Дело № 33а-2123 судья Пержукова Л.В. 2018 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 мая 2018 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Сергуненко П.А. и Сиротиной Е.С.,
при секретаре Зайцевой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Сергуненко П.А.,
дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Твери Земцева Р.В. на решение Центрального районного суда г.Твери от 26 февраля 2018 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление прокурора Пролетарского района города Твери удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации города Твери, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципальных жилых помещений в доме <данные изъяты>
Обязать администрацию г.Твери в течение 20 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу предоставить в межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции документы, предусмотренные пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, в отношении многоквартирного дома <данные изъяты>
Обязать администрацию города Твери в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу уведомить суд об его исполнении.
В удовлетворении остальных предъявленных по настоящему делу требований прокурору Пролетарского района г.Твери отказать».
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Пролетарского района г.Твери действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Твери, с требованием о признании незаконным бездействия административного ответчика по неосуществлению контроля за сохранностью муниципальных жилых помещений в <данные изъяты> возложить на администрацию г.Твери обязанность инициировать процедуру, установленную пунктами 42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, в отношении данного многоквартирного дома.
В связи с принятием к производству уточненного искового заявления, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации города Твери, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципальных жилых помещений в доме <данные изъяты>, возложить на администрацию г.Твери обязанность инициировать процедуру, установленную пунктами 42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, в отношении данного многоквартирного дома; признать незаконным бездействие межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, выразившееся в непринятии решения по заключения Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от <данные изъяты> в соответствии с п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, возложить на межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, обязанность принять одно из решений, предусмотренных п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, в отношении многоквартирного <данные изъяты>
Определением суда в качестве административного соответчика с участию в деле привлечена межведомственная комиссия города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Комиссия).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проведенных мероприятий по государственному контролю за техническим состоянием данного жилого дома ГУ «ГЖИ» направило Комиссии заключение от <данные изъяты> для рассмотрения. 17.04.2015 начальник департамента архитектуры и строительства администрации г.Твери уведомил ГУ «ГЖИ» Тверской области о рассмотрении данного заключения на ближайшем заседании Комиссии. 06.07.2015 администрация г.Твери уведомила ГУ «ГЖИ» Тверской области, что по итогам заседания Комиссии принято решение об уведомлении собственников жилых помещений данного дома о предоставлении в Комиссию документов, предусмотренных п.45 Положения №47. При поступлении данных документов дальнейший вопрос будет рассмотрен на ближайшем заседании Комиссии в предусмотренный законом срок.
По результатам проведенных в 2017 году мероприятий по государственному контролю ГУ «ГЖИ» Тверской области установлено, что наружные стены данного дома имеют большое количество мест расслоения кирпичной кладки с провисанием и выпаданием как отдельных кирпичей, так и рядов кладки; со стороны фасада наличествуют большие участки обрушенной кладки, состояние стен аварийное. Особое опасение вызывает стена здания, где расположены подсобные помещения, туалеты и комнаты, предназначенные для умывания и стирки белья. С наружной стороны этих помещений обрушение кладки стены настолько сильное, что в любой момент может произойти обрушение стены с находящимися там людьми. Внутренние стены-перегородки в указанных помещениях также находятся в аварийном состоянии, наличествуют просадка, вспучивание штукатурного слоя, полное разрушение деревянной основы стен-перегородок, оконные блоки утратили места крепления к стенам проемов.
Несмотря на указанные обстоятельства, администрация г.Твери с 2015 года не принимает мер, направленных на обеспечение безопасных надлежащих условий для проживания граждан в данном многоквартирном доме.
Таким образом, бездействие администрации может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами жилых помещений дома <данные изъяты>, так и иных граждан.
В ходе рассмотрения дела помимо заинтересованных лиц, указанных в административном исковом заявлении, к участию в деле в порядке ст.47 КАС РФ привлечены Управление Роспотребнадзора по Тверской области, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддерживал, просил суд их удовлетворить.
Административным ответчиком администрацией г.Твери поданы письменные возражения против заявленного административного иска, в которых доводы, указанные в иске, критикуются, а также содержится заявление о пропуске прокурором срока для обращения в суд, оснований для восстановления которого не имеется.
В судебном заседании представители администрации города Твери, департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери, департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери поддержали возражения, просили требования прокурора оставить без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Тверской области предъявленные к администрации города Твери требования оставил на усмотрение суда, против предъявленных к межведомственной комиссии требований возражал, полагая, что они недостаточно обоснованы.
Представитель заинтересованного лица ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области предъявленные прокурором к администрации города Твери требования поддерживал, возражая против предъявленных требований к межведомственной комиссии.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Главного управления охраны объектов культурного наследия Тверской области предъявленные прокурором к администрации города Твери требования оставил на усмотрение суда, против требований, предъявленных к межведомственной комиссии, возражал, полагая, что принятие в настоящее время Комиссией одного из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, преждевременно. Данный дом относится к объектам культурного наследия регионального значения, в отношении которого может выполняться строго определенный законом перечень работ.
Представителем заинтересованного лица Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области представлен письменный отзыв, согласно которому формирование фонда капитального ремонта <данные изъяты> осуществляется на счете регионального оператора. Данный дом включен в региональный краткосрочный план реализации в 2016 году, утвержденный постановлением Правительства Тверской области Тверской области от 14.06.2016 №209-пп. В силу ст. 184 ЖК РФ в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции региональный оператор обязан направить средства фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома в соответствии с частями 10 и 11 настоящего Кодекса на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме о его сносе или реконструкции в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе администрации города Твери ставится вопрос об отмене решения суда и вынесения по делу нового решения о направлении административного дела на новое рассмотрение. Ссылаясь на Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, указывает, что прокурором не представлено доказательств несоответствия действий (бездействия) администрации закону или иному нормативному акту, поскольку у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по подготовке и представлению документов на межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
Также указывают на отсутствие в материалах дела необходимых документов для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным.
Апеллянт полагает, что судом нарушены нормы процессуального права, выразившиеся в непривлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц всех собственником жилых помещений в <данные изъяты>
По мнению администрации города Твери, в действиях (бездействии) органа местного самоуправления отсутствует нарушение прав граждан, поскольку заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения в соответствии с пунктом 45 Положения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, могли представить иные собственники жилых помещений. У администрации города Твери такая обязанность отсутствует.
Апеллянт полагает, что в случае выявленных нарушений в содержании дома к административной ответственности должная быть привлечена управляющая компания, а не возлагаться ответственность на административного ответчика. Указывает, что обеспечение сохранности жилищного фонда в силу ч.1 ст. 20 ЖК РФ составляет предмет государственного жилищного надзора, который администрацией города Твери как исполнительно-распорядительным органом местно самоуправления осуществляться не может.
Срок в 20 дней, установленный решением суда, является неисполнимым, поскольку для подготовка заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения осуществляется в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При принятии решения судом не учтены разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в п.11 Постановления от 19.12.2003 №23 «О судебном решении».
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации г.Твери и заинтересованного лица Департамента архитектуры и строительства города Твери Панина Е.А., представитель заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства доводы апелляционной жалобы поддержали по указанным в ней основаниям. Также в поддержку доводов апелляционной жалобы представили письменный отзыв Департамента архитектуры и строительства города Твери.
В суде апелляционной инстанции прокурор Артюшин Е.В. возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая обжалуемое решение суда законным и обоснованным, поддержав письменные возражения прокуратуры Пролетарского района города Твери.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, в связи с чем и на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших отзыва и возражений на неё, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение) в соответствии с которым орган местного самоуправления создает, в установленном им порядке, комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Постановлением администрации города Твери от 06.08.2014 № 895 создана межведомственная комиссия города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу п. 45 Положения, в случае, когда заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда представляется заключение этого органа, после рассмотрения, которого комиссия предлагает собственнику помещения представить иные необходимые документы.
В соответствии с пунктами 46, 47 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области в ходе проведения мероприятий по государственному контролю за техническим состоянием жилого дома <данные изъяты> установлено наличие вертикальных трещин фундамента; по периметру здания местами наличие разрушений и отсутствие отмостки здания; наличие разрушений штукатурного слоя цоколя по периметру здания; по периметру здания наличие мест расслоения кирпичной кладки стен с провисанием и выпадением как отдельных кирпичей, так и рядов кладки, выветривания раствора заделки кладки стен фасада; на внутренних стенах в местах общего пользования наличие следов протечек кровли в виде сухих пятен с разводами; на потолках и стенах наличие обрушений окрасочного и штукатурного слоя, в том числе на кухне 4-го этажа - до арматуры; наличие вертикальных трещин между кирпичной кладкой с большей интенсивностью в общих кухнях 1-4 этажей; в местах общего пользования наличие перекосов оконных заполнений, нарушений сопряжений отдельных узлов, разрушений рам; поражение гнилью оконных рам и коробок местами; нарушение остекления местами; местами перекос и отслоение дверных полотен, ослабление сопряжений отдельных элементов; наличие выбоин, сколов, неровностей, истертостей, трещин полов в местах общего пользования; отсутствие отдельных элементов половой плитки; наличие неисправностей ходовых мест лестничных маршей, разрушение отдельных элементов ступеней, наличие механических повреждений, зыбкость, неравномерность распределения высоты ступеней; ненадлежащее санитарное состояние лестничных клеток; ненадлежащее техническое состояние трубопроводов внутридомовой системы водоотведения, водоснабжения, отопления: наличие коррозии, течи системы водоотведения; неисправность дренажной системы; наличие подтопления подвала, проветривание которого не обеспечено; продухи жалюзийными решетками не оборудованы; ненадлежащее состояние внутридомовой системы электроснабжения: наличие скруток, провисаний, потери эластичности электропроводов, неизолированных их участков, следов возгорания, отсутствие местами электроарматуры; металлическое покрытие выступающих элементов стен, кровли, карнизов, архитектурных элементов подвержено коррозии, местами разрушено; по периметру здания и на карнизах наличествует растительность.
На основании данного акта 07.04.2015 Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области вынесено заключение о несоответствии жилых помещений дома <данные изъяты> требованиям п. 10 Положения №47, которое направлено в межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке п.42 Положения №47 с предложением рассмотреть данное заключение и принять решение в соответствии с п.47 Положения №47.
Данное заключение уполномоченного органа поступило в структурное подразделение администрации г.Твери 13.04.2015, оно содержало сведения о ненадлежащем состоянии общего имущества данного многоквартирного дома, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений дома, в том числе, соответственно, городского округа Тверь.
Администрацией города Твери ответом от 06.07.2015 ГУ «ГЖИ» Тверской области уведомлено о принятом решении, а именно о направлении в адрес собственником жилого помещения уведомления о предоставлении дополнительных документов в соответствии с пунктом 45 Положения №47.
Между тем, администрацией города Твери не предоставлены доказательства о направлении в адрес собственников жилых помещения уведомления о предоставлении документов, предусмотренных пунктом 45 Положения №47.
Аналогичное решение вынесено администрацией города Твери при рассмотрении вновь вынесенного ГУ «ГЖИ» Тверской области заключения о несоответствии жилых помещений дома <данные изъяты> требованиям п.10 Положения №47. Органом местного самоуправления принято решение о направлении в адрес одного из собственников помещений М. уведомления с целью информирования собственников помещений дома <данные изъяты> о предоставлении в адрес межведомственной комиссии документов в соответствии с пунктом 45 Положения №47. Однако и в данном случае администрацией не предоставлены доказательства направления в адрес М. уведомления.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
Разрешая иск прокурора, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, исследовал и оценил представленные сторонами доказательства, изложив в решении выводы, которые не противоречат материалам дела. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч. 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. В силу ч. 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Согласно требованиям данного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления.
Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом47 настоящего Положения.
Учитывая указанные положения нормативных актов, суд признал бездействие со стороны ответчика незаконным, поскольку установлено, что состояние дома неудовлетворительное, проживание в нем невозможно, представляет опасность для неопределенного круга лиц. Администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; неправомерно бездействуя, не обращалась в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением, на основании которого комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, с дальнейшим использованием помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, непринятие своевременных мер к устранению нарушений закона и бездействие со стороны администрации города, как уполномоченного органа, в том числе и собственника квартир в доме, может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения конструкций дома или его части, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям администрации города, непринятие своевременных мер ответчиком может повлечь за собой необратимые последствия, создает угрозу жизни и здоровью, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы жалоб о том, что для рассмотрения заключения Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области необходимы дополнительные документы, судебная коллегия считает несостоятельными для отмены решения суда, поскольку нормативным актом (Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции») предписана процедура принятия решения, однако указанное нормативное предписание не исполнено.
Довод административного ответчика о том, что суд в силу процессуального закона обязан был привлечь к участию в деле всех собственником жилых помещений в <данные изъяты> подлежит отклонению, поскольку в данном случае предметом рассмотрения настоящего административного искового заявления является вопрос о законности действий (бездействий) администрации города Твери.
Судебная коллегия полагает, что необращение собственников в межведомственную комиссию не освобождает администрацию города, как орган местного самоуправления, от исполнения установленных законом обязанностей по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию решения о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Ссылка апеллянтов на пропуск срока обращения в суд, не может быть признана обоснованной, поскольку в силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что основанием к обращению в суд послужило бездействие администрации города Твери в части не инициирования процедуры, установленной пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, в отношении жилого дома №<данные изъяты>, что свидетельствуют о длящемся характере нарушения, судебная коллегия приходит к выводу, что срок исковой давности для предъявления требований о признании незаконным бездействия не пропущен, а доводы административного ответчика в такой части, со ссылкой на ч. 1 ст. 219 КАС РФ, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные.
В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 84 КАС РФ на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, районным судом не допущено.
Вместе с тем, в силу пункта 11 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23, согласно которому решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части обязания администрации г. Твери предоставить в межведомственную комиссию документы, предусмотренные пунктом 45 Положения №47, обязав администрацию г.Твери в течение 20 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу инициировать процедуру, установленную пунктом 45 Положения.
Также судебная коллегия полагает обоснованным довод административного ответчика о том, что <данные изъяты> является жилым и не относится к многоквартирному дому, в связи с чем исполнение обязанности подлежит в отношении жилого дома <данные изъяты>
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Твери от 26 февраля 2018 года изменить, изложив третий абзац резолютивной части решения суда в следующей редакции:
Обязать администрацию г.Твери в течение 20 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу инициировать процедуру, установленную пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, в отношении жилого дома <данные изъяты>
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Твери Земцева Р.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: