№ 33а-2090/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 23 марта 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Хакимовой О.В., Кудряшова В.К.
при секретаре Лексиковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Оренбургской области на решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 27 декабря 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Анисимова Е.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Оренбургской области о признании решений незаконными, обязании возвратить излишне уплаченные суммы налога.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Анисимов Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Оренбургской области (далее – МИФНС № 4), Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области об обжаловании решений Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, взыскании излишне уплаченных сумм налога, указав, что являясь военнослужащим войсковой части ***, согласно выписке из приказа командира войсковой части № от (дата) на основании телеграммы НШ ЦВО от (дата)№ с (дата) был направлен в командировку для участия в смешанных силах по установлению мира и правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова в составе Коллективных сил по поддержанию мира (совместных миротворческих сил) и занимал должность оперативного дежурного Объединенного штаба Совместных Миротворческих сил от Российской Федерации.
(дата) прибыл в состав воинского контингента Миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова для выполнения задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на должность оперативного дежурного Объединенного штаба Совместных Миротворческих сил от Российской Федерации сроком на *** год.
С (дата) приступил к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Согласно выписке из приказа старшего начальника воинского контингента миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова № от (дата) в целях служебной необходимости и в связи с усложнением порядка и увеличения срока подготовки офицеров к служебной командировке в состав воинского контингента Миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова период нахождения в служебной командировке продлен.
Согласно выписке из приказа старшего начальника воинского контингента Миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова от (дата)№ с (дата) служебная командировка прекращена, убыл для дальнейшего прохождения военной службы к месту дислокации воинской части *** в (адрес).
В период с (дата) по (дата) выполнял задачи по восстановлению мира в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова в составе Коллективных сил по поддержанию мира.
(дата) в налоговый орган вместе с декларациями на доходы физических лиц по форме 3НДФЛ за 2014 и 2015 год представил заявление о возврате налога на доходы физических лиц.
Решением МИФНС № 4 по Оренбургской области № от (дата) отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в данном решении указано на неправомерное занижение суммы начисленного налога в размере *** рублей.
Решением МИФНС № 4 по Оренбургской области № от (дата) отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в решении указано на неправомерное занижение суммы начисленного налога в размере *** рубля.
Не согласившись с данными решениями, ФИО1 обратился с жалобами в вышестоящий налоговый орган.
Решениями руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от (дата)№, от (дата)№ жалобы оставлены без удовлетворения.
Считает указанные решения руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от (дата)№ и от (дата)№ незаконными, удержание налога необоснованным, поскольку в соответствии и со ст. 11 Протокола о статусе групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15.05.1992 года, участником которого является Российская Федерация, персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты подоходного налога в размере 13%.
С учетом уточнений ФИО1 просил суд: признать незаконным решение МИФНС № 4 по Оренбургской области № от (дата), которым установлено завышение налога на доходы физических лиц, заявленного к возврату из бюджета за 2015 год в сумме *** рубля; признать незаконным решение МИФНС № 4 по Оренбургской области № от (дата), которым установлено завышение налога на доходы физических лиц, заявленного к возврату из бюджета за 2014 год в сумме *** рублей; обязать МИФНС № 4 по Оренбургской области возвратить излишне уплаченные суммы налога на доходы физических лиц за 2014 год в размере *** рублей, за 2015 год в размере *** рубля.
От заявленных требований к Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области административный истец отказался.
Определением суда от (дата) производство по делу в части требований к ответчику Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области прекращено в связи с отказом истца от иска.
Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 27 декабря 2016 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено.
Суд решил: признать незаконными решения Межрайонной инспекции налоговой службы № 4 по Оренбургской области № от (дата), № от (дата) «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»; обязать Межрайонную инспекцию налоговой службы № 4 по Оренбургской области возвратить ФИО1 излишне уплаченные суммы налога на доходы физических лиц за 2014 года в размере *** рублей, за 2015 год в размере *** рубля.
С таким решением не согласилась МИФНС № 4, подав апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленный требований отказать.
В письменных возражениях ФИО1 просит решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 27 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители МИФНС России № 4 по Оренбургской области ФИО2 и ФИО3 апелляционную жалобу поддержали, просили решение суда отменить.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО4 просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
ФИО1, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося административного истца.
Выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Частью 1 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определено, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ФИО1 в период с (дата) по (дата) выполнял задачи по восстановлению мира в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова в составе Коллективных сил по поддержанию мира.
За указанный период из денежного довольствия истца производилось удержание подоходного налога в размере 13%, что составило за период 2014 год *** рублей, за период 2015 год *** рубля.
ФИО1 представил в налоговый орган вместе с декларациями заявление о возврате указанных сумм налога за 2014, 2015 годы, обосновывая тем, что в соответствии со ст. 11 Протокола о статусе групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15.05.1992 года персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налога на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства-участника. Военнослужащие Миротворческого воинского контингента Российской Федерации получают денежное довольствие от Российской Федерации, которая является Государством-участником.
По результатам камеральной налоговой проверки МИФНС № 4 по Оренбургской области вынесены решения № от (дата), № от (дата) «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которыми установлено завышение налога на доходы физических лиц, заявленного к возврату из бюджета за 2014 год в сумме *** рублей и за 2015 год в сумме *** рубля, тем самым отказано в их возврате.
В качестве обоснования, в данных решениях налоговый орган указал, что военнослужащие, проходящие службу за границей, признаются налоговыми резидентами Российской Федерации. Доходы заявителя не относятся к перечню доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, предусмотренные статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации, и облагаются НДФЛ в общем порядке. Условия пребывания Группы военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в государстве, на территории которого размещается Группа по поддержанию мира, определены в Протоколе о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15.05.1992 года, заключенном в соответствии с Соглашением о группах военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира СНГ от 20.03.1992 года. В соответствии с Протоколом государство, на территории которого будут развертываться операции по поддержанию мира (принимающее государство), подписывающее протокол, принимает на себя определенные международные обязательства. Так как Республика Молдова не входит в перечень государств, подписавших Протокол, то его положения на данную территорию не распространяются. Соглашением от 12.04.1996 года, заключенным Правительствами Российской Федерации и Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, и предотвращения уклонения от уплаты налогов, вознаграждение, выплачиваемое органом власти, созданным в Договаривающемся Государстве (в РФ), или из его фондов любому физическому лицу за службу, осуществляемую для того органа власти, облагается налогом только в этом договаривающемся государстве (в РФ). При этом вознаграждение облагается налогом только в Договаривающемся государстве (в республике Молдова), если служба осуществляется в этом государстве, и физическое лицо, являющееся резидентом этого государства (республика Молдова), является гражданином этого государства или не стало резидентом этого государства, только с целью осуществления службы. Таким образом, доходы военнослужащих, являющихся резидентами РФ, полученные от участия в выполнении задач по восстановлению мира и поддержанию правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова подлежат обложению на доходы физических лиц в установленном порядке.
Решениями руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от (дата)№, № отказано в удовлетворении апелляционных жалоб ФИО1 на решения Межрайонной ИФНС России №4 по Оренбургской области №, №.
Удовлетворяя требования ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФИО1, как военнослужащий, проходивший службу в составе Коллективных Сил по поддержанию мира в Приднестровском регионе Республики Молдова, в силу обязательности для Российской Федерации вышеприведенных норм международного права, освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждение, полученные в указанный период, в связи с чем обжалуемые решения налогового органа нельзя признать законными и обоснованными.
Российская Федерация, являясь Государством-участником указанного Протокола, приняла на себя определенные данным актом международные обязательства, в том числе, установленные статьей 11 Протокола.
Судебная коллегия не соглашается с такими выводами суда и полагает, что решение подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии со статьей 1 Соглашения о Группах военных наблюдателей и Коллективных Силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, заключенного 20 марта 1992 года, в целях оказания друг другу на основе взаимного согласия помощи в урегулировании и предотвращении на территории любого из членов Содружества конфликтов на межнациональной, межконфессиональной и политической основе, влекущих за собой нарушение прав человека, создаются Группы военных наблюдателей и Коллективных Сил по поддержанию мира государств - участников Содружества (именуемые в дальнейшем - "Группа по поддержанию мира").
Статьей 2 указанного Соглашения предусмотрено, что Группа по поддержанию мира осуществляет те функции и задачи, которые возлагаются на нее по принимаемому с общего согласия решению Совета глав государств - участников Содружества Независимых Государств. Такое решение принимается только в случае поступления просьбы со стороны всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий до направления Группы по поддержанию мира.
Условия пребывания Группы военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в государстве, на территории которого размещается Группа по поддержанию мира, определены в Протоколе о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств (далее – СНГ) от 15 мая 1992 года (далее – Протокол), заключенном в соответствии с Соглашением о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ от 20.03.1992 года.
В соответствии с данным Протоколом государство, на территории которого будут развертываться операции по поддержанию мира (принимающее государство), подписавшее Протокол, принимает на себя определенные международные обязательства.
Однако материалами дела не подтверждается, что ФИО1 принимал участие в миротворческой операции в Приднестровском регионе Республики Молдова в рамках Соглашения о Группах военных наблюдателей и Коллективных Силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 20 марта 1992 года в соответствии с Протоколом от 15 мая 1992 года.
Республика Молдова не входит в перечень государств, подписавших вышеназванные Соглашение и Протокол, следовательно, их положения на территорию этого государства не распространяются.
Между Российской Федерацией и Республикой Молдовой 21 июля 1992 года заключено Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, в соответствии с которым в подчинение Контрольной комиссии передаются созданные на добровольной основе воинские контингенты, представляющие стороны, участвующие в выполнении данного Соглашения.
Принимая во внимание, что порядок формирования, руководства и деятельности миротворческих сил в Приднестровском регионе Республики Молдова регулируется двухсторонним Соглашением, то положения статьи 11 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, участником которого Республика Молдова не является, не могут быть применены отношении ФИО1
Как следует из материалов дела, ФИО1 был направлен в состав воинского контингента Миротворческих Сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова и принимал участие в миротворческой операции и выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, отнесенной к зоне вооруженного конфликта в Приднестровском районе Республики Молдова., что подтверждается приказами от (дата)№, от (дата)№, от (дата), а также справкой от (дата)№м (л.д. ***).
Данные обстоятельства подтверждены сообщением ФКУ Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации от (дата)№ (л.д. ***).
В соответствии со статьей 18 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов, заключенного 12 апреля 1996 года, вознаграждение, выплачиваемое органом власти, созданным в Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации), или из его фондов любому физическому лицу за службу, осуществляемую для этого органа власти, облагается налогом только в этом Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации).
Следовательно, доходы военнослужащих, участвовавших в выполнении задач по восстановлению мира и поддержания правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском районе Республики Молдова подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации (пункт 3 статьи 207 НК РФ).
В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Таким образом, доходы военнослужащих, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, от участия в выполнении задач по восстановлению мира и поддержанию правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском районе Республики Молдова подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц согласно пункту 1 статьи 224 НК РФ.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые решения налогового органа, приняты с соблюдением порядка принятия решений, соответствуют требованиям закона, а потому заявленные требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 27 декабря 2016 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Оренбургской области о признании решений незаконными, обязании возвратить излишне уплаченные суммы налога отказать.
Председательствующий:
Судьи: