ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-21172/2016 от 20.09.2016 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – < Ф.И.О. >2 дело <...>а-21172/2016

Апелляционное определение

20 сентября 2016 г. <...>

судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего < Ф.И.О. >8,

судей < Ф.И.О. >7, < Ф.И.О. >11

по докладу судьи < Ф.И.О. >7,

при секретаре < Ф.И.О. >4,

рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >6 на решение Советского районного суда <...> от <...>,

заслушав доклад судьи < Ф.И.О. >7, судебная коллегия

определила:

< Ф.И.О. >1 обратился в суд с административным иском к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю об установлении факта наличия кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...>, Карасунский внутригородской округ, <...>; обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 849 кв.м., категории - земли населенных пунктов - объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с общероссийским классификатором населению, площадью не более 150 кв.м.: объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, расположенного по адресу: <...>, Карасунский внутригородской округ, <...>, на основании межевого плана, подготовленного <...> кадастровым инженером < Ф.И.О. >5

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 700 кв.м., категории - земли населенных пунктов - объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором населению, площадью не более 150 кв.м.: объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, расположенного по адресу: <...>, Карасунский внутригородской округ, <...>, на основании свидетельства о государственной регистрации права от <...>. < Ф.И.О. >1 для исправления ошибки в местоположении границ и площади земельного участка обратился к кадастровому инженеру < Ф.И.О. >5, которым 21.10.2014г. подготовлен новый межевой план. Из заключения кадастрового инженера следует, что при выполнении работ по выносу в натуру координат характерных точек (межевых знаков) земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, кадастровым инженером было выявлено, что при межевании данного земельного участка предыдущим кадастровым инженером была допущена кадастровая ошибка при вычислении координат характерных точек границ, в связи с этим координаты характерных точек границ (межевых знаков) данного земельного участка были определены неверно, несколько точек земельного участка не были учтены, в связи с чем, необходимо исправить кадастровую ошибку. В целях устранения недостатков, допущенных ранее при межевании спорного земельного участка, кадастровым инженером был проведен комплекс кадастровых работ по уточнению сведений государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером <...>. В результате выполненных кадастровых работ по уточнению сведений государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером <...>, ранее допущенные кадастровые ошибки в определении координат характерных точек границ устранены. Конфигурация и длины линий данного земельного участка изменились. В настоящее время границы земельного участка соответствуют своему действительному местоположению. Площадь земельного участка увеличилась на 149 кв.м. и стала составлять 849 кв.м. Кадастровый инженер пришел к выводу, что кадастровые работы по уточнению сведений государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 849 кв.м., соответствуют требованиям действующего законодательства и являются достаточными для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости земельного участка с кадастровым номером <...>. <...>< Ф.И.О. >1 обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в сведениях о земельном участке с кадастровым номером <...> в связи с исправлением кадастровой ошибки в местоположении границ земельного участка, к которому был приложен межевой план на электронном носителе от <...>, подготовленный кадастровым инженером < Ф.И.О. >5 Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от <...> заявителю отказано в учете изменений объекта недвижимости. Отказ мотивирован тем, что площадь уточняемого земельного участка с кадастровым номером <...> увеличилась на величину более, чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости; осуществление государственного кадастрового учета будет противоречить требованиям действующего законодательства. Считает данное решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Площадь, на которую увеличился спорный земельный участок, соответствует предельным (максимальным и (или) минимальным) размерам земельных участков, которые указаны в Правилах землепользования и застройки на территории муниципального образования <...>, утвержденных Решением городской Думы Краснодара <...> п.6 от <...>, для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. В административном порядке < Ф.И.О. >1 лишен возможности установить факт наличия кадастровой ошибки для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>

Обжалуемым решением Советского районного суда <...> от <...> в удовлетворении административных исковых требований < Ф.И.О. >1 к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования <...> об установлении факта наличия кадастровой ошибки; обязании филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка - отказано.

В апелляционной жалобе представитель < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >6 просит решение суда отменить, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального и процессуального права, судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В силу ч.7 ст.150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.

Так, отказывая в удовлетворении заявленных требований суд, прежде всего, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие наличие кадастровых ошибок в местоположении границ спорных земельных участков. Что подтверждает факт того, что истцами осуществлено увеличение спорного земельного участка за счет земель муниципального образования <...>.

С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства и соответствуют материалам дела.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от <...> Ж221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от <...> №221-ФЗ (далее- Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Основанием осуществления государственного кадастрового учета является в том числе изменения уникальных характеристик объекта недвижимости, к которым относится площадь земельного участка, согласно пункта 1 статьи 7 Закона о кадастре.

В силу пункта 3 статьи 25 Федерального закона от <...> № 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания"4 местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка кадастровые сведения о котором не соответствуют Остановленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно- правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно- правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Площадью земельного участка, определенной с учётом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

Согласно решению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 23.10.2014г. имелись снования, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от <...> №221-ФЗ а именно: при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от <...> №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

В силу пункта 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственном кадастре недвижимости являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 названного Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственном кадастре недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Процедура исправления кадастровой ошибки установлена Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <...><...>.

Из пунктов 4, 18, 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <...><...>, следует, что исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых?

сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.

При этом исправленные сведения о местоположении границ земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании:

1) заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, от собственника такого участка (п.1, 3 ст.20 Закона),

2) межевого плана, содержащего в том числе, заключение инженера, обосновывающее вывод о наличии ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, а также акт согласования местоположения границы ранее учтенного земельного участка, в местоположение границы которого выявлена ошибка (в случае, если в результате исправления ошибки, в местоположении границы ранее учтеного земельного участка изменилась его площадь и конфигурация). B случае отсутствует такое заявление от собственника, тогда изменения в сведения государственного кадастра недвижимости вносятся по решению суда без согласия собственников.

В настоящее время, согласно письму Минэкономразвития от <...><...>-ИМ/<...> «Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков» исправление кадастровой ошибки осуществляется исключительно кадастровым инженером - лицом, подготовившим документ о межевании (межевой план).

Глава 4 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень случаев перераспределения земель.

Так, статьей 33.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена процедура перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. При этом данная схема утверждается указанными соглашением либо решением.

Согласно части 2 статьи 338 3емельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

В соответствии с часть 5 данной статьи увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:

1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;?

2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Исходя из анализа указанных норм, учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, оценивая представленные сторонами доказательства в силу требований ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал < Ф.И.О. >1 в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Советского районного суда <...> от <...>, следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда <...> от <...> оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи: