Судья Балаганская И.В. УИД 38RS0030-01-2021-002982-42
Судья-докладчик Исакова Н.Н. 33а-2147/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 апреля 2022 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.,
судей Исаковой Н.Н., Махмудовой О.С.,
при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2037/2021 по административному исковому заявлению Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области, Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» об устранении нарушений требований лесного законодательства
по апелляционной жалобе министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 16 ноября 2021 г.,
установила:
в обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением лесного законодательства в деятельности областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области» (далее ОГАУ «Лесхоз Иркутской области), министерства лесного комплекса Иркутской области установлены нарушения требований законодательства, регулирующего пожарную безопасность в лесах и тушение лесных пожаров, выразившиеся в несоблюдении требований, предусмотренных ч.ч. 1, 7 ст. 51, п.6 ч. 1 ст. 83 Лесного Кодекса РФ и Распоряжения Правительства РФ № 1605-р. В ходе проверки установлено, что подготовка к пожароопасному сезону на поднадзорной территории АУ «Лесхоз Иркутской области» проведена не в полном объеме, действующие лесопожарные станции (далее ЛПС), в нарушение требований распоряжения Правительства РФ №1605-р, не обеспечены пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Лесопожарная станция II типа, расположенная по адресу: <...>, имеет ряд нарушений вышеуказанного распоряжения. Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, изложенные в Распоряжении Правительства РФ № 1605-р, действуют с 19 июля 2019 г., однако, начиная с указанного времени и по настоящее время действенных мер по укомплектованию лесопожарной станции II типа, расположенной на территории п. Невон Усть-Илимского района, требуемым количеством пожарной техники и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, органом власти и подведомственным ему учреждением не предпринято, что свидетельствует о бездействии по осуществлению возложенных на министерство лесного комплекса Иркутской области и ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» полномочий в сфере охраны, защиты лесов, которое нарушает законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления, в том числе законные интересы и права граждан на благоприятную окружающую среду.
С учетом уточнений просил признать незаконным бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области, по необеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции ЛПС II типа, расположенной по адресу: <...>, входящий в состав Братского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров»;
обязать министерство лесного комплекса Иркутской области, Областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» в срок не позднее 1 января 2023 г. обеспечить в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» оснащение лесопожарной станции ЛПС II типа, расположенной по адресу: <...>, входящий в состав Братского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (доукомплектовать):
-1 пожарной автоцистерной, имеющей пожарное и водопадающее оборудование;
-1 вездеходом лесопожарным – транспортным средством повышенной проходимости, укомплектованным пожарным оборудованием, снаряжениями, инвентарем, водопадающим оборудованием и емкостью для воды;
-1 катером лесопожарным, оснащенным водопадающим оборудованием;
-1 автомобилем грузовым на базе полноприводного шасси;
-1 вездеходом (мотовездеходом) возимым общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом;
-1 почвообрабатывающим устройством (плугом лесопожарным или грунтометом, щелепрокладывателем и аналоги);
-3 индивидуальными моторизированными средствами пожаротушения (воздуховка, ручной моторизированной лесной огнетушитель, грунтомет, ручной плоскопрокладователь, мотокусторез);
-2 установками высокого давления (переносная) в комплекте;
-1 мобильной насосной станцией (мотопомпы пожарные прицепные);
-2 мобильными пожарными резервуарами (емкостями) открытого типа;
-6 пожарными емкостями закрытого типа объемом до 300 литров;
-2 торфяными стволами;
-3 пирометрами (термощупами);
-2 тепловизорами (портативных);
-1 метеостанцией с анеомометром;
-2 спутниковыми приборами навигации (навигатор);
-1 радиостанцией УКВ диапазона стационарная наземного канала связи;
-2 рациями УКВ диапазона носимая авиационного канала связи;
-1 радиостанцией КВ диапазона стационарная;
-2 комплектами пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальные ракеты в количестве 20 шт.;
-11 персональными свистками;
-11 индивидуальными полевыми (тактическими) рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами;
-11 термоизоляционными ковриками (надувных матрасов);
-2 комплектами посуды для приготовления пищи в полевых условиях;
-2 комплектами емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях, объемом не менее 20 л.;
-4 прожекторами переносимых световой силой не менее 1000 люмен;
-1 станком для заточки пильных цепей;
-1 комплектом средств управления в составе ПК, модема, принтера, сканирующего устройства;
-2 комплектами сигнальных лент или флажков;
-6 комплектами пожаробезопасных емкостей для транспортировки ГСМ, объемом не менее 20 л.
Определением суда от 27 октября 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Федеральное агентство лесного хозяйства (РосЛесхоз), Министерство финансов Иркутской области.
Определением суда от 16 ноября 2021 г. производство по делу прекращено в части признания незаконным бездействия Областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области» по необеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции ЛПС II типа, расположенной по адресу: <...>, входящий в состав Братского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 27 августа 2021 г. требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе министерство лесного комплекса Иркутской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы, повторяя доводы возражений на административный иск, указало, что в решении суда не конкретизировано за счет каких средств предполагается обеспечение пожарной техникой и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, в связи с чем, исполнить решение суда не представляется возможным. Поскольку данные полномочия финансируются за счет субвенций из федерального бюджета, министерство является ненадлежащим ответчиком
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Усть-Илимский межрайонный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи Исаковой Н.Н., пояснения помощника прокурора Матвеевской М.С., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 310 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьями 42 и 58 Конституции РФ гарантировано право на благоприятную окружающую среду и установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09 января 1998 г. № 1-П и от 07 июня 2000 г. № 10- П; определения от 27 июня 2000 г. № 92-0 и от 03 февраля 2010 г. № 238-О-О).
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использование с лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации).
Предупреждение лесных пожаров в соответствии с ч. 1 ст. 53.1 Лесного Кодекса РФ включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Под обеспечением средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на основании п.1 ч.5 ст. 53.1 ЛК РФ понимается приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Лесное законодательство согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.
В соответствии с п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 г. № 155-пп, действовавшим на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, а также по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство является специально уполномоченным государственным органом по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2019 г. №1605-р утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (далее по тексту - Распоряжение Правительства РФ № 1605-р).
Разрешая административный иск и удовлетворяя его, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии факта неправомерного бездействия министерства лесного комплекса Иркутской области в неисполнении обязанности по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, оснащении лесопожарной техники лесопожарной станции II типа, расположенной на территории Усть-Илимского района Иркутской области и необходимости удовлетворения требований прокурора.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается.
В соответствии с ч. 3, 5 ст. 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
В рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Экология», структурой которого предусмотрен федеральный проект «Сохранение лесов». Федеральный проект включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, сокращение ущерба от лесных пожаров.
Согласно паспорту НП «Экология», утвержденному президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 6), в рамках ФП «Сохранение лесов» (раздел 4.10), паспорту РП «Сохранение лесов» предусмотрено оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.
Министерством лесного комплекса Иркутской области сформирован и утвержден паспорт регионального проекта «Сохранение лесов» в подсистеме управления национальными проектами, обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Сохранение лесов».
С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Иркутской области, министерством лесного комплекса Иркутской области учреждено областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» (далее по тексту -Учреждение, АУ «Лесхоз Иркутской области»).
В соответствии с п. 1.3 Устава, утвержденного распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области № 36-мр от 11 января 2019 г., АУ «Лесхоз Иркутской области» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства.
Согласно п. 1.4 Устава полномочия учредителя АУ «Лесхоз Иркутской области» от имени Иркутской области осуществляет министерство лесного комплекса Иркутской области.
Согласно п.2.1 Устава предметом деятельности Учреждения является обеспечение выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органа государственной власти в сфере охраны, защиты лесов, то есть министерства лесного комплекса Иркутской области.
В силу п.2.3 Устава основными целями деятельности Учреждения является выполнение работ по охране, защите лесов, выполнение работ по обнаружению и тушению лесных пожаров.
В соответствии с абзацем 4 п.5.2 Устава к компетенции учредителя в области управления АУ «Лесхоз Иркутской области» относится установление задания для последнего в соответствии с предусмотренной его Уставом основною деятельностью и финансовое обеспечение выполнения этого задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением или приобретенных им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.
Мероприятия по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Иркутской области выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств и непосредственно Учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого оно не вправе отказаться.
В соответствии с указанным документом в структуру Братского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» входит лесопожарная станция (далее по тексту - ЛПС), выполняющая мероприятия, определенные государственным заданием № 1 от 29 декабря 2020 г. на территории Усть-Илимского района: ЛПС II типа п. Невон.
Во исполнение Распоряжения Правительства РФ № 1605-р, распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области № 91-378-мр от 26 февраля 2021 г. утверждена структура и численность команд, организационная структура лесопожарных станций.
Согласно распоряжению министра лесного комплекса Иркутской области № 91-3008-мр «О подготовке к пожароопасному сезону 2021 года» от 16 декабря 2020 г., подготовка к пожароопасному сезону 2021 года, обеспечения надлежащего функционирования средств тушения лесных пожаров в 2021 году, в том числе лесопожарных технических средств, оборудования, инвентаря и средств связи, осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1605-р.
В соответствии с Порядком формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Иркутской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям Иркутской области на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества, определения объема и условия предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям Иркутской области от 31 декабря 2010 г. №348-пп «О реализации отдельных положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации» и региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Иркутской области, в том числе при осуществлении переданных Иркутской области полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, министерством лесного комплекса Иркутской области 29 декабря 2020 г. распоряжением № 91-3259-мр утверждено государственное задание № 1 от 29 декабря 2020 г. АУ «Лесхоз Иркутской области» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно Приложению № 1 к настоящему распоряжению.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ по охране лесов от пожаров осуществляется в порядке субсидирования путем заключения соглашения с министерством лесного комплекса Иркутской области и ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».
В целях выполнения государственного задания в соответствии с указанным выше Распоряжением директором АУ «Лесхоз Иркутской области» 15 января 2021 г. издан приказ № 4, на основании которого его структурным подразделениям в лице филиалов доведены объемы и виды выполняемых работ (мероприятий).
Установлено, что лесопожарная станция II типа, расположенная по адресу: <...>, входящая в состав Братского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», в нарушение положений вышеназванного Распоряжения, не оснащена в полной мере пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, что подтверждается актами проверки № 8 от 20 января 2021 г., № 195 от 17 мая 2021 г., составленными министерством лесного комплекса Иркутской области, а именно отсутствует:
1 пожарная автоцистерна, имеющая пожарное и водопадающее оборудование. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 2 единиц для ЛПС-2.
1 вездеход лесопожарный - транспортное средство повышенной проходимости, укомплектованное пожарным оборудованием, снаряжениями инвентарем, водоподающим оборудованием и емкостью для воды. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 1 единицы для ЛПС-2;
1 катер лесопожарный, оснащенный водопадающим оборудованием. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 1 единицы для ЛПС-2;
1 автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 1 единицы для ЛПС-2;
1 вездеход (мотовездеход) возимый общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 1 единицы для ЛПС-2;
1 почвообрабатывающее устройство (плуг лесопожарный или грунтомёт, щелепрокладыватель и аналоги). Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 1 единицы для ЛПС-2;
отсутствуют 3 индивидуальных моторизированных средств пожаротушения (воздуходувка, ручной моторизированный лесной огнетушитель, грунтомет, ручной полоскопрокладователь, мотокусторез). Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 4 единиц для ЛПС-2;
2 установки высокого давления (переносная) в комплекте. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 2 единиц для ЛПС-2;
1 мобильная насосная станция (мотопомпы пожарные прицепные. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 1 единицы для ЛПС-2;
2 мобильных пожарных резервуара (емкость) открытого типа. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 2 единиц для ЛПС-2;
6 пожарных емкостей закрытого типа объемом до 300 литров. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 6 единиц для ЛПС-2;
2 торфяных ствола. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 4 единиц для ЛПС-2;
3 пирометра (термощупов). Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 3 единиц для ЛПС-2;
2 тепловизора (портативных). Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 2 единиц для ЛПС-2;
1 метеостанция с анеомомометром. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 1 единицы для ЛПС-2;
2 спутниковых прибора навигации (навигатор). Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 4 единиц для ЛПС-2;
1 радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 1 единицы для ЛПС-2;
2 радиостанции УКВ диапазона носимая авиационного канала связи. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 4 единиц для ЛПС-2;
1 радиостанция КВ диапазона стационарная. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 1 единицы для ЛПС-2;
2 комплекта пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальные ракеты в количестве 20 шт. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 2 единиц для ЛПС-2;
11 персональных свистков. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 11 единиц для ЛПС-2;
11 индивидуальных полевых (тактических) рюкзаков или индивидуальной разгрузочной системы. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 11 единиц для ЛПС-2;
11 термоизоляционных ковриков (надувных матрасов). Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 11 единиц для ЛПС-2;
2 комплекта посуды доя приготовления пищи в полевых условиях. Наличие в типовом лесопожарном формований не менее 2 единицы для ЛПС-2;
2 комплекта емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях, объемом не менее 20 л. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 4 единиц для ЛПС-2;
4 прожектора переносных световой силой не менее 1000 люмен. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 4 единиц для ЛПС-2;
1 станок для заточки пильных цепей. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 1 единиц для ЛПС-2;
1 комплект средств управления в составе ПК, модема, принтера, сканирующего устройства. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 1 единицы для Л ПС-2;
2 комплекта сигнальных лент или флажков. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 2 единиц для ЛПС-2;
6 комплектов пожаробезопасных емкостей для транспортировки ГСМ, объемом не менее 20 л. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее 6 единиц для ЛПС-2.
Таким образом, установлено, что министерством нормативы обеспеченности пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарём, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции II типа, расположенной по адресу: <...> соблюдены не были.
По результатам выявленных проведенными проверками нарушений прокурором в адрес ГОУА «Лесхоз Иркутской области» внесено представление об устранении нарушений законов в сфере охраны лесов от пожаров.
Вместе с тем, установлено и подтверждается представленными актами от 20 января 2021 г., 17 мая 2021 г., составленным по результатам проведенных территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области, каких-либо действенных мер по устранению ранее выявленных нарушений административными ответчиками не принято, обеспеченность пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции II типа, расположенной по адресу: <...>, как и прежде, не соответствует установленным нормативам.
Непринятие мер по надлежащему обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров влечет угрозу безопасности граждан в случае возникновения лесных пожаров, может привести к повреждению и уничтожению лесных насаждений из-за отсутствия возможности оперативно предупредить и устранить пожар, а также причинить большой экологический и экономический ущерб права собственности Российской Федерации на участки государственного лесного фонда и создать реальную угрозу ограничения прав граждан на пользование этими лесами.
Доводы жалобы о том, что министерство является ненадлежащим ответчиком основаны на неверном толковании норм права.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно п. 11 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 г. № 837 (далее-Правила), установлен порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - субвенции).
Субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе:
разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) и воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из данной нормы права, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе и на осуществления мер пожарной безопасности, к числу которых относится обеспечение противопожарной техникой и инвентарем.
В силу п.3.(1) Правил бюджетные ассигнования, предусмотренные на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, на мероприятия по приобретению пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и лесохозяйственной техники и оборудования, отражаются в федеральном проекте «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на период его реализации.
В случае недостаточности средств субъекты Российской Федерации имеют право обратиться в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода.
Согласно п. 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.
Распоряжение Правительства РФ № 1605-р вступило в силу 19 июля 2019 г. Данные о том, что министерство лесного комплекса Иркутской области до 1 декабря 2019 г. и до 1 декабря 2020 г. согласовывало с Рослесхозом объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий по охране лесов от пожаров, ответчиком не представлены, как и не представлены сведения о том, что министерство со ссылкой на недостаточность финансирования, обращалось в Рослесхоз о выделении дополнительных средств из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода.
Планирование Рослесхозом объемов финансового обеспечения в рамках ФП «Сохранение лесов» на оснащение учреждений основными средствами в целях охраны лесов от пожаров осуществляется на основе заявленной оценки потребности учреждений в технике и оборудовании.
Материалы дела не содержат доказательств того, что административному ответчику министерству лесного комплекса Иркутской области из федерального бюджета средства на осуществление переданных полномочий по осуществления мер пожарной безопасности не выделялись.
Обусловленность предоставления субъектам РФ из бюджета РФ в порядке софинансирования субсидий на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования, не свидетельствует об отсутствии у административного ответчика обязанностей по оснащению лесопожарной станции II типа, расположенной по адресу: <...> необходимой противопожарной техникой и инвентарем.
Представленный суду запрос от 13 апреля 2021 г. в Федеральное агентство лесного хозяйства о выделении дополнительного финансирования в рамках подготовки к пожароопасному сезону без приложения перечня необходимой техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и обосновывающей информации о ее стоимости и необходимости, не свидетельствует о надлежащем исполнении министерством возложенных на него обязанностей.
Доказательств того, что ответчик до 13 апреля 2021 г., то есть до того, как прокурором были инициированы проверки соблюдения министерством законодательства, обращался в Рослесхоз с заявками о недостаточности пожарной техники и оборудования лесопожарной станции, суду не представлено, как и не представлено доказательств того, что Рослесхоз, в нарушение п. 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, отказал в предоставлении финансирования переданных полномочий по заявкам или в согласовании объема финансирования.
Сама по себе недостаточность финансирования, на которую ссылается в своих возражениях представитель министерства лесного комплекса, не может являться основанием для неисполнения обязанностей органа государственной власти субъекта Российской Федерации и отказа в удовлетворении иска. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации. Бездействие административного ответчика по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по укомплектованию требуемым количеством пожарной техники и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем может повлечь в пожароопасные периоды снижение эффективности и оперативности тушения лесных пожаров, то есть нарушения ст.ст. 1, 51 Лесного кодекса РФ.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными и обоснованными, основанными на верном толковании норм материального права, которые подтверждаются совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.
Доводы жалобы повторяют позицию министерства при рассмотрении дела судом первой инстанции ранее изученную и получившую оценку, не содержат обстоятельств, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали доводы суда, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и основаны на субъективном толковании заявителем норм материального права.
Поскольку суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, в связи с чем, основания для его отмены в апелляционном порядке отсутствуют.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого решения суда также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 16 ноября 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий | Е.Г. Бутина |
Судьи | Н.Н. Исакова |
О.С. Махмудова |