ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-20997/2023 от 18.12.2023 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61RS0001-01-2023-004311-56

Судья: Токарев О.А. Дело № 33а-20997/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 декабря 2023 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Авиловой Е.О.

судей: Медведева С.Ф., Гречко Е.С.

при ведении протокола помощником судьи Соловьевой А.С.

с участием прокурора Емелиной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Оськиной Натальи Владимировны к председателю участковой избирательной комиссии № 1701 Бусыгиной Д.А., участковой избирательной комиссии № 1701, заинтересованное лицо: Территориальная избирательная комиссия Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о признании незаконным бездействия должностного лица, отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах, по апелляционной жалобе Оськиной Н.В. на решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 октября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Медведева С.Ф., судебная коллегия по административным делам

установила:

Оськина Н.В. обратилась в суд с административным иском к председателю участковой избирательной комиссии №1701 Бусыгиной Д.А., участковой избирательной комиссии №1701, заинтересованное лицо: Территориальная избирательная комиссия Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о признании незаконным бездействия должностного лица, отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах.

В обоснование заявленных требований Оськина Н.В. указала на то, что в период времени с 8 по 11 сентября 2023 года на избирательном участке №1701, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Волкова, д.5/6, в здании гимназии №76, председатель участковой комиссии Бусыгина Д.А. не организовала круглосуточную видеофиксацию места хранения сейф-пакетов (сейфа, металлического шкафа, металлического ящика), где хранились сейф-пакеты с избирательными бюллетенями, с момента помещения туда сейф-пакетов до извлечения сейф-пакетов для вскрытия и подсчета избирательных бюллетеней.

Между тем согласно Положению «Об особенностях голосования и установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд», утвержденному постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 июня 2022 года № 86/718-8, места хранения сейф-пакетов должны круглосуточно находиться под видеонаблюдением (видеофиксацией).

Кроме того, 9 июня 2023 года Избирательной комиссией Ростовской области было вынесено Постановление № 26-10 «О порядке применения средств видеофиксации при проведении выборов в органы государственной власти Ростовской области областного референдума» (далее – Порядок), в соответствии с которым сейф (металлический шкаф, металлический ящик), где хранятся сейф-пакеты с избирательными бюллетенями, должен находиться в зоне видимости средств видеофиксации круглосуточно с момента помещения туда сейф-пакетов до извлечения сейф-пакетов для вскрытия и подсчета избирательных бюллетеней. В случае, если указанные устройства не обладают возможностью осуществлять видеофиксацию в отсутствии освещения (в режиме ночной съемки), то в зоне мест хранения сейф-пакетов должно быть организовано освещение (пункт 5).

Согласно пункту 7 указанного Порядка контроль за выполнением пунктов 4 и 5 настоящего Порядка осуществляет председатель участковой избирательной комиссии.

Нарушение избирательных прав административного истца выразилось в отсутствие видеофиксации и видеонаблюдения, что создало возможность для беспрепятственного искажения результатов голосования и невозможности выявить действительную волю избирателей.

На основании изложенного, административный истец Оськина Н.В. просила суд признать незаконным бездействие председателя участковой избирательной комиссии №1701 Бусыгиной Д.А., выразившееся в неорганизации круглосуточной видеофиксации места хранения сейф-пакетов (сейфа, металлического шкафа, металлического ящика), где хранились сейф-пакеты с избирательными бюллетенями с момента помещения туда сейф-пакетов до извлечения сейф-пакетов для вскрытия и подсчета избирательных бюллетеней, отменить решение участковой избирательной комиссии по избирательному участку № 1701 об итогах голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области седьмого созыва.

Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 октября 2023 года административные исковые требования Оськиной Н.В. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Оськина Н.В. считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным, в связи с чем подлежащим отмене по следующим основаниям.

По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции неверно распределено бремя доказывания по административному делу. При этом Оськина Н.В. обращает внимание на то, что административный ответчик не представил никаких относимых и допустимых доказательств организации им круглосуточной видеофиксации мест хранения сейф-пакетов и организации видеофиксации перекладывания бюллетеней в сейф-пакеты.

Заявитель жалобы полагает, что выводы суда первой инстанции о подтверждении свидетелем ФИО12 факта осуществления круглосуточной видеофиксации мест хранения сейф-пакетов и организации видеофиксации перекладывания бюллетеней в сейф-пакеты является неверным, поскольку данный свидетель не смог однозначно пояснить осуществлялась ли на избирательном участке. В ночное время данный свидетель покидал избирательный участок.

Заявитель также ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка заявлению административного истца о фальсификации видеозаписей, представленных в качестве доказательств на флеш-накопителях, утверждая, что технически невозможно перенести все 59 файлов на один ноутбук ввиду недостаточности памяти жесткого диска ноутбука.

Также заявитель жалобы настаивает на том, что судом неправомерно отказано в назначении по административному делу компьютерно-технической экспертизы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Оськина Н.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить. Также административный истец просил вынести в отношении председателя участковой избирательной комиссии №1701 Бусыгиной Д.А. частное определение за допущенные нарушения избирательного законодательства.

Представитель административного ответчика - председателя участковой избирательной комиссии № 1701 Бусыгиной Д.А., Ивахнина Т.С., являющаяся также представителем участковой избирательной комиссии №1701, Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, просила в удовлетворении апелляционной жалобы Оськиной Н.В. отказать.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав административного истца и её представителя, представителя административного ответчика, заключение прокурора Емелиной Е.А., полагавшей, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Отказывая в удовлетворении заявленных Оськиной Н.В. административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что нарушения избирательного законодательства, на которые ссылается административный истец, не привели к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления их действительной воли. В рассматриваемом случае действительная воля избирателей установлена верно, оснований ставить её под сомнение судом не выявлено.

Судебная коллегия признает выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела правильными, обоснованными ссылками на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, которые верно применены судом первой инстанции к установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии с ч. 15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

На территории Российской Федерации вопросы проведения выборов, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

В соответствии с п.п. 1,3 ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным.

Согласно ст. 7 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума (п. 1 ст. 67 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Согласно пункту 1.1 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

В соответствии с п. 1.2 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

Постановлением Центральной избирательной комиссия Российской Федерации от 08 февраля 2018 года N 139/1148-7 утверждена Инструкцию о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации (далее - Инструкция, КОИБ-2017).

Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением, административный истец указывала на нарушение избирательных прав, выразившихся в неорганизации видеофиксации перекладывания бюллетеней в сейф-пакеты и неорганизации круглосуточной видеофиксации мест хранения сейф-пакетов (сейфа, металлического шкафа, металлического ящика), где хранились сейф-пакеты с избирательными бюллетенями с момента помещения туда сейф-пакетов до извлечения сейф-пакетов для вскрытия, что, по мнению административного истца, привело к невозможности достоверно установить волеизъявление граждан и возможности фальсификации итогов выборов на УИК № 1701.

Постановлением ЦИК России от 8 июня 2022 № 86/718-8 утверждено Положение «Об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд».

Постановлением ЦИК России от 22 июня 2022 № 87/727-8 «О порядке применения средств видеонаблюдения при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов» установлено, что при организации видеонаблюдения на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и референдумах субъектов Российской Федерации, местных референдумах комиссиям, организующим соответствующие выборы, референдум, рекомендуется разработать и утвердить порядок применения средств видеонаблюдения, используя общие принципы, определенные в Порядке применения средств видеонаблюдения при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и рекомендациях по применению в участковых избирательных комиссиях средств видеорегистрации (видеофиксации) (приложение № 1 и приложение № 2 к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14 июля 2021 года № 20/169-8 соответственно).

Порядок применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 сентября 2012 года № 142/1076-6 в целях обеспечения открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий.

Согласно пункту 1.1.3 объектами видеонаблюдения являются: помещение для голосования в целом (камера видеонаблюдения № 1); места выдачи избирателям, участникам референдума, участникам голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - голосование по отзыву) избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, бюллетеней для голосования по отзыву (далее - бюллетени) (при использовании комплексов для электронного голосования - места выдачи избирателям, участникам референдума, участникам голосования по отзыву (далее - избиратели) карточек со штрих-кодом для доступа к электронному голосованию) и работы со списком избирателей, списком участников референдума, списком участников голосования по отзыву (далее - список избирателей) (камера видеонаблюдения № 1); стационарные и переносные ящики для голосования, а также комплексы обработки избирательных бюллетеней, переносные устройства для электронного голосования в случае их использования (камера видеонаблюдения № 2); места подсчета и погашения неиспользованных бюллетеней, подсчета бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования, при использовании комплексов для электронного голосования - места погашения неиспользованных карточек со штрих-кодом для доступа к электронному голосованию (камера видеонаблюдения № 2); место проведения итогового заседания участковой избирательной комиссии, участковой комиссии референдума, участковой комиссии, осуществляющей подготовку и проведение голосования по отзыву (далее - участковая комиссия), увеличенная форма протокола участковой комиссии (камера видеонаблюдения № 1 или № 2).

Согласно пункту 3.7 Положения перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет необходимо осуществлять в зоне видеонаблюдения.

В случае если средства видеонаблюдения не применяются, необходимо использовать средства видеофиксации (устройства стационарного или подвижного типа, предназначенные для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации).

При этом порядок применения средств видеофиксации устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы, с учетом рекомендаций по применению в участковых избирательных комиссиях средств видеорегистрации (видеофиксации), прилагаемых к постановлению ЦИК России от 14 июля 2021 года № 20/169-8, а также пункта 3.8 Положения.

В соответствии с пунктом 3.8 места хранения сейф-пакетов должны круглосуточно находиться под видеонаблюдением (видеофиксацией).

Избирательным комиссиям в целях контроля за сохранностью упакованных в сейф-пакеты избирательных бюллетеней в случае, если не применяются средства видеонаблюдения либо места хранения сейф-пакетов находятся вне зоны видеонаблюдения, рекомендуется использовать (в том числе в нерабочее и ночное время) средства видеофиксации, обладающие необходимым размером памяти (емкостью) и возможностью осуществлять видеонаблюдение (видеофиксацию) в отсутствие освещения (в режиме ночной съемки).

Такие устройства предоставляются по заявкам избирательных комиссий органами государственной власти, органами местного самоуправления в рамках установленной законом обязанности по оказанию избирательным комиссиям содействия в реализации их полномочий, а также вышестоящими избирательными комиссиями.

В случае если указанные устройства не обладают возможностью осуществлять видеонаблюдение (видеофиксацию) в отсутствие освещения (в режиме ночной съемки), то в зоне видеонаблюдения (видеофиксации) мест хранения сейф-пакетов должно быть организовано освещение.

Постановлением Избирательной комиссией Ростовской области от 9 июня 2023 года №26-10 утвержден Порядок применения средств видеофиксации при проведении выборов в органы государственной власти Ростовской области областного референдума.

Согласно пункту 1 порядок применения средств видеофиксации при проведении выборов в органы государственной власти Ростовской области, областного референдума (далее – Порядок), регламентирует организацию видеофиксации, определяет объекты видеофиксации, время видеофиксации и сроки их хранения.

Средства видеофиксации применяются при перемещении избирательных бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты и при хранении бюллетеней в сейф-пакетах (стационарные ящики для голосования) (пункт 2).

В зоне видимости средств видеофиксации должны находиться:

места, где производится перемещение избирательных бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты;

сейф (металлический шкаф, металлический ящик), где хранятся сейф-пакеты с избирательными бюллетенями;

комплексы обработки избирательных бюллетеней (в случае их использования) в период хранения в них бюллетеней в ночное время;

стационарные ящики для голосования, в случае если они используются для хранения бюллетеней (пункт 4).

В соответствии с пунктом 5 Порядка сейф (металлический шкаф, металлический ящик), где хранятся сейф-пакеты с избирательными бюллетенями, должен находиться в зоне видимости средств видеофиксации круглосуточно с момента помещения туда сейф-пакетов до извлечения сейф-пакетов для вскрытия и подсчета избирательных бюллетеней. В случае, если указанные устройства не обладают возможностью осуществлять видеофиксацию в отсутствии освещения (в режиме ночной съемки), то в зоне мест хранения сейф-пакетов должно быть организовано освещение.

Согласно пункту 7 контроль за выполнением пунктов 4 и 5 настоящего Порядка осуществляет председатель участковой избирательной комиссии.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 8 июня 2023 года № 2092 выборы депутатов Законодательного Собрания Ростовской области седьмого созыва назначены на 10 сентября 2023 года.

Постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 9 июня 2023 года № 26-1 принято решение о проведении голосования на выборах, назначенных на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд - 8, 9 и 10 сентября 2023 года.

Оськина Н.В. являлась зарегистрированным кандидатом в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы седьмого созыва по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №3, согласно постановлению № 40-4 от 4 августа 2022 года Территориальной избирательной комиссия Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону № 23-42 от 29 мая 2023 года председателем участковой комиссии избирательного участка № 1701 члена участковой комиссии с правом решающего голоса назначен Бусыгину Д.А.

На избирательном участке №1701 подсчет голосов избирателей организован при помощи комплексов обработки избирательных бюллетеней.

Из материалов дела следует, что итоги голосования по одномандатному избирательному округу № 30 Ворошиловский (западный) одномандатный избирательный округ оформлены протоколом УИК №1 об итогах голосования на участке №1701 от 10 сентября 2023 года.

Указанный протокол подписан восьмью членами УИК, а также секретарем комиссии, председателем УИК и его заместителем 11 сентября 2019 года в 6 часов 30 минут.

Так, согласно данному протоколу число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования 71570, число бюллетеней, полученных участковой комиссией - 58700, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно - 0, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в помещении территориальной избирательной комиссии – 0, число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 29888, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования - 2460, число погашенных бюллетеней -26352, число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования - 2460, число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования - 29502, число недействительных бюллетеней - 376, число действительных бюллетеней - 31586, число утраченных бюллетеней - 0, число бюллетеней, не учтенных при получении - 0. Голоса избирателей распределены следующим образом за кандидата: ФИО7– 806 голосов; ФИО8 – 885 голоса; ФИО9 – 24290 голосов; ФИО10 – 1594 голосов; Оськина Н.В. – 3028 голосов; ФИО11 – 983 голосов.

Итоги голосования по единому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа № 30 Ворошиловский (западный) одномандатный избирательный округ оформлены протоколом УИК № 2 об итогах голосования на участке № 1701 от 10 сентября 2023 года.

Указанный протокол подписан восьмью членами УИК, а также секретарем комиссии, председателем УИК и его заместителем 11 сентября 2019 года в 06 часов 35 минут.

Установлено, что на избирательном участке № 1701 с целью осуществления контроля за перемещением избирательных бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты и хранение бюллетеней в сейф-пакетах (стационарных ящиках для голосования) осуществлялась видеофиксация.

В подтверждение данного факта в суде первой инстанции по ходатайству представителя административных ответчиков и заинтересованного лица был допрошен свидетель ФИО12, являвшийся членом участковой избирательной комиссии №1701, которая пояснила, что она присутствовала в качестве общественного наблюдателя на избирательном участке 8, 9 и 10 сентября 2023 года. Видеофиксация осуществлялась на протяжении всех трех дней с использованием ноутбука, на который фиксировался факт помещения бюллетеней из урны в сейф-пакеты и в последующем – в сейф.

Кроме того, в суде первой инстанции произведен просмотр видеозаписи на флеш-носителе, которой приобщен к материалам дела, однако в ходе просмотра видеозаписи установлено, что данная запись, начиная с 2 мин. 06 сек., имеет помехи изображения, которые не позволяют установить, что на ней отображается.

Между тем в материалы дела представлен отчет технического состояния аппаратуры сервисного центра ООО «Эверест-Юг» № 1 от 26 сентября 2023 года, согласно которому в результате диагностики ноутбука HP TPN-125, инвентарный номер 101340000000136, была обнаружена неисправность: ввиду непредвиденного системного сбоя (вирусная атака или неправильная эксплуатация) произошло полное форматирование локального диска D. В ходе процедуры восстановления данных было восстановлено 324 Гб информации, содержащейся в 59 видеофайлах. Процесс форматирования мог привести к обрезанию видеофайла или некорректному отображению восстановленных файлов. Техника находится в исправном состоянии.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Между тем доказательств того, что видеофиксация на избирательном участке не осуществлялась, Оськина Н.В. суду не представила, а изложенные ею утверждения опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

Кроме того, согласно журналу проверок сотрудники полиции круглосуточно осуществляли дежурство на избирательном участке, каких-либо замечаний выражено не было.

Таким образом, утверждения Оськиной Н.В. о допущенном председателем избирательной комиссии участка № 1701 Бусыгиной Д.А. бездействии по неорганизации видеофиксации перекладывания бюллетеней в сейф-пакеты, неорганизации видеофиксации стационарных ящиков для голосования, используемых для хранения бюллетеней, и неорганизации круглосуточной видеофиксации мест хранения сейф-пакетов (сейфа, металлического шкафа, металлического ящика), где хранились сейф-пакеты с избирательными бюллетенями с момента помещения в них сейф-пакетов до извлечения сейф-пакетов для вскрытия и подсчета избирательных бюллетеней, в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашли.

Доводы жалобы о том, что административный ответчик не представил никаких относимых и допустимых доказательств организации им круглосуточной видеофиксации являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и были обосновано отклонены.

Несогласие административного истца с определениями суда первой инстанции по результатам рассмотрения его ходатайства о назначении по делу судебной компьютерно-технической экспертизы во внимание быть принято не может и о незаконности принятого судом решения не свидетельствует, поскольку ходатайство разрешено в установленном законом порядке и оснований для назначения по делу указанной судебной экспертизы судебная коллегия не усматривает.

Суд первой инстанции правомерно указал, что доводы административного истца Оськиной Н.В. об отсутствии круглосуточной видеофиксации на избирательном участке № 1701 при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Ростовской области не являются основанием для удовлетворения требований административного иска об отмене решения об итогах голосования, поскольку в соответствии с подпунктом «д» пункта 1.2 статьи 77 Федеральный закон № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Доказательств наличия бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей, в ходе рассмотрения дела суду не представлено.

Изучив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, исходя из принципа недопустимости отмены результатов выборов только по формальным основаниям, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нарушения избирательного законодательства, на которые ссылается административный истец, не привели к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления их действительной воли.

При этом с учетом принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения; не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.

Несогласие административного истца с выводами суда, иная (неверная) оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права, аргументы административного истца об обратном основаны на неверном толковании заявителем положений действующего законодательства, задач и принципов административного судопроизводства.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 КАС РФ, сводятся к иной оценке свидетельских показаний, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

Относительно ходатайства административного истца о вынесении частного определения в отношении председателя участковой избирательной комиссии № 1701 Бусыгиной Д.А. следует иметь в виду, что в силу положений статьи 200 КАС РФ вынесение такого определения отнесено к исключительной компетенции суда и не зависит от наличия или отсутствия ходатайств лиц, участвующих в деле. Стороны не вправе требовать вынесения частных определений и могут лишь обратить внимание суда на наличие обстоятельств, свидетельствующих о возможности вынесения частного определения.

В данном случае судом апелляционной инстанции не установлены предусмотренные частью 1 статьи 200 КАС РФ основания для вынесения частного определения.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Оськиной Н.В.- без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: Е.О. Авилова

Судьи: С.Ф. Медведев

Е.С. Гречко

Мотивированное апелляционное определение составлено 27 декабря 2023 года.