ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2134 от 11.05.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33а-2134 судья Никитина Е.А. 2016 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 мая 2016 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Улыбиной С.А.,

судей Акатьевой Т.Я. и Кустова А.В.,

при секретаре Галушкиной О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Акатьевой Т.Я.,

дело по апелляционному представлению Конаковского межрайонного прокурора на решение Конаковского городского суда Тверской области от 17 марта 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска Конаковского межрайонного прокурора, поданного, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Конаково

о признании бездействия муниципального учреждения «Администрации городского поселения города Конаково» незаконным,

обязывании в течении трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, организовать регулярное транспортное обслуживание микрорайона Зеленый Бор города Конаково Тверской области по ул. Приволжская, ул. Паромная, ул. Энергетическая, ул. Весенняя по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории муниципального образования городского поселения города Конаково в дневное и вечернее время, включая выходные и праздничные дни - отказать».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Конаковский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц об обязании Администрации города Конаково организовать регулярное транспортное обслуживание микрорайона Зеленый Бор города Конаково Тверской области.

В обоснование заявленных требований указал, что на основании поступившего коллективного обращения граждан о нарушениях в сфере безопасности дорожного движения и отсутствия транспортного обслуживания граждан в микрорайоне Зеленый бор города Конаково Тверской области, прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Проведенной проверкой 10.12.2015 года установлено, что микрорайон Зеленый бор находится на территории муниципального образования городское поселение город Конаково Тверской области. В реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского поселения город Конаково отсутствует маршрут регулярных перевозок общественного транспорта в микрорайон Зеленый бор города Конаково Тверской области либо маршрут проходящей, через данный микрорайон. На основании п. 7 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.7 ч.1 ст.9 Устава муниципального образования города Конаково Конаковского района Тверской области, ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ч.1 ст.11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положение «О перевозках пассажиров автобусами в Муниципальном образовании «Городское поселение город Конаково» и Правила Пользования автобусами в Муниципальном образовании «Городское поселение город Конаково», утвержденное решением Совета депутатов города Конаково от 25.06.2009 г. №97, Администрация города Конаково, обязана обеспечить общественным транспортом микрорайон Зеленый бор города Конаково Тверской области, однако вследствие бездействия Администрации города Конаково транспортное обеспечение не организовано.

Ненадлежащее исполнение Администрацией города Конаково возложенных обязанностей по обеспечению транспортного обслуживания населения не обеспечивает надлежащих условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц, а также инвалидов и пенсионеров к объектам социальной инфраструктуры, органам государственной власти и органам местного самоуправления, образовательным учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации, учреждениями здравоохранения. Отсутствие регулярного транспортного сообщения с микрорайоном Зеленый бор в дневное и вечернее время ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, поскольку граждане ввиду отсутствия транспорта вынуждены передвигаться непосредственно по автомобильным дорогам, которые не оборудованы пешеходными тротуарами, а в зимний период времени скопление снега на обочинах лишает граждан возможности передвигаться по обочине дороги. Также отсутствие организации транспортного обслуживания граждан нарушает их законные права и интересы на свободное перемещение и транспортное обеспечение.

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил свои исковые требования и просил суд признать действия (бездействие) незаконными, возложить обязанность в течении трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, организовать регулярное транспортное обслуживание микрорайона Зеленый Бор города Конаково Тверской области по ул. Приволжская, ул. Паромная, ул. Энергетическая, ул.Весенняя по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории муниципального образования городского поселения города Конаково в дневное и вечернее время, включая выходные и праздничные дни.

Представитель административного истца помощник прокурора Колесников А.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований. Указал на то, что письмом от 12.01.2016 года Администрации города Конаково указано, что пассажирские перевозки в мкр. Зеленый Бор не осуществляются. Паспортом маршрута № 6, о котором идет речь в возражениях, движение автобусов, проходящих по автомобильным дорогам мкр. Зеленый бор, не предусмотрено. Таким образом, у неопределенного круга лиц, в частности у жителей спорного микрорайона Зеленый бор, отсутствует возможность для того, чтобы в доступном режиме пользоваться услугами транспортных компаний. Конечная остановка маршрута №6 в пос.Рыбзавод (паром) находится примерно в километре от микрорайона Зеленый бор, в связи с чем жители микрорайона, в том числе и инвалиды, и лица с ограниченными возможностями, не могут пользоваться услугами данных транспортных предприятий. Паром относится к микрорайону Зеленый Бор, но маршрут автобуса не проходит по самому микрорайону. Полагает, что не обеспечение движения автотранспортных средств по территории микрорайона ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц. Бездействие администрации выражено в том, что есть микрорайон, но нет туда транспортного сообщения.

Представитель административного ответчика Администрации города Конаково по доверенности Плотникова О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований и указала, что в настоящее время осуществляется обеспечение граждан маршрутом № 6 «Рыбхоз - ул. Пригородная», конечная остановка маршрута №6 находится в шаговой доступности от микрорайона Зеленый бор. Обращений граждан в администрацию о необходимости расширить маршрут по улицам микрорайона не поступало, какого-то спроса на организацию данного транспортного сообщения нет. Полагала, что требования прокурора не обоснованы, в настоящее время маршрут №6 отвечает требованиям, используется гражданами. Просила отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Жилищно-коммунальное хозяйство» МО «Городское поселение город Конаково» Никулин Н.А. в судебном заседании указал, что для решения вопроса открытия автобусного маршрута по микрорайону Зеленый Бор необходимо получить сведения имеется ли постоянный пассажиропоток, поскольку он может быть сезонным. Возможно данный маршрут будет убыточным для города. До настоящего времени необходимость требуемого прокурором маршрута не имелась. Маршрут №6 отвечает всем необходимым критериям, в том числе он охватывает микрорайон Зеленый бор города Конаково. Оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.

Заинтересованное лицо ОАО «Конаковское автотранспортное предприятие» просило рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменный отзыв на административное исковое заявление.

Заинтересованные лица МУП «Коммунальное хозяйство» МО «Городское поселение город Конаково», отдел МВД России по Конаковскому району, отдел ГИБДД ОМВД по Конаковскому району, Чувиляев М.О. о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, на основании ст.150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного и принятии нового решения по делу.

Критикуя выводы суда об отсутствии бездействия со стороны администрации г.Конаково по организации регулярного транспортного обслуживания микрорайона «Зеленый бор» г.Конаково, прокурор указывает, что данный вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела, поскольку в судебном заседании установлено, что конечная точка маршрута № 6 (остановка «Рыбхоз») находится на значительном удалении от жилых домов, расположенных по улицам Приволжской, Паромной, Энергетической, Весенней, а именно на расстоянии более 1 километра от указанного остановочного пункта.

Проверкой также установлено, что тротуары для движения пешеходов по микрорайону «Зеленый бор», в том числе к указанному остановочному пункту общественного транспорта за пределами проезжей части отсутствуют, что противоречит требованиям безопасности дорожного движения и несет прямую угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Изложенное свидетельствует о невозможности использования указанного маршрута жителями мкр. «Зеленый бор» без риска для жизни и здоровья, что является недопустимым.

Ссылаясь на положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, полагает, что судом не были полно и всесторонне исследованы все обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, и отказано в удовлетворении заявленных требований по формальным основаниям. При этом судом не принят во внимание представленный прокуратурой акт проверки состояния безопасности дорожного движения в мкр.«Зеленый бор» г.Конаково, в котором изложены факты об отсутствии полного транспортного обеспечения населения микрорайона внутримуниципальными маршрутами регулярного транспортного сообщения, состояние автомобильных дорог. Судом не учтены требования Положения «О перевозках пассажиров автобусами в Муниципальном образовании «Городское поселение город Конаково», согласно которым пассажирские перевозки автобусами в Муниципальном образовании «Городское поселение город Конаково» организуются с целью полного обеспечения транспортным обслуживанием населения. При изложенных обстоятельствах полного обеспечения населения мкр. «Зеленый бор» г.Конаково транспортными услугами не имеется, в связи с чем вывод суда об отсутствии бездействия администрации г.Конаково, несостоятелен.

В судебной заседании суда апелляционной инстанции прокурор Миронова М.С. поддержала доводы апелляционного представления и просила решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 КАС РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 12 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

В соответствии со ст.4 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ в систему законодательства РФ о безопасности дорожного движения включены нормативные правовые акты субъектов РФ, которыми осуществляется решение вопросов безопасности дорожного движения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции РФ, устанавливаются мероприятия по организации дорожного движения.

На основании ст.5 ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется на уровне власти - подчинения, характерных для административных правоотношений, и осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу п. 7 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

К вопросам местного значения поселения - муниципального образования города Конаково Конаковского района Тверской области в соответствии с п.7 ч.1 ст.9 Устава поселения относится, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Решением Совета депутатов города Конаково №97 от 25.06.2009 года утверждено Положение «О перевозках пассажиров автобусами в Муниципальном образовании «Городское поселение город Конаково» и Правил пользования автобусами в муниципальном образовании «Городское поселение город Конаково». Решением Совета депутатов города Конаково №248 от 26.11.2015 года внесены изменения и дополнения в вышеуказанное решение совета депутатов города Конаково №97 от 25.06.2009 года, а именно слово «автобус» заменено словами «автомобильный транспорт общего пользования». Их указанных решений следует, что пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования в муниципальном образовании «городское поселение город Конаково» организуются с целью полного обеспечения транспортным обслуживанием населения, повышения качества обслуживания пассажиров, обеспечения безопасности перевозок пассажиров и выполнения требований законодательных актов, регламентирующих безопасную деятельность на автомобильном транспорте. Пассажирские перевозки выполняются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, определенном требованиями нормативных документов, регламентирующих деятельность по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, имеющим заключенный действующий договор с администрацией города Конаково на право осуществления перевозок пассажиров по определенному администрацией маршруту и имеющими лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

Постановлением Главы Администрации города Конаково №632 от 16.11.2015 года сведения о маршрутах регулярных перевозок на территории городского поселения город Конаково включены в Реестр муниципальных маршрутов. Из представленного Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок следует, что маршрут №6 «ул. Пригородная-Рыбхоз» имеет маршрут - поворот на ул. Зеленый бор до паромной переправы

Как следует из материалов дела, обслуживание общественным транспортом микрорайона Зеленый бор, находящегося в пределах городской черты городского поселения город Конаково, осуществляется маршрутом №6 от ул. Пригородной до паромной переправы Рыбхоз.микрорайон Зеленый бор.

На основании договора №1 от 30 декабря 2015 года заключенного между Администрацией города Конаково, в лице главы администрации, и ОАО «Конаковское автотранспортное предприятие» («Перевозчик»), в лице генерального директора, перевозчик организует перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в городе Конаково по следующим маршрутам №№1, 6, 10, 117, 118. Договор заключен на срок с 30.12.2015 года по 30.12.2020 года. Договором урегулирован перечень транспортных средств на маршрутах.

Проанализировав действующее законодательство, оценив представленные доказательства по правилам ч.11 ст.226 КАС РФ, суд пришел к выводу о том, что администрацией города Конаково осуществляются мероприятия по выполнению организации транспортного обслуживания населения на городских автобусных маршрутах общего пользования, в том числе маршрут №6 имеет остановку паром (Рыбхоз), который расположен в микрорайоне Зеленый бор, жалоб от жителей на ненадлежащее транспортное обслуживание микрорайона Зеленый Бор в Администрацию города Конаково не поступало, в связи с чем, Администрацией города Конаково незаконного бездействия не допущено.

Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правильно исходил из отсутствия совокупности таких условий для удовлетворения заявленных требований. Каких-либо нарушений закона, а также прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обращался в суд прокурор, административным ответчиком допущено не было.

Доводы апелляционного представления прокурора о том, что транспортное обслуживание населения района не осуществляется, не могут быть признаны обоснованными, поскольку судом первой инстанции было установлено, что администрацией города Конакова организовано транспортное обслуживание микрорайона «Зеленый бор», с учетом потребностей населения.

Доводы апелляционного представления аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, были предметом исследования и надлежащей оценки и не опровергают правомерность постановленного по делу решения, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и собранных доказательств.

Учитывая, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционного представления прокурора.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Конаковского городского суда Тверской области от 17 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление Конаковского межрайонного прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи