ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-21297/17 от 13.12.2017 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Прилепина С.А. Дело № 33а-21297/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2017 года г. Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Соболевой Т.Е.,

судей Жейновой С.И., Захаровой О.А.,

при секретаре Козыревой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Илюхина Максима Олеговича к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании бездействия незаконным

по апелляционной жалобе административного истца Илюхина Максима Олеговича на решение Кировского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 27 сентября 2017 года.

Заслушав доклад судьи Жейновой С.И., объяснения представителя административного истца Батырева Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей административного ответчика Гайдука С.А. и заинтересованного лица Деречина А.О, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Илюхин М.О. обратился в суд с административным иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании незаконным бездействия. В обосновании доводов административного иска указано, что 01 марта 2016 года Илюхин М.О. обратился в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлением о проведении аукциона по реализации права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: .... Ответом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 11 мая 2017 года № 17-01-82/524 в удовлетворении заявления Илюхина М.Ю. было отказано с указанием на то, что по данным Администрации города Екатеринбурга существующий проход, проезд автомобильного транспорта к смежным земельным участкам осуществляется через земельный участок с кадастровым номером , в связи с чем имеются основания для отказа в выставлении на торги земельного участка на основании статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 2 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Административный истец полагал, что решение об отказе в проведении аукциона по реализации прав аренды земельного участка является незаконным, поскольку не содержит ни одного из оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем просил суд признать незаконным бездействие Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области при принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенным по адресу: ...; возложить на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обязанность принять распоряжение о проведении аукциона на право заключения договора аренды данного земельного участка; организовать процедуру аукциона (опубликовать извещение) на право заключения договора аренды указанного выше земельного участка в срок, не превышающий 10 календарных дней.

Представитель административного истца Батырев Д.В. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Шустикова Ю.В. в судебном заседании возражала против доводов административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Екатеринбурга Деречин А.О. возражал против доводов административного искового заявления.

Решением Кировского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 27 сентября 2017 года в удовлетворении требований административного искового заявления Илюхина М.О. отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Батырев Д.В. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, полагая, что судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению, а именно пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Полагает, что Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области не лишено возможности провести аукцион, в соответствии с которым выставить спорный земельный участок на торги, обремененный сервитутом, в соответствии с которым обеспечить проход и проезд к смежному земельному участку.

Представителем административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области представлены письменные возражения на апелляционную жалобу с указанием о законности и обоснованности постановленного судом решения.

Административный истец Илюхин М.О. в судебное заседание судебной коллегии не явился, не просил об отложении рассмотрения дела. Учитывая надлежащее извещение административного истца о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие с участием его процессуального представителя.

Заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 01 марта 2016 года Илюхин М.О. обратился в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлением о проведении аукциона по реализации права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ....

Ответом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 11 мая 2017 года № 17-01-82/524 в удовлетворении заявления Илюхина М.Ю. было отказано с указанием на то, что по данным Администрации города Екатеринбурга существующий проход, проезд автомобильного транспорта к смежным земельным участкам осуществляется через земельный участок с кадастровым номером , в связи с чем имеются основания для отказа в выставлении на торги земельного участка на основании статьи 39.12, подпункта 2 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует и содержания административного искового заявления и пояснений представителя административного истца, данных в судебных заседаниях, в том числе в суде апелляционной инстанции, Илюхин М.О. полагал, что решение об отказе в проведении аукциона по реализации прав аренды земельного участка, изложенное в ответе от 11 мая 2017 года № 17-01-82/524 (бездействие по не проведению аукциона по реализации прав аренды земельного участка) является незаконным, поскольку не содержит ни одного из оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Илюхина М.О., исходил из того, что Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области предпринимались необходимые меры по подготовке земельного участка к торгам, поскольку 10 июля 2016 года Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области сообщило Илюхину М.О. в письме № 17-01-82/5173нз о том, что после проведения полного комплекса мероприятий по подготовке земельного участка к торгам информация о предстоящем аукционе будет опубликована на официальном сайте для размещения информации о торгах; 29 июля 2016 года Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области направлен в Администрацию города Екатеринбурга проект приказа о проведении аукциона о проведении аукциона в отношении спорного земельного участка, который не был согласован; 26 сентября 2016 года Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области просило Администрацию города Екатеринбурга дать поручение повторно рассмотреть вопрос и направить в адрес Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области информацию о возможности проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; письмом от 06 октября 2016 года № 17-01-82/9281нз Илюхину М.О. сообщено о направлении повторного запроса о возможности проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика.

Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном применении норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В силу пункта 4 данной статьи проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:

1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.

Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;

2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;

3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.

В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю.

Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка;

4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;

5) осуществление на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;

7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;

8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;

9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

В соответствии с пунктом 8 данной статьи земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если:

1) границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»;

2) на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

3) в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;

4) в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;

5) в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона;

6) земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

7) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;

8) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

9) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком;

10) земельный участок изъят из оборота, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральным законом изъятые из оборота земельные участки могут быть предметом договора аренды;

11) земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;

12) земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка;

13) земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении;

14) земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;

15) земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой;

16) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;

17) в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;

18) земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;

19) земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, по смыслу указанных правовых норм лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка в аренду путем проведения аукциона, обеспечивает образование этого земельного участка, и после его образования данному лицу может быть отказано в проведении аукциона только по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Ответ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 11 мая 2017 года № 17-01-82/524, которым отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду путем аукциона, не содержит указания ни на одно из оснований, установленных пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанные в ответе от 11 мая 2017 года № 17-01-82/524 мотивы отказа, а именно: ссылки на положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, на подпункт 2 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, который регулирует вопросы и особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности не относятся к существу постановленного в заявлении Илюхина М.О. вопроса, поскольку административный истец обращался в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлением о проведении аукциона по реализации права на заключение договора аренды земельного участка.

Ограничение в доступе к смежному земельному участку, осуществление прохода и проезда через испрашиваемый земельный участок также не предусмотрено пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В данном случае административным ответчиком указанные выше требования законодательства не выполнены, соответственно, в нарушение пунктов 3, 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность принятого решения не доказана.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка, выраженное в ответе Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 11 мая 2017 года № 17-01-82/524, не соответствует требованиям закона, поскольку является немотивированным и ничем не обосновано.

Принимая во внимание вышеизложенные мотивы, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции не было достаточных оснований для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным бездействие Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области по не рассмотрению обращения Илюхина Максима Олеговича о проведении аукциона по реализации права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ... в порядке, предусмотренном статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу положений части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий. По смыслу приведенных правовых норм органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно, судебный акт по своему существу не может подменять собой решение уполномоченного органа государственной власти.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца в рамках настоящего административного дела, на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области подлежит возложению обязанность устранить нарушение прав Илюхина Максима Олеговича путем повторного рассмотрения его обращения о проведении аукциона по реализации права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ... в соответствии с требованиями закона (статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации), в ходе которого необходимо учесть вышеуказанные недостатки.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 27 сентября 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Илюхина Максима Олеговича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области по не рассмотрению обращения Илюхина Максима Олеговича о проведении аукциона по реализации права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ... в порядке, предусмотренном статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Возложить на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обязанность устранить нарушение прав Илюхина Максима Олеговича путем повторного рассмотрения его обращения в соответствии с требованиями закона (статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации), об исполнении решения суда сообщить в течение месяца в суд, вынесший решение, и административному истцу.

Председательствующий Т.Е. Соболева

Судьи С.И. Жейнова

О.А. Захарова