Судья Жердева Е.Л. Дело 33а-77/2022 (33а-2106/2021)
УИД - 26RS0002-01-2021-006073-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 1 февраля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Строчкиной Е.А.
судей Болотовой Л.А., Кострицкого В.А.
при секретаре судебного заседания Заболоцкой Г.А.
рассмотрев административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО3 на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 30 сентября 2021 года
по административному делу по иску ФИО3 к Губернатору Ставропольского края ФИО1 о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Губернатора Ставропольского края по доверенности ФИО8, ФИО9,
установила:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к Губернатору Ставропольского края ФИО1 о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование исковых требований указано, что обнаружив нарушение действующего законодательства Ставропольского края в части, касающейся территории места проживания административного истца, ФИО3 обратился посредством факсимильной связи на имя Губернатора Ставропольского края с требованием вмешаться в противоправную ситуацию и привлечь к административной ответственности за нарушение законности недобросовестное должностное лицо представительного органа местного самоуправления ФИО2 МО - ФИО2 МО ФИО10, который до сих пор указывает в реквизитах штампа ФИО2 МО недействующий юридический адрес ФИО2 (район), несмотря на преобразование в округ.
Считает данное несоответствие адреса местоположения Думы округа в районе, которого нет согласно п. 4 ст.1 Закона Ставропольского края № 5-кз от 30 января 2020 г. «О преобразовании...», юридическим нонсенсом, возникшим в результате правовой недоработки субъектом правовой инициативы НПА Ставропольского края, и, как резюме, административным проступком в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежащим безусловному наказанию согласно Закону СК «Об административных правонарушениях в СК».
15 июня 2021 г. он обратился к Губернатору Ставропольского края ФИО1 с предложением по фактическому восстановлению законности в области МСУ на вверенной ему территории.
Вместо решения проблемы административный истец получил из Правительства края ответ исх. № 3-14/10455 от 8 июля 2021 г., согласно которому ему предложено самостоятельно обратиться в надзорные, правоохранительные органы либо в суд. все урегулировать. Согласно ст. 29 Конвенции ООН о правах инвалидов ему гарантировано право на участие в политической и общественной жизни муниципального округа, края и страны.
Являясь жителем муниципального образования Буденновского округа, он согласно ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 32 Конституции РФ имеет право через избранных должностных лиц власти региона Ставропольского края (Губернатора, главным образом) осуществлять свое право на местное самоуправление, делегируя полномочия ФИО1, который обязан руководствоваться гл. 10 Федерального Закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Полагает, что Губернатор должен был переадресовать обращение ФИО3 прокурору Ставропольского края согласно п. 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», но этого не сделал, заявление истца о возбуждении дела об административном правонарушении прокурору края не направил В нарушение положений Федерального закона № 59-ФЗ ответ ФИО11 от 8 июля 2021 года исх. № 31-14/10455 на его обращение, Губернатор как руководитель Правительства Ставропольского края, не подписал, что противоправно и неправильно.
На основании изложенного, административный истец просил суд проверить законность несоблюдения Губернатором Ставропольского края ФИО1 положений Конституции РФ, федерального законодательства, положений действующего Устава/основного закона Ставропольского края в свете преамбулы Закона Ставропольского края от № 6-кз от 12 октября 1994 г. Устава (основного закона) Ставропольского края, соблюдения главой Ставропольского края положений ст. 3, ст. 8, ст. 11, ст. 12, ст. 13, ст. 14. пп. «а», «д» ст. 17, ст. 30, ст. 34, п.п. 1 п. «ж» ст. 35 последний абзац ст. 35 Устава Ставропольского края, п. «е» ст. 40, ст. 41, ст. 50 Основного закона Ставропольского края, Закона Ставропольского края «Об ответственности должностных лиц за несоблюдение и неисполнение законов и других нормативных правовых актов Ставропольского края» № 60-кз от 3 декабря 2002 г. (в редакции от 24 декабря 2010 г. № 108-кз); ст. 3.1 Закона Ставропольского края № 20-кз от 10 апреля 2008 г. «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае»; ст. 5, ст. 12, п. 3 ст. 8 Федерального закона № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
- признать незаконным, необоснованным и немотивированным бездействие Губернатора Ставропольского края ФИО1, выраженное в непринятии собственного решения по заявлению о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО2 муниципального округа ФИО10, незаконно продолжающего использовать несуществующий юридический адрес «ФИО2 муниципального района», непринятии надлежащих действий по перенаправлению заявления об административном правонарушении в руки надзирающего прокурора Ставропольского края ФИО12 с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО2 муниципального округа ФИО10, присвоении себе в архив (то есть без движения) заявления ФИО3 главе Ставропольского края; дачу незаконного ответа, в том числе лично не подписанного ФИО2 Правительства Ставропольского края ФИО1;
- обязать Губернатора Ставропольского края ФИО1 устранить нарушения гражданских прав, политических свобод и законных интересов ФИО3 в части обязания принятия мер губернаторского реагирования по привлечению виновного в несоблюдении действующего краевого закона № 5-кз от 30 января 2020 г., должностного лица органа местного самоуправления к административной ответственности прокурором Ставропольского края;
- вынести Губернатору Ставропольского края постановление о недопустимости нарушения законности при рассмотрении обращений граждан параллельно с отказом от компетенции по принятию мер реагирования.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 30 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Губернатору Ставропольского края ФИО1 о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО3, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Повторяет доводы изложенные в административном иске, указывает, что Губернатор должен был переадресовать обращение ФИО3 прокурору Ставропольского края согласно п. 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», но этого не сделал, заявление истца о возбуждении дела об административном правонарушении прокурору края не направил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
Статьёй 3 Федерального закона от 2 мая 2006 г. №. 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 5 вышеназванного Федерального закона гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Законом Ставропольского края от 12 ноября 2008 г. № 80-кз «О дополнительных гарантиях права граждан Российской Федерации на обращение в Ставропольском крае» установлены дополнительные гарантии права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти (государственные органы) Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и к должностным лицам, в том числе установлены дополнительные гарантии при организации личного приема граждан.
В соответствии с Регламентом Правительства Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 20 ноября 2013 г. № 419-п, Правительство края в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в срок, установленный федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края. В этих целях Правительство края организует прием граждан членами Правительства края и иными должностными лицами, а также работу с письменными обращениями граждан.
Организация рассмотрения письменных обращений граждан, а также личного приема граждан осуществляется аппаратом Правительства края в порядке, установленном вышеназванными нормами закона, а также Инструкцией по делопроизводству в аппарате Правительства Ставропольского края, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2014 г. № 435-рп.
Организацию и координацию работы с обращениями граждан осуществляет управление по работе с обращениями граждан аппарата Правительства края.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела 15 июня 2021 г. ФИО3 обратился к Губернатору Ставропольского края с заявлением в котором указал, что ФИО2 Буденовского муниципального округа, в нарушение ст. 1 Закона Ставропольского края № 5-кз от 30 января 2020 г. «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав ФИО2 муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории ФИО2 района Ставропольского края», неправомерно использует свой официальный штамп, где указан адрес местонахождения ФИО2 муниципального округа, неверно используя «Будённовский район».
В заявлении от 15 июня 2021 г. ФИО3 просил Губернатора Ставропольского края привлечь ФИО2 муниципального округа ФИО10 к административной ответственности за несоблюдение действующего законодательства.
Электронное обращение ФИО3, поступившее на официальный сайт Губернатора края 16 июня 2021 г., зарегистрировано в управлении по работе с обращениями граждан 17 июня 2021 г. за № 7150-Э-К-7 и передано на рассмотрение в управление по региональной политике аппарата Правительства Ставропольского края в срок и в порядке, установленном для рассмотрения обращений граждан.
Согласно ответу начальника управления по региональной политике аппарата Правительства Ставропольского края ФИО11 от 8 июля 2021 г. № 31-14/10455 на заявление ФИО3 от 15 июня 2021 г. бланк письма ФИО2 муниципального округа, содержащий адрес (местонахождение) организации, в соответствии с данными, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц утвержден распоряжением ФИО2 муниципального округа от 21 октября 2020 г. № 4, и соответствует нормам действующего законодательства.
Кроме того, в ответе со ссылками на ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ФИО3 разъяснено право обратиться в установленном порядке в надзорные и правоохранительные органы или суд.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что обращение административного истца рассмотрено в установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» тридцатидневный срок и в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений граждан.
Деятельность органов местного самоуправления регулируется нормами Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными актами.
Полномочия Губернатора края закреплены в Законе Ставропольского края от 6 января 1999 г. № 2-кз «О Губернаторе Ставропольского края», а также в Законе Ставропольского края от 12 октября 1994г. № 6-кз «Устав (Основной Закон) Ставропольского края» и не предусматривают принятие им решений о возбуждении дел об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
При рассмотрении обращений граждан, поступающих по компетенции в управление по региональной политике для их рассмотрения по существу и направления ответов заявителям, исполнители руководствуются непосредственно диспозицией именно вышеуказанной статьи и нацелены на подготовку в адрес заявителя наиболее полного и подробного ответа на все указанные в обращении вопросы.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии с постановлением Губернатора края от 24 февраля 2014 г. № 75 «Об утверждении Положения об управлении по региональной политике аппарата Правительства Ставропольского края» одной из функций управления по региональной политике является рассмотрение по поручению Губернатора Ставропольского края, руководителя аппарата Правительства Ставропольского края обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к компетенции управления по региональной политике в соответствии с возложенными на него задачами.
В соответствии с п. 3.1 Должностного регламента начальника управления по региональной политике в обязанности указанного должностного лица входит организация рассмотрения по поручению Губернатора Ставропольского края, руководителя аппарата Правительства Ставропольского края, обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к компетенции управления.
В соответствии с п. 7 Должностного регламента начальник управления вправе в установленном порядке в пределах своей компетенции давать разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края в ответ на обращения к нему работников органов власти края и органов местного самоуправления, представителей организаций и граждан.
Проверив доводы заявителя и установив, что бланк письма Думы Буденновского муниципального округа соответствует действующему законодательству, начальником управления по региональной политике аппарата Правительства Ставропольского края ФИО11, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» заявителю разъяснено право на обращение в установленном законом порядке в надзорные, правоохранительные органы либо в суд.
Доказательств нарушения прав административного истца действиями (бездействием) ответчика материалы дела не содержат. С учетом изложенного, судебная коллегия признает обоснованным вывод суда об отказане в удовлетворении требований ФИО3
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 310 КАС РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 307- 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 30 сентября 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи