ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Лагута К.П. Дело № 33а-2117/2021Докладчик Киселева О.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного истца Горбунова Геннадия Викторовича на решение Октябрьского районного суда города Липецка от 01 марта 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Горбунову Геннадию Викторовичу к Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным решения начальника Управления воспитательной, социальной и психологической работы Федеральной службы исполнения наказаний Матвеенко Александра Витальевича от 11 декабря 2019 года, понуждении директора Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации устранить допущенные нарушения, признании незаконным решения начальника Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области Аксенова Алексея Олеговича от 27 декабря 2019 года - отказать.
Заслушав доклад судьи Киселевой О.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Горбунов Г.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о признании незаконным решения начальника Управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России Матвеенко А.В. от 11 декабря 2019 года, понуждении директора ФСИН России устранить допущенные нарушения. С учетом уточнений к административному исковому заявлению указал, что 26 ноября 2019 года направил в адрес ФСИН России заявление о проведении служебной проверки в отношении должностных лиц Федерального казенного учреждения - "Тюрьма Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" (далее - ФКУ-Т ГУФСИН России по Челябинской области), на которое получил ответ начальника Управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России Матвеенко А.В. от 11 декабря 2019 года о том, что его обращение по отдельным вопросам отбывания наказания осужденным Завьяловым П.В. направлено для рассмотрения начальнику ГУФСИН России по Челябинской области. В последующем также получил ответ начальника ГУФСИН России по Челябинской области от 27 декабря 2019 года. Административный истец полагал, что его обращение направлено некомпетентному должностному лицу, поскольку в соответствии с пунктами 3, 5 приказа ФСИН России от 12 апреля 2012 года № 198 решение о проведении проверки должен был принять директор ФСИН России, оформив его в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения. Резолюция должна содержать сведения о должностном лице, ответственном за организацию проведения проверки, который организует подготовку проекта приказа о ее проведении. Также просил признать ответ начальника ГУФСИН России по Челябинской области от 27 декабря 2019 года незаконным.
В судебное заседание административный истец Горбунов Г.В. не явился, отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ФСИН России Субботина М.Н. в судебном заседании возражала против административного искового заявления и просила отказать в его удовлетворении в связи с тем, что нарушений при рассмотрении заявления Горбунова Г.В. допущено не было. Заявление рассмотрено в установленном порядке и заявителю дан ответ.
Другие административные ответчики, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе Горбунов Г.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апеллянта, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, … если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Установлено, что 26 ноября 2019 г. Горбунов Г.В. в адрес ФСИН России направил заявление, которое содержало сведения о нарушении должностными лицами ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Челябинской области уголовного законодательства, и просил провести служебную проверку, по результатам которой направить полученные материалы в соответствующий орган для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц. Данное заявление поступило в отдел по работе с обращениями граждан ФСИН России 6 декабря 2019 года.
Начальником Управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России Матвеенко А.В. 11 декабря 2019 года обращение Горбунова Г.В. направлено для рассмотрения начальнику ГУФСИН России по Челябинской области, о чем Горбунов Г.В. был уведомлен, а также сообщено, что по результатам будет направлен ответ.
Ответом от 27 декабря 2019 года врио начальника ГУФСИН России по Челябинской области Аксенов А.О. сообщил административному истцу о том, что в ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Челябинской области была проведена необходимая работа по устранению противоречий в деятельности учреждения и действующем законодательстве, по результатам которой приняты необходимые меры.
Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) регулирует порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 5 Федеральный закон N 59-ФЗ, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 12 Федеральный закон N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 раздела 2 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет полномочия, в том числе по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
В соответствии с Регламентом Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденным приказом от 19 мая 2006 года N 245, структура центрального аппарата ФСИН России включает в себя руководство и 18 управлений по основным вопросам деятельности ФСИН России (пункт 1.8 указанного Регламента).
Сферы деятельности и компетенция структурного подразделения определяются в положении об этом подразделении, утверждаемом директором (пункт 1.9 указанного Регламента).
Пунктом 1.11 Регламента предусмотрено, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы - управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН России) по федеральным округам, управления (главные управления) Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН России, ГУФСИН России) по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы), учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения (в том числе научно-исследовательские и образовательные), специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Как определено подпунктом "е" пунктом 1.19 Регламента, начальник структурного подразделения, в частности, обеспечивает рассмотрение и подписывает ответы на индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 года N 1163-О, по смыслу взаимосвязанных положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с Положением об Управлении воспитательной, социальной и психологической работы (УВСПР) Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденным Приказом директора ФСИН от 13.02.2015 г. № 84, УВСПР является структурным подразделением ФСИН России, обеспечивающим осуществление функций по реализации основных средств исправления осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а также оказание им психологической помощи. Управление также организует воспитательную, социальную и психологическую работу в отношении работников уголовно-исполнительной системы и федеральных государственных гражданских служащих ФСИН России, участвует в разработке предложений по их совершенствованию.
В силу п. 15.2. названного Положения, УВСПР организует рассмотрение обращений граждан Российской Федерации, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в пределах компетенции Управления.
Согласно п.12.1 Регламента, работа с обращениями граждан, подозреваемых, обвиняемых, осужденных и организаций, прием граждан осуществляются в соответствии с требованиями Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утвержденного приказом Минюста России от 26.12.2006 N 383.
В силу п.2.36 Регламента, делопроизводство в ФСИН России осуществляется в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 477, и инструкцией по делопроизводству, подготовленной в соответствии с данными правилами.
В соответствии с п.172 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе исполнения наказаний, утв. приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 10 августа 2011 г. N 464, зарегистрированные и предварительно рассмотренные документы для вынесения указания по их исполнению направляются: начальнику управления делами ФСИН России для доклада директору ФСИН России; первому заместителю (заместителям) директора ФСИН России по направлениям деятельности; в структурные подразделения.
В соответствии с указаниями по исполнению рассмотренные документы направляются структурным подразделениям через управление делами ФСИН России (п.178 Инструкции).
Таким образом, из приведенных положений законодательства, Регламента Федеральной службы исполнения наказаний, Положения об УВСПР Федеральной службы исполнения наказаний, следует, что они допускают направление обращения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Разрешение обращения иным компетентным должностным лицом права административного истца не нарушает.
В силу п. 9.1 Регламента, Территориальные органы образуются приказом ФСИН России для осуществления полномочий ФСИН России на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов ФСИН России.
Поступившие в ФСИН России обращения по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа, начальники структурных подразделений направляют в соответствующий территориальный орган для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения в ФСИН России и извещают об этом заявителя. Ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа в течение 30 дней с даты регистрации обращения в территориальном органе, если дополнительно не оговорен срок исполнения (п. 9.15 Регламента).
Федеральный закон от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", вступивший в силу с 01 августа 2018 года является специальным нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.
Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 Федерального закона может быть проведена служебная проверка (часть 8 статья 52 Закона).
Порядок проведения служебной проверки определен статьей 54 Закона и Инструкцией об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 12 апреля 2012 года N 198.
Согласно пункту 1 Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, решение о проведении проверки принимается следующими должностными лицами учреждений и органов УИС: директором ФСИН России - в отношении всех сотрудников, проходящих службу в УИС; первым заместителем директора ФСИН России, заместителями директора ФСИН России - в отношении сотрудников учреждений и органов УИС в пределах предоставленной компетенции; начальниками учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, - в отношении сотрудников данных учреждений; начальниками территориальных органов ФСИН России - в отношении сотрудников соответствующего территориального органа ФСИН России и подведомственных ему учреждений УИС; начальниками учреждений, подведомственных территориальному органу ФСИН России, - в отношении сотрудников данных учреждений в пределах предоставленной компетенции.
При таких обстоятельствах, обязательность проведения служебной проверки по поступившим заявлениям о ее проведении не установлена действующим законодательством. Решение о проведении служебной проверки может быть принято указанными в Приказе должностными лицами ФСИН.
Из положения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области, утвержденного приказом ФСИН России 11 июля 2015 года № 518, следует, что начальник ГУФСИН по Челябинской области решает вопросы поощрения работников Главного управления и подведомственных учреждений и применяет к ним меры дисциплинарного воздействия (пп.15 п.19). Кроме того, осуществляет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы, принимает по ним решения, проводит служебные проверки по фактам нарушения законности и чрезвычайным происшествиям (пп.17 п.19).
Коль скоро Горбунову Г.В. на его обращение дан соответствующий мотивированный ответ ГУФСИН по Челябинской области, подписанный врио начальника, то оснований считать нарушенным закрепленное пунктом 3 статьи 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов не имеется.
Доводы Горбунова Г.В. о том, что при рассмотрении его обращения вопрос об ответственности должностного лица остался неразрешенным, несостоятельны. В ответе от 27 декабря 2019 г. содержится указание на необходимость проведения работы по устранению противоречий в деятельности учреждения и действующем законодательстве.
При этом, из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом (пункт 62).
Каких-либо доказательств нарушения принятым решением прав и свобод административного истца либо созданной угрозы их нарушения административным истцом не представлено. Обращение рассмотрено уполномоченным должностным лицом, порядок и форма принятия решения соблюдены и соответствуют действующему законодательству.
Таким образом, выводы суда по существу дела соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам, нормам права, и оснований считать их ошибочными не имеется.
Доводы апеллянта, направленные на иную оценку обстоятельств дела, иное толкование закона, а также на несогласие с ответом по существу, не могут повлечь отмену судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда города Липецка от 01 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Горбунова Геннадия Викторовича – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Судьи
6