в котором размещался отряд № <№> ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, общежитие оснащено горячим водоснабжением, в нем обустроены помещения: 5 комнат, бытовое помещение, гардероб, 2 туалета, умывальная, комната хранения личных вещей, комната приема пищи.

Согласно сведениям, представленным ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, плановое отключение горячего водоснабжения производится в периоды ремонтных работ, в связи с проведением подготовки и сдачи систем теплопотребления к отопительному сезону энергосберегающими организациями. При отсутствии горячего водоснабжения в отряде № <№> ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан установлен бойлер.

В соответствии с копией технического паспорта здания общежития, в котором размещался отряд № <№> ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, в нем обустроены помещения: подсобное помещение, 2 столовые, туалет, 8 жилых комнат, помещение.

Из выписки из акта инспектирования ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия за период 2015-2017 гг., утвержденного начальником УФСИН России по Республике Мордовия 10 июля 2018 г., следует, что коммунально-бытовое обеспечение отвечает требованиям нормативных документов, согласно приказу Минюста России от 27 июля 2006 г. № 512. Работа банно-прачечного блока организована согласно требованиям приказа Минюста России от 8 ноября 2001 г.

Справкой, подписанной главным инженером ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия 22 января 2021 г., подтверждается, что в отряде № <№> в период с 23 <дата> по <дата> использовался водонагреватель объемом 100 л. с инвентарным номером <№>. Установка данного водонагревателя производилась силами ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия без привлечения сторонних организаций. Хранение технической документации на водонагреватели не предусмотрено нормативно-правовыми актами учреждения.

В период отбывания Демеувом Т.Б. наказания в исправительных учреждениях прокуратурами по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях нарушений в части обеспечения зданий общежитий в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ ИК-8 УФИН России по Республике Башкортостан, в которых проживал административный истец, горячей водой, не выявлено и меры реагирования не принимались.

Кроме того следует отметить, что Приказ ФСИН России от 27 июля 2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее Приказ № 512) устанавливает лишь требования по оборудованию помещений исправительного учреждения, при этом не устанавливая требования об их площади.

Таким образом, доводы административного иска о нарушении прав административного истца недостаточной площадью хозяйственных помещений, что, по его мнению, является нарушением требований закона, отклоняются как несостоятельные. Положения Приказа № 512 административными ответчиками соблюдены.

Довод административного истца о недостаточности унитазов не нашел подтверждения материалами дела. Оборудование санузлов в исправительных учреждениях произведено согласно требованиям приказа Минюста России от 2 июня 2003 г. № 130-дсп.

Сведений о том, что в период отбывания наказания административный истец обращался с жалобами на ненадлежащие условия содержания к руководству ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, УФСИН России по Республике Мордовия, УФСИН России по Республике Башкортостан, в органы прокуратуры, материалы дела не содержат.

Представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в судебном заседании пояснил, что нормы обеспеченности сантехнического оборудования и приватности туалетных комнат соблюдались. Туалет на улице оборудован в дополнение к санузлам, которые располагались в общежитиях исправительной колонии. Как было указано выше, нормы обеспеченности санузлов сантехническим оборудованием и требования приватности соблюдались без учёта туалета, оборудованного на улице. В ходе регулярных прокурорских проверок, нарушений нормы обеспеченности сантехнического оборудования и приватности туалетных комнат не выявлялись.

Указанное согласуется, в том числе с сообщениями Дубравной прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 25 января 2021 г., УФСИН России по Республике Башкортостан от 27 января 2021 г.

Между тем, судебная коллегия находит основания согласиться с доводом Демеува Т.Б. о необеспечении осужденных отряда № <№> ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан достаточным количеством умывальников.

Так из копии сообщения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, адресованного заместителю башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Республики Башкортостан от 9 июня 2018 г., вопреки требованиям статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации помещение отряда № <№>, где содержится 165 осужденных оборудовано лишь 11 умывальниками, что является недостаточным, исходя из нормы расчета 1 умывальник на 10 человек. Для приведения в соответствие норм обеспеченности предусмотрена установка дополнительно недостающего количества умывальников из расчета 1 умывальник на 10 человек в отрядах № <№>, <№>, <№> по мере поступления денежных средств.

Из копии сообщения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, адресованного заместителю башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Республики Башкортостан от 26 апреля 2018 г., следует, что вопреки требованиям статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации помещение отряда № <№>, где содержится 159 осужденных оборудовано лишь 11 умывальниками, что является недостаточным, исходя из нормы расчета 1 умывальник на 10 человек. Для приведения в соответствие норм обеспеченности предусмотрена установка дополнительно недостающего количества умывальников из расчета 1 умывальник на 10 человек в отрядах № <№>, <№>, <№> по мере поступления денежных средств.

Кроме того, заслуживают внимания доводы административного истца относительно обеспеченности жилой площадью менее 2 кв.м.

В соответствии со справками, представленными административными ответчиками в опровержение требований административного истца о необеспеченности осужденных отряда, в которых он содержался в спорные периоды, жилой площадью, указанные нормы соблюдались.

Согласно сообщению Дубравной прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 25января 2021 г., в соответствии с приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2007 г. № 19, от 16 января 2014 г. № <№> в анализируемом периоде специализированной прокуратурой не менее 1 раза в месяц проводились проверки состояния законности в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Мордовия; за анализируемый период неоднократно проводились проверки условий содержания осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, по результатам которых выявлялось нарушение закона, выразившееся в несоблюдении нормы жилой площади в расчете на одного осужденного в отряде № 6 исправительной колонии. Так, в ходе проведенной в декабре 2013 г. проверки установлено, что в нарушение требований части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отряде № <№> исправительной колонии содержалось 134 осужденных, тогда как лимит наполнения указанного отряда составлял 133. В целях устранения выявленного нарушения закона Дубравным прокурором 25 декабря 2013 г. начальнику ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия внесено обобщенное представление, которое 10февраля 2014 г. рассмотрено и удовлетворено, нарушения закона устранены. Таким образом, в период времени с декабря 2013 г. по 10февраля 2014 г. имело место нарушение права административного истца на обеспеченность жилой площадью не менее 2 кв.м.

Из копии представления заместителя башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Республики Башкортостан об устранении нарушений требований закона № 929-2017-З от февраля 2017 г. следует, что в ходе проверки установлено, что администрацией ИК-8 нарушаются требования части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Так, на момент проверки 15 февраля 2017 г. в общежитиях отрядов №№ <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№> жилая площадь в расчете на 1 осужденного составляла от 1,48 до 1,69 кв.м.

Из копии сообщения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, адресованного заместителю башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Республики Башкортостан от 26 апреля 2018 г., согласно представлению прокурора в учреждении нарушаются требования части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которой норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Так, на момент проверки 22 марта 2018 г в общежитии отряда № <№> на одного осужденного приходится 1,6 кв.м жилой площади. На 22 марта 2018 г. в учреждении на строгом режиме содержалось 813 осужденных при лимите 755. На 30 января 2018 г. на строгом режиме содержалось 54 осужденных. 31января 2018 г. поступил этап в количестве 11 человек, с данного периода времени учреждение находится в перелимите.

Таким образом, из представленных в дело доказательств достоверно установлено, что в определенные периоды пребывания в исправительных колониях были допущены нарушения условий содержания административного истца в части несоблюдения нормы обеспечения жилой площадью. В этой связи выводы суда относительно отсутствия нарушений условий содержания в указанной части нельзя признать соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права.

Довод представителя административного ответчика о том, что отсутствует нарушение условий содержания осужденного в исправительных учреждениях ввиду того, что кроме площади, где осужденный непосредственно проживает в общежитиях исправительных учреждений, имелись иные комнаты, в том числе для проведения досуга, приема пищи, организации быта, отклоняется как несостоятельный. Как было указано выше, нарушение нормы обеспечения жилой площадью осужденных в период отбытия наказания Демеува Т.Б. выявлены и квалифицированы как нарушения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях именно прокурорскими проверками, по результатам которых администрации исправительных учреждений принимали меры к устранению выявленных нарушений.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений условий содержания Демеува Т.Б. при отбывании наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан не соответствует установленным по делу обстоятельствам.

В указанной части принятое по делу решение подлежит отмене как постановленное при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и нормам материального права с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.

Таким образом, административный иск о признании нарушениями условий содержания Демеува Т.Б. в период отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия нарушение нормы обеспечения жилой площадью, необеспеченность ботинками комбинированными, а также о признании нарушениями условий содержания Демеува Т.Б. в период отбывания наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, - нарушение нормы обеспечения жилой площадью, нарушение нормы обеспечения умывальниками, подлежит удовлетворению.

Учитывая количество, характер нарушений условий содержания Демеува Т.Б. в исправительных учреждениях, их длительность, требования разумности, справедливости, соразмерности, судебная коллегия считает возможным удовлетворить требования административного истца о взыскании компенсации за нарушение условий содержания частично, в сумме 10 000 рублей.

Оснований для взыскания компенсации в большем размере, при указанных выше обстоятельствах, судебной коллегией не усматривается.

В соответствии с частью 4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Таким образом, по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов власти, предъявляемым к Российской Федерации, от ее имени в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств.

Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Учитывая, что условия содержания были нарушены в подведомственных ФСИН России бюджетных учреждениях, а ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных и одновременно главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности, то компенсация за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях подлежит взысканию в пользу истца с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице ФСИН России.

Судебная коллегия считает правильным отказ в удовлетворении административных исковых требований, предъявленных к УФК по Республике Мордовия и УФК по Республике Башкортостан, представляющих Министерство финансов России, ввиду того, что они не являются надлежащими административными ответчиками ввиду вышеуказанных обстоятельств и норм права, в связи с чем в вышеназванной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Поскольку заявленные требования подлежат удовлетворению, учитывая представленные в материалы дела чеки-ордеры от 16 июля 2020 г. и от 6 ноября 2020 г., подтверждающие оплату административным истцом государственной пошлины при обращении в суд первой инстанции в размере 300 рублей и суд апелляционной инстанции в размере 150 рублей, в связи с чем, взысканию в его пользу подлежит сумма 450 рублей.

Пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При указанных обстоятельствах, обжалуемое решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административных исковых требований содержит выводы, которые не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, и оно постановлено с нарушением норм материального права, а именно не применены нормы права, подлежащие применению при регулировании спорных правоотношений, в связи с чем в соответствии с пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит отмене.

В соответствии с частью 9 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 октября 2020г. в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Демеува Т.Б. к Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 5» УФСИН России по Республике Мордовия, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Республике Башкортостан о признании нарушений условий содержания в исправительных учреждениях и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях отменить.

Вынести новое решение, которым:

Признать нарушения условий содержания Демеува Т.Б. в период отбывания наказания в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 5» УФСИН России по Республике Мордовия, выразившиеся в нарушении нормы обеспечения жилой площадью, необеспечении ботинками комбинированными.

Признать нарушения условий содержания Демеува Т.Б. в период отбывания наказания в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Республике Башкортостан, выразившиеся в нарушении нормы обеспечения жилой площадью, нарушении нормы обеспечения умывальниками.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств федерального бюджета в пользу Демеува Т.Б., 17 апреля 1982 года рождения, компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 (десять тысяч) рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 450 (четыреста пятьдесят) рублей, а всего 10450 (десять тысяч четыреста пятьдесят) рублей.

Взысканные денежные средства в размере 10 450 (десять тысяч четыреста пятьдесят) рублей подлежат перечислению на банковский счёт Демеува Т.Б. № 40817810746001632399, открытый на его имя в Оренбургском отделении №8623 ПАО Сбербанк России, корреспондентский счёт банка 30101810600000000601, БИК – 045354601, ИНН 7707083893.

Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 октября 2020г. в остальной части оставить без изменения.

Об исполнении апелляционного определения сообщить в Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия, административному истцу в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

В соответствии с частью 9 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий А.О. Бажанов

судьи Л.И. Середа

С.И. Филимонов

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20февраля2021 г.