ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2109/17 от 31.05.2017 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Лиханов В.И. Дело № 33а- 2109/17

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Якутск. 31 мая 2017 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ноевой В.В.,

Судей Оконешниковой М.М., Ивановой М.Н.,

при секретаре Яковлевой Н.А.,

с участием представителя административного истца Сурикова Д.В., представителя ответчика Сафроновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 30 марта 2017 года, которым по делу по административное исковое заявление Шоу Ф. о признании незаконным действий УВМ МВД по РС (Я)

п о с т а н о в л е н о:

Административное исковое заявление Шоу Ф. о признании незаконным действий УВМ МВД по РС (Я) оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Ивановой М.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Шоу Ф. обратился с вышеуказанным заявлением, указав о том, что должностные лица УВМ МВД по РС (Я) необоснованно отказывают ему в принятии документов на получение транзитной визы ТР1. Просил признать действия УВМ МВД по РС (Я) по отказу в принятии документов незаконными и обязать восстановить нарушенное право.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен административный истец. В апелляционной жалобе указывает, что действия государственного органа по отказу в предоставлении государственной услуги нарушают права и интересы, однако суд первой инстанции неполно исследовал все обстоятельства дела и пришел к неправильным выводам, что привело к вынесению ошибочного решения.

В возражении на апелляционную жалобу административный ответчик просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1). Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами (пункт 4).

Под визой понимается выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве. Виза содержит, среди прочих сведений, дату выдачи визы, разрешенный срок пребывания в Российской Федерации, кратность визы (ст. 25.1 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").

В соответствии со ст. 25.2 указанного Федерального закона виза может быть однократной, двукратной и многократной. Однократная виза дает право иностранному гражданину пересечь Государственную границу Российской Федерации один раз при въезде в Российскую Федерацию и один раз при выезде из Российской Федерации.

На основании статьи 25.3 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ срок действия визы может быть продлен во время пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.

Согласно статье 25.6 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год.

Положением об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 N 335, предусмотрено, что продление срока действия визы допускается при сохранении категории, вида, количества разрешенных въездов и цели поездки иностранного гражданина (пункт 68).

Решение о продлении срока действия визы принимается Федеральной миграционной службой и ее территориальными органами на основании письменного заявления иностранного гражданина и письменного ходатайства организации, либо гражданина Российской Федерации, либо постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, по приглашению (по ходатайству) которых иностранный гражданин пребывает на территории Российской Федерации (пункт 69 Положения о визах).

Таким образом, решение о продлении срока действия визы принимается уполномоченным органом на основании письменного заявления иностранного гражданина и письменного ходатайства приглашающей стороны.

Приказом ФМС России от 30.10.2013 N 430 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз, иностранным гражданам и лицам без гражданства, устанавливающий состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения.Согласно п. 2 указанного Административного регламента заявителями являются иностранные граждане, обратившиеся за оформлением, выдачей, продлением срока действия или восстановлением визы лично либо через принимающую иностранного гражданина в Российской Федерации сторону путем непосредственного посещения уполномоченного подразделения или территориального органа либо с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Услуга по оформлению, продлению либо восстановлению визы предоставляется в срок не более 20 рабочих дней с даты принятия от иностранного гражданина анкеты и всех необходимых документов, предусмотренных Административным регламентом (в том числе с использованием Единого портала) (п. 29 Административного регламента).

Ст.ст. 1 - 31.2, 33 Административного регламента закреплена обязанность заявителя при подаче заявления, обеспечить надлежащее заполнение установленных форм заявлений и подготовку необходимого пакета документов с приложением копий документов в случаях, предусмотренных Административным регламентом.

В случае непредставления заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов ему предлагается устранить имеющиеся недостатки.

Для признания бездействия государственного органа незаконным необходима совокупность двух условий: несоответствие бездействия закону и нарушение прав и законных интересов заявителя указанным бездействием.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий исключает признание судом бездействия незаконным.

Часть 11 ст. 226 КАС РФ возлагает на орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, действия (бездействия).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь указанным нормативно-правовыми актами, пришел к выводу о недоказанности факта отказа должностными лицами УВМ МВД по РС(Я) в принятии заявления Шоу Ф. по выдаче транзитной визы с кодом ТР 1.

С выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 11 августа 2016 года Шоу Ф. прибыл в Российскую Федерацию на основании обыкновенной однократной рабочей визы.

19 августа 2016 года административный истец обратился в УВМ МВД по РС (Я) о продлении срока действия визы, путем выдачи многократной рабочей визы на срок действия трудового договора и разрешения на работу, однако истцу вручено уведомление о том, что 6 августа 2016 года УВМ МВД по РС (Я) принято решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации на основании ч.2 ст.26 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РС (Я) от 30 ноября 2016 года указанное решение УВМ МВД по РС (Я) признано незаконным и отменено.

Между тем, 1 ноября 2016 года срок действия рабочей визы истек в связи с вышеуказанным отказом административного ответчика о продлении визы.

На обращение Шоу Ф. в УВМ МВД по РС (Я) с просьбой о продлении обыкновенной рабочей визы путем выдачи многократной визы на срок действия трудового договора и разрешения на работу до 27 мая 2017 года, ему было отказано и предложено сдать документы для получения транзитной визы с кодом ТР1.

Однако в приеме документов Шоу Ф. для получения транзитной визы было отказано в устной форме начальником отдела разрешительно-визовой работы УВМ МВД по РС (Я) А.

Факт обращения административного истца к административному ответчику с заявлением с приложением всех необходимых документов для выдачи транзитной визы с кодом ТР1, подтверждается: квитанцией об уплате государственной пошлины от 20 февраля 2015 г.; заполненной визовой анкетой; авиабилетом по маршруту ..........-.......... на 02 марта 2017 года, а также фактом его обращения с жалобой в УВМ МВД РФ по РС (Я).

Таким образом, доводы истца полностью подтверждаются материалами дела и административным ответчиком не опровергнуты.

С учетом изложенного, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований истца по мотивам, приведенным в принятом им решении.

Правильное распределение бремени доказывания между сторонами - один из критериев справедливого и беспристрастного рассмотрения дел судом, предусмотренного ст. 6 Европейской конвенции от 04.11.1950 года "О защите прав человека и основных свобод".

Из материалов дела видно, что административный ответчик не представил доказательств законности своих действий, как это предписано положениями части 11 статьи 226 КАС РФ, не представлено таковых и в суде апелляционной инстанции. В силу этого решение подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда установленным обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.

В судебном заседании представитель административного истца просил отменить решение суда и производство по делу прекратить, поскольку после состоявшегося судебного постановления Шоу Ф. транзитная виза выдана. Административным ответчиком суду представлены анкета, расписка в получении визы с кодом ТР1, сведения о выезде Шоу Ф. за пределы РФ.

Учитывая, что в связи с получением транзитной визы и выездом Шоу Ф. за пределы РФ, обжалуемое действие со стороны ответчика прекратилось и перестало затрагивать его права, свободы и законные интересы, представитель административного истца не настаивает на принятии решения с разрешением спора по существу, судебная коллегия полагает возможным применить положения ст.194, ч. 2 ст. 225 КАС РФ.

Согласно части 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Аналогичные положения содержатся в статье 194 (часть 2) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со ст.309 КАС РФ суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу по основаниям, указанным в ст.194 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решения Якутского городского суда РС(Я) от 30 марта 2017 года отменить.

Производство по делу по административному исковому заявлению Шоу Ф. о признании незаконными отказа в принятии документов на оформление визы Управлением по вопросам миграции МВД по РС (Я) - прекратить.

Председательствующий: В.В. Ноева

Судьи: М.М. Оконешникова

ФИО1