ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-21019/2021 от 29.11.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61RS0023-01-2021-005916-57

Судья: Семцив И.В. дело № 33а-21019/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 ноября 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Яковлевой Э.Р.,

судей: Капитанюк О.В., Последова А.Ю.,

при секретаре Васильевой К.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Радченко Людмилы Николаевны к Администрации г. Шахты об оспаривании решения, по апелляционной жалобе Радченко Л.Н. на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 30 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Последова А.Ю., судебная коллегия

установила:

Радченко Л.Н. обратилась с административным иском администрации
г. Шахты (далее – администрация) об оспаривании решения о возврате заявления по вопросу признания жилого дома не пригодным для проживания.

В обоснование исковых требований указала, что она является законным представителем (опекуном) несовершеннолетних: ФИО5, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения и ФИО6, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, которым принадлежит по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

13 апреля 2021 года через портал «Госуслуги» она направила в администрацию г. Шахты заявление о признании указанного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, поскольку он не пригоден для проживания.

Однако, администрация возвратила указанное заявление, ссылаясь на
п. 46 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 47.

Радченко Л.Н. полагает, что её заявление возвращено по формальным основаниям, поскольку заявление о признании жилого дома непригодным для проживания подано ею в электронном виде через портал «Госуслуги», правоустанавливающие документы на жилой дом администрация могла получить в порядке межведомственного взаимодействия, поскольку права её несовершеннолетних детей зарегистрировано в ЕГРН еще в 2014 году. Кроме того, ею к заявлению приложен акт проверки жилого помещения от 9 ноября 2020 года, следовательно, отказ администрации является незаконным и необоснованным и нарушает права несовершеннолетних детей, опекуном которых она является.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным решение администрации г. Шахты от 16 апреля
2021 года о возврате заявления по вопросу признания жилого дома № 15 по
АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН непригодным для проживания.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от
30 августа 2021 года в удовлетворении заявленных Радченко Л.Н. требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный истец подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Согласно доводам жалобы, именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Возражая относительно доводов апелляционной жалобы, администрация г. Шахты просит решение суда оставить без изменения, поскольку составление заключения по вопросам признания жилых домов непригодными для проживания не относится к полномочиям ни администрации г. Шахты, ни межведомственной комиссии администрации г. Шахты.

Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) в отсутствие сторон административного дела, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не были представлены документы, необходимые для рассмотрения Межведомственной комиссией вопроса о признании жилого дома непригодным для проживания.

Судебная коллегия соглашается с данным вывода суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

На основании ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение указанной нормы закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), которым установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения.

В соответствии с п. 7 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Пунктом 42 указанного Положения предусмотрено, что на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, межведомственная комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в названном Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.

В соответствии с п. 43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.

Согласно п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в себя, в том числе:

- прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных
абз. 1 п. 42 настоящего Положения;

- определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

В соответствии с абз. 9 п. 45 Положения заявление, подаваемое в форме электронного документа, подписывается заявителем простой электронной подписью, а прилагаемые к нему электронные документы должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций), выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью (если законодательством Российской Федерации для подписания таких документов не установлен иной вид электронной подписи).

В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных
п. 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

Необходимость предоставления заключения проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения для разрешения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания также определена требованиями п.п. «д» п. 4.4. Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции...», утвержденного постановлением Администрации г. Шахты
№ 3689 от 21 декабря 2009 года.

Постановлением Администрации г. Шахты № 3440 от 28 июня 2018 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», положениями п. 2.6.5. которого на получателя данной услуги также возложена обязанность предоставления оригинала заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций, по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 13 апреля 2021 года Радченко Л.Н. через личный кабинет портала «Госуслуги» (т.е. по правилам, предусмотренным абз. 9 п. 45 Положения) направила в администрацию заявление о признании аварийным и подлежащим сносу или реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с целью признания его не пригодным для проживания.

В ходе разбирательства дела установлено, и сторонами дела не оспаривалось, что заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающий и несущих конструкций жилого помещения, содержащего результаты инструментального контроля, лабораторные испытания, а также описание и выводы в рамках требований главы III Положения, к указанному заявлению не прилагалось.

16 апреля 2021 года заместителем главы администрации г. Шахт ФИО7, являющимся председателем Межведомственной комиссии согласно постановлению администрации г. Шахт от 21 декабря 2009 года
№ 3689, сообщено Радченко Л.Н. о принятом комиссией решении о возвращении без рассмотрения поступивших документов в отношении жилого дома заявителя на основании п. 46 (абз. 3 Положения), поскольку заявителем не приложены необходимые документы, истребование которых невозможно на основании межведомственных запросов.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильно выводу о том, что непредоставление заявителем необходимых документов является основанием для возвращения заявление без рассмотрения.

Фактически доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании заявителем норм действующего законодательства, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся по делу доказательств, однако не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.

Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 30 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционное жалобу Радченко Л.Н. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Э.Р. Яковлева

Судьи: О.В. Капитанюк

А.Ю. Последов

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 декабря 2021 года