ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2100/2022 от 21.09.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Моркель А.С.

19RS0001-02-2022-002586-07

дело № 33а-2100/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Абакан 21 сентября 2022 г. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Страховой О.А.,

судей Вениченко О.В., Долгополовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павлюченко Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абаканского транспортного прокурора действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Центру Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Хакасия о возложении обязанности исключить из реестра, по апелляционной жалобе заинтересованного лица Щербакова Александра Петровича на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 мая 2022 г., которым требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., объяснения прокурора Костенко А.А., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Абаканский транспортный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Центру Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее – Центр ГИМС ГУ МЧС России по Республике Хакасия) о возложении обязанности исключить из реестра плавучий объект. Указывал, что при осуществлении надзора за исполнением законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте установлен факт регистрации в Центре ГИМС ГУ МЧС России по Республике Хакасия плавучего несамоходного сооружения самостоятельной постройки грузоподъемностью 10000 кг. 23.12.2010 гражданину Щербакову А.П. выдан судовой билет, подтверждающий государственную регистрацию и удостоверяющий право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Плавучему объекту присвоен регистрационный (бортовой) . Указывал, что упоминание в реестре маломерных судов указанного плавучего объекта не отвечает требованиям законодательства, поскольку ГИМС МЧС России и ее структурные подразделения не осуществляют учет и освидетельствование плавучих объектов, не могут осуществлять соответствующий надзор. Учет плавучего объекта в реестре маломерных судов нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного законодательством порядка регистрации судов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за его эксплуатацией, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга физических лиц. Просит обязать административного ответчика исключить из реестра маломерных судов указанное выше сооружение.

В судебном заседании прокурор Костенко А.А. требования поддержала.

Представитель административного ответчика Попов А.Н. требования признал.

Заинтересованные лица Щербаков А.П. и представитель ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» в судебное заседание не явились. Щербаков А.П. направил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении требований.

Решением от 19.05.2022 административные исковые требования удовлетворены.

С решением не согласен заинтересованное лицо Щербаков А.П., в апелляционной жалобе просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать. Указывает, что присвоение регистрационного номера и выдача судового билета является единственным доказательством существования зарегистрированного права собственности на несамоходный понтон с установленной на него баней для личного пользования. Указанные в административном исковом заявлении требования истца направлены на нарушение его прав и на ухудшение положения по отношению к собственности, хотя на момент приобретения судно было надлежащим образом оформлено и зарегистрировано в ГИМС. Считает необоснованным вывод суда о том, что принадлежащее ему маломерное судно таковым не является, поскольку данный вывод основан не на технических особенностях судна, а на его местоположении. Судно находится на внутренних водных путях, и устранить нарушение можно либо исключением его из реестра, либо перемещением за пределы внутренних водных путей. При этом судом не рассматривалась возможность принятия решения о перемещении сооружения, тогда как исключение его из реестра лишает собственника подтверждения своих прав. Кроме этого указывает, что судом не установлено, чем нарушены права и свободы неопределенного круга лиц. Полагает, что данный вопрос связан с местоположением несамоходного понтона. Вместе с тем в протоке реки ..... судовой ход не проходит, понтон не создает препятствий для других судов и угроза для жизни и здоровья неопределенного круга лиц отсутствует. Более того, в течение последних 30 лет на этом участке реки ..... вообще отсутствуют признаки судоходства. Ссылаясь на пункт 17 Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных приказом МЧС России от 01.06.2021 № 335, указывает, что исключение маломерного судна из Реестра возможно только по заявлению собственника.

В возражениях на апелляционную жалобу транспортный прокурор Чертыков Д.А. выразил согласие с решением суда.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции прокурор Костенко А.А. выразила согласие с решением суда.

Выслушав прокурора, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Абаканский транспортный прокурор просит обязать Центр ГИМС ГУ МЧС России по Республике Хакасия исключить из реестра маломерных судов несамоходное плавучее сооружение, имеющее регистрационный , принадлежащее Щербакову А.П.

В силу части 1 статьи 38 КАС РФ сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.

Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях (часть 5 статьи 38 КАС РФ).

Пунктами 1 и 2 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2022 № 132 определено, что Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также соответствующие подразделения и организации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с пунктами 1, 5 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 27.03.2020 № 217, территориальный орган МЧС России, осуществляет функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Главное управление МЧС России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием, соответствующие печати, штампы и бланки, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в органах Федерального казначейства. За Главным управлением МЧС России закрепляется имущество на праве оперативного управления.

Таким образом, Центр ГИМС ГУ МЧС России по Республике Хакасия юридическим лицом не является, а является структурным подразделением ГУ МЧС России по Республике Хакасия, которое в установленном порядке к участию в деле не привлекалось и о его рассмотрении не извещалось.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

При таких обстоятельствах решение суда от 19.05.2022 нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 24 мая 2022 года по настоящему делу отменить.

Направить административное дело в Абаканский городской суд Республики Хакасия на новое рассмотрение.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

О.А. Страхова

Судьи

О.В. Вениченко

Т.В. Долгополова

В мотивированной форме решение составлено 21 сентября 2022 г.