ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2148/2022 от 12.04.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Ивахненко Л.А. Дело № 33а-2148/2022

УИД 76RS0024-01-2021-000617-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,

судей Бисеровой О.И., Преснова В.С.,

при секретаре Чистяковой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

12 апреля 2022 года

административное дело по апелляционной жалобе Бурхановой Юлии Умаровны, Барулиной Натальи Николаевны в лице представителя по доверенности Белянкиной Анастасии Викторовны на решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 23 декабря 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административных исковых требований Бурхановой Юлии Умаровны, Барулиной Натальи Николаевны к департаменту градостроительства мэрии города Ярославля о признании незаконным отказа в перенумерации помещений в здании общежития, возложении обязанности повторно рассмотреть заявления о присвоении адресов помещениям и проведению перенумерации комнат здания отказать»,

Заслушав доклад судьи Бисеровой О.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Бурханова Ю.У., Барулина Н.Н. обратились в суд с административным иском к департаменту градостроительства мэрии города Ярославля о признании незаконным отказа департамента градостроительства мэрии города Ярославля от 02.02.2021 № 534 и от 08.02.2021 № 627 в перенумерации помещений в здании общежития по адресу: <адрес>, возложении обязанности повторно рассмотреть заявления Барулиной Н.Н. (вх. № 92 от 11.01.2021 и вх. № 256 от 13.02.2021) о присвоении адресов помещениям и проведению перенумерации комнат здания по адресу: <адрес> покомнатно, начиная с первого жилого помещения (комнаты), слева-направо.

В обоснование исковых требований с учетом их уточнения указали, что здание общежития по адресу: <адрес> было построено за счет средств ОАО «Ярославский судостроительный завод» для размещения в нем работников предприятия. Жилые помещения в указанном общежитии предоставлялись на основании решения администрации и профсоюзного комитета ОАО «Ярославский судостроительный завод». При этом работникам завода предоставлялись комнаты, а не комнаты в квартире. В последующем решением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 01.08.2007 здание общежития по адресу: <адрес> было передано в муниципальный жилищный фонд.

В соответствии с распоряжением главы территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля от 24.04.2009 № 131 «О нумерации жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>» в указанном доме жилым помещениям присвоены номера, в результате чего существовавший порядок нумерации помещений был изменен. В состав полного адреса конкретного жилого помещения в здании стало включаться указание на номер квартиры и комнаты.

Вместе с тем административные истцы полагают, что при проведении перенумерации помещений не учтено следующее. Многоквартирный дом коридорного типа по адресу: <адрес> представляет собой девятиэтажное кирпичное здание с одним подъездом (входом). Жилые помещения (комнаты) располагаются на этажах в двух направлениях (через холл) по коридору при входе на этаж. Так, при входе в каждый из двух коридоров на каждом этаже имеется входная дверь. В каждом крыле здания расположены жилые комнаты, подсобные помещения, а также балкон. При этом все жилые и нежилые помещения, расположенные в одном крыле здания, формально находятся в одной квартире, в частности, 12 комнат. Однако фактически в первом и во втором крыле здания располагаются блоки из четырех комнат, где имеется свой душ и туалет, всего крыло включает 12 комнат. Таким образом, в каждом крыле на каждом этаже расположено по три блока (вход в блок с двух сторон), состоящего из четырех комнат. У всех блоков общая кухня, балкон. Таким образом, имеются общие помещения для жителей всех комнат, расположенных в каждом крыле здания (12 комнат). При этом если ранее до перенумерации адрес жилого помещения в одном крыле здания значился с указанием квартиры, например: «<адрес>», то после перенумерации с указанием квартиры и комнаты: <адрес>». В другом крыле здания до перенумерации адрес жилого помещения значился с указанием комнаты, например: «<адрес>, то после проведенной перенумерации – с указанием квартиры и комнаты: «<адрес>».

Административные истцы полагают, что нумерация жилых помещений (комнат), расположенных в одной жилой секции (подъезде) должна проводиться покомнатно, начиная с первого жилого помещения, комнаты, слева-направо по порядку.

Существующая нумерация указанного многоквартирного дома создает собственникам комнат препятствия в осуществлении правомочия по распоряжению принадлежащим собственнику жилым помещением. В частности, вследствие присвоения к адресу комнаты номера квартиры, такая комната рассматривается регистрирующим органом как доля в праве собственности на квартиру, что влечет необоснованное применение правила о преимущественном праве покупки, собственнику комнаты приходится уведомлять весь этаж здания о намерении продать принадлежащую комнату, дополнительные трудности также возникают, если собственником одной из комнат является несовершеннолетний.

Кроме того, существуют также проблемы с коммунальными платежами, начисляемыми собственникам и нанимателям помещений общежития за неотапливаемые коридоры и холлы, не входящие в полезную площадь здания; с получением почтовой корреспонденции; с реализацией права на получение социальных льгот. При этом осуществляющая управление многоквартирным домом управляющая компания производит расчеты коммунальных платежей, рассматривая жилые помещения в здании как комнаты, находящиеся в коммунальной квартире.

В адрес Барулиной Н.Н. административным ответчиком направлен ответ исх. № 627 от 08.02.2021 об отсутствии оснований для аннулирования размещенных в государственном адресном реестре сведений о присвоенных адресах многокомнатным квартирам и комнатам в них в здании по адресу: <адрес>. Барулиной Н.Н. разъяснено право на обращение с заявлениями о присвоении адресов помещениям, сведения о которых не содержатся в государственном адресном реестре.

Аналогичный ответ, содержащий отказ департамента градостроительства мэрии города Ярославля в перенумерации помещений, был направлен Барулиной Ю.У. (исх. № 534 от 02.02.20221).

Вместе с тем административные истцы полагают, что неуказание в законодательстве в качестве основания перенумерации помещений того, на которое ссылаются истцы, а также наличие сведений о жилых помещениях в государственном адресном реестре, не может являться препятствием в проведении перенумерации жилых помещений в многоквартирном доме, поскольку считают, что принятие большинством жителей дома решения о перенумерации является самостоятельным основанием для ее проведения, в связи с чем ответ административного ответчика об отказе в перенумерации жилых помещений является, по их мнению, незаконным и необоснованным.

В суде первой инстанции административный истец Бурханова Ю.У., представитель административного истца Белянкина А.В. административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске.

Административный истец Барулина Н.Н. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания ивещалась надлежаще.

Административный ответчик департамент градостроительства мэрии города Ярославля о месте и времени судебного заседания судом первой инстанции извещен надлежаще, своего представителя не направил, представлены письменные возражения на административный иск.

Заинтересованные лица мэрия города Ярославля, территориальная администрация по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам мэрии г. Ярославля, Управление Росреестра по Ярославской области, ОСП по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области о месте и времени судебного заседания извещались, своих представителей в судебное заседание не направили.

Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласны административные истцы.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований административных истцов. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствию выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика департамента градостроительства мэрии города Ярославля по доверенности Дороднов Е.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще, не явились, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, в том числе по доводам жалобы, обсудив их, заслушав возражения представителя департамента градостроительства мэрии города Ярославля по доверенности Дороднова Е.В., изучив письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что ответы департамента градостроительства мэрии г. Ярославля от 02.02.2011 исх. № 534 и от 08.02.2021 исх. №627 об отсутствии оснований для проведения перенумерации жилых помещений дома по адресу: <адрес>, являются правомерными. При этом исходил из того, что распоряжение главы территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г.Ярославля от 24.04.2009 №131 «О нумерации жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>», которым установлен существующий порядок нумерации жилых помещений, не отменено и не оспорено; основания для перенумерации, предусмотренные Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по присвоению адресов объектам адресации, утвержденным постановлением мэрии г. Ярославля от 25.08.2017 №1211, отсутствуют; информации о несоответствии содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах жилых помещений дома по адресу: <адрес>, требованиям законодательства, не имеется.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, считает их правильными, основанными на законе.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу статей 218, 227 далее КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов. При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований административного истца, суд совокупности таких условий не установил.

Согласно пункту 27 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального, городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Из материалов дела следует, что решением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 01.08.2007 по делу №2/1556-06 прекращено право собственности открытого акционерного общества «Ярославский судостроительный завод» на здание общежития по адресу: <адрес>; на открытое акционерное общество «Ярославский судостроительный завод» возложена обязанность передать здание общежития по указанному адресу в муниципальный жилищный фонд.

Приказом председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля от 31.10.2008 № 6/1376 «О включении в реестр муниципального имущества казны города Ярославля жилого дома, используемого в качестве общежития по адресу: <адрес>» указанный жилой дом передан в муниципальный жилищный фонд.

В соответствии с постановлением мэрии города Ярославля от 14.09.2006 № 3271 «О мерах по обеспечению реализации жилищных прав граждан, проживающих в жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий» общежития, принадлежавшие государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, приобрели статус жилых домов, переданных в ведение органов городского самоуправления. Согласно пункту 6.1 указанного постановления департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля предписано совместно с территориальными администрациями обеспечить проведение нумерации жилых помещений.

Номера жилым помещениям в многоквартирном доме по адресу: <адрес> присвоены распоряжением главы территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля от 24.04.2009 №131, на момент принятия которого действовало Положение о порядке нумерации жилых секций (подъездов), квартир и жилых помещений в жилых домах г. Ярославля, утвержденного постановлением мэрии города Ярославля от 29.10.1999 № 1930 (далее – Положение о порядке нумерации).

В силу пункта 3.3 Положения о порядке нумерации основанием для нумерации жилых секций (подъездов), квартир, жилых помещений в квартирах коммунального заселения, изменения их нумерации является, в том числе приемка в муниципальную собственность общежитий.

Согласно пункту 3.4 Положения о порядке нумерации решение о нумерации, перенумерации принимается территориальной администрацией мэрии города Ярославля соответствующего района по собственной инициативе либо по заявлению собственника объекта нумерации, на основании предложений комиссии по нумерации жилых секций (подъездов), квартир и жилых помещений в жилых домах, созданной в территориальной администрации мэрии города Ярославля соответствующего района.

Нумерация в жилых домах осуществляется в следующей последовательности: первый этап - жилых секций (подъездов); второй этап - квартир; третий этап - жилых помещений в квартирах коммунального заселения (п. 3.1 Положения о порядке нумерации).

В соответствии с пункитом 5.2 Положения о порядке нумерации в жилых домах коридорного типа нумерация жилых помещений на этаже производится слева направо при ориентации на вход в жилую секцию (подъезд), далее номера жилым помещениям присваиваются в возрастающей последовательности с первого до последнего этажей в каждой жилой секции (подъезде).

Согласно пункту 5.3 Положения о порядке нумерации в жилых домах секционного и квартирно-секционного типов нумерация жилых помещений на этаже производится слева направо при ориентации на вход в жилую секцию (подъезд) с присвоением номеров квартирам, состоящим из основных (от одной до восьми комнат) и вспомогательных жилых помещений. При наличии в секции более восьми жилых помещений нумерация осуществляется по правилам, указанным в п. 5.2 настоящего Положения.

Распоряжение главы территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля от 24.04.2009 №131, принято в соответствии с постановлением мэра г.Ярославля от 04.09.2002 №2806 «Об упорядочении нумерации жилых помещений в муниципальном жилищном фонде», решением комиссии по жилищным вопросам от 22.04.2009, протокол №15. Согласно распоряжению от 24.04.2009 №131 номера жилым помещениям в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, присвоены согласно прилагаемой ведомости жильцов (Приложение №1 – ведомость жильцов, приложение №2 – выписка из технического паспорта). Из содержания указанных документов следует, что нумерация произведена посредством добавления в адрес жилого помещения указания на номер квартиры. Таким образом, указанный жилой дом стал состоять из 18 квартир.

В частности, согласно ведомости жильцов, в крыле здания, в котором проживает административный истец Бурханова Ю.У., наименование адресов 12 жилых помещений крыла, где проживает 10 семей, до перенумерации и после перенумерации представляется следующим: «<адрес>: 1 семья (комн. – до перенумерации, кв. , комн – после перенумерации); 2 семья (комн. – до перенумерации, кв. , комн. – после перенумерации); 3 семья (комн. – до перенумерации, кв. , комн. – после перенумерации), 4 семья (комн. – до перенумерации, кв. , комн. – после перенумерации), 5 семья (комн. – до перенумерации, кв. , комн. – после нумерации), 6 семья (комн. – до перенумерации, кв. , комн. – после перенумерации), 7 семья (семья Бурхановой Ю.У.) (комн. – до перенумерации, кв. , комн. – после перенумерации), 8 семья (комн. – до перенумерации, кв. , комн. – после перенумерации), 9 семья (комн. – до перенумерации, кв. , комн. – после перенумерации), 10 семья (комн. – до перенумерации, кв. , комн. – после перенумерации)».

Из материалов дела видно, что 11.01.2021 с электронного адреса Бурхановой Ю.У. в департамент градостроительства мэрии г. Ярославля поступило обращение жителей <адрес>. 13.01.2021 поступило обращение от Барулиной Н.Н. по аналогичному вопросу, к обращению были приложены заполненная форма заявления о присвоении объекту адресации, копия паспорта, свидетельства о государственной регистрации права, копия протокола №2 внеочередного собрания собственников помещений от 09.12.2019.

02.02.2021 департаментом градостроительства мэрии города Ярославля Бурхановой Ю.У. направлен ответ (исх. № 534) по результатам рассмотрения обращения по вопросу изменения нумерации жилых помещений (комнат) в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, согласно которому оснований для аннулирования размещенных в государственном адресном реестре сведений о присвоенных адресах многокомнатным квартирам и комнатам в них в доме <адрес> не имеется. Присвоение порядкового номера многокомнатной квартире (комнатам в пределах квартиры) в доме позволило включить в ее состав помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения бытовых и иных нужд проживающих в квартире граждан, а также определить долю собственника комнаты в праве общей собственности на общее имущество в такой квартире в случае передачи в собственность гражданам занимаемых ими комнат в многокомнатной (коммунальной) квартире. Сведения о присвоенных адресах объектам адресации содержатся в государственном адресном реестре. Согласно п.п. 47, 51 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: страна; субъект Российской Федерации; муниципальный район, муниципальный округ, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации, федеральная территория; городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на федеральных и межселенных территориях); населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов). Структура адреса помещения в пределах здания (строения), сооружения в дополнение к обязательным адресообразующим элементам включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами, в числе которых тип и номер помещения в пределах квартиры (в отношении коммунальных квартир).

08.02.2021 департаментом градостроительства мэрии города Ярославля Барулиной Н.Н. направлен ответ аналогичного содержания (исх. № 627) по результатам рассмотрения обращения по вопросу изменения нумерации жилых помещений (комнат) в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 28.12.2013 № 443-ФЗ) адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия: 1) присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов; 2) размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра и в сроки, определенные установленными Правительством Российской Федерации правилами.

Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, и перечень объектов адресации регламентирован Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 (далее – Правила).

Структура адреса включает в себя следующую последовательность адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами: а) наименование страны (Российская Федерация); б) наименование субъекта Российской Федерации; в) наименование муниципального района, муниципального округа, городского округа или внутригородской территории (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации, федеральной территории; г) наименование городского или сельского поселения в составе муниципального района (для муниципального района) или внутригородского района городского округа (за исключением объектов адресации, расположенных на федеральных территориях); д) наименование населенного пункта; е) наименование элемента планировочной структуры; ж) наименование элемента улично-дорожной сети; з) наименование объекта адресации «земельный участок» и номер земельного участка или тип и номер здания (строения), сооружения; к) тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении, или наименование объекта адресации «машино-место» и номер машино-места в здании, сооружении (пункт 44 Правил).

Перечень адресообразующих элементов, используемых при описании адреса объекта адресации, зависит от вида объекта адресации (пункт 46 Правил).

Обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: а) страна; б) субъект Российской Федерации; в) муниципальный район, муниципальный округ, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации, федеральная территория; г) городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на федеральных и межселенных территориях); д) населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов) (пункт 47 Правил).

Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации (пункт 48 Правил).

Структура адреса помещения в пределах здания (строения), сооружения в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 47 настоящих Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: а) наименование элемента планировочной структуры (при наличии); б) наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); в) тип и номер здания (строения), сооружения; г) тип и номер помещения в пределах здания, сооружения; д) тип и номер помещения в пределах квартиры (в отношении коммунальных квартир) (пункт 51 Правил).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 8 Правил присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении помещений в случаях: 1) подготовки и оформления в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в целях перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение; 2) подготовки и оформления в отношении помещения, являющегося объектом недвижимости, в том числе образуемого в результате преобразования другого помещения (помещений) и (или) машино-места (машино-мест), документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком помещении.

Согласно пункту 29 Правил от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением вправе обратиться представитель таких собственников, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном законодательством Российской Федерации порядке решением общего собрания указанных собственников.

В силу пункта 28 Правил заявление составляется по форме, устанавливаемой Министерством финансов Российской Федерации.

В материалы дела представлен протокол № 2 от 09.12.2019 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проведенного в форме заочного голосования, согласно которому правом представлять интересы собственников и нанимателей жилых помещений указанного дома по вопросу перенумерации жилых помещений наделены Бурханова Ю.У., Барулина Н.Н.

В присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил (подпункт «г» пункта 40 Правил).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Согласно пункту 3.10 Положения о департаменте градостроительства мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 30.04.2015 № 521, полномочия в части осуществления присвоения адресов объектам адресации, изменения, аннулирования адресов, присвоения наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города, изменения, аннулирования таких наименований, размещения информации в государственном адресном реестре возложены на департамент градостроительства мэрии города Ярославля.

Муниципальная услуга по присвоению адресов объектам адресации оказывается департаментом градостроительства мэрии города Ярославля в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по присвоению адресов объектам адресации, утвержденным постановлением мэрии города Ярославля от 25.08.2017 № 1211 (далее – Административный регламент).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2.10 Административного регламента, содержащим аналогичные положения Правил, присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении помещений в случаях: 1) подготовки и оформления в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в целях перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение; 2) подготовки и оформления в отношении помещения, в том числе образуемого в результате преобразования другого помещения (помещений) в соответствии с положениями, предусмотренными действующим законодательством, документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком помещении.

Аннулирование адреса объекта адресации осуществляется в случаях: а) прекращения существования объекта адресации; б) отказа в осуществлении государственного кадастрового учета объекта адресации в соответствии с действующим законодательством; в) присвоения объекту адресации нового адреса (п. 2.11 Административного регламента).

Согласно подпункту 4 пункта 2.9 Административного регламента основанием для отказа в присвоении (аннулировании) адресов объектов адресации является, в том числе отсутствие случаев и условий для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, предусмотренных пунктами 2.10 и 2.11 раздела 2 регламента.

В данном случае установлено, что нумерация жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, присвоена распоряжением главы территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля от 24.04.2009 № 131, которое не оспорено и не отменено.

Кроме того, отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, предусмотренных пунктами 2.10 и 2.11 раздела 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по присвоению адресов объектам адресации, утвержденным постановлением мэрии города Ярославля от 25.08.2017 № 1211. Вопреки доводам апелляционной жалобы перечень оснований для предоставления указанной муниципальной услуги расширительному толкованию не подлежит.

Судом учтено, что в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ оператор федеральной информационной адресной системы осуществляет проверку соответствия содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая проверку достоверности, полноты и актуальности этих сведений.

В случае выявления оператором федеральной информационной адресной системы несоответствия содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах муниципальным правовым актам, а также установленным Правительством Российской Федерации правилам присвоения, изменения, аннулирования адресов, в том числе требованиям к структуре адреса, оператор федеральной информационной адресной системы направляет в орган местного самоуправления, разместивший соответствующую информацию, уведомление о выявленных несоответствиях и необходимости их устранения (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ).

В случае получения предусмотренного частью 4 настоящей статьи уведомления орган местного самоуправления в срок не более чем один месяц со дня получения этого уведомления устраняет выявленные несоответствия или направляет оператору федеральной информационной адресной системы мотивированное уведомление об их отсутствии (ч. 4 ст. 7 Закона об адресной системе).

Информации о несоответствии содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах жилых помещений дома по адресу: <адрес> требованиям законодательства в материалы дела не представлено.

С учетом указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными ответов департамента градостроительства мэрии города Ярославля от 02.02.2021 исх. № 534 и от 08.02.2021 исх. № 627 об отсутствии правовых оснований для проведения перенумерации жилых помещений дома по адресу: <адрес>.

При этом доводы жалобы о том, что нумерация жилых помещений проведена неверно с нарушением требований пунктов 5.2 и 5.3 Положения о порядке проведения нумерации от 29.10.1999 №1930, повторяют позицию, изложенную в административном иске. Указанным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Ссылки на то обстоятельство, что в домах по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, которые являлись бывшими общежитиями, нумеращия жилых помещений проведена покомнатно к предмету спора отношения не имеют и не могут быть приняты во внимание.

Положение о присвоении адресов объектам недвижимости в городе Ярославле, ведении адресного плана города Ярославля, утвержденное постановлением мэрии г. Ярославля от 14.01.2010 №57, которое было признано утратившим силу в соответствии с изданием постановления мэрии г. Ярославля от 27.04.2021 №391, определяло правила и порядок присвоения, изменения, упразднения адресов объектов недвижимости – зданий и сооружений, а, следовательно, к спорным правоотношениям не применимо. При таких обстоятельствах ссылка в апелляционной жалобе на указанный акт несостоятельна. Постановление мэрии г. Ярославля от 04.09.2002 №2806 «Об упорядочении нумерации жилых помещений в муниципальном жилищном фонде», на которое ссылаются административные истцы утратило силу в связи с изданием постановления мэрии г. Ярославля от 15.12.2010 № 4753. При этом постановлением мэрии от 04.09.2002 №2806 сам порядок присвоения адресов жилым помещениям не регламентирован, а лишь предписано департаменту городского хозяйства и соответствующим муниципальным учреждениям организовать работу по упорядочению нумерации жилых помещений в муниципальном жилищном фонде.

В целом доводы апелляционной жалобы о том, что нумерация жилых помещений проведена неверно, на правильность выводов суда повлиять не может, поскольку указанные обстоятельства не относятся к предмету спора.

Приведенные в административном иске обстоятельства о том, что в результате установленной нумерации жилых помещений многоквартирного дома собственники вынуждены соблюдать требования гражданского законодательства в случае совершения сделок по распоряжению недвижимым имуществом, а также ссылки о несогласии с порядком начисления платы за коммунальные услуги, вопреки доводам административных истцов, не свидетельствуют о нарушении их прав и законных интересов.

Доводы апелляционной жалобы оснований к отмене принятого судом первой инстанции решения не содержат.

Обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом правильно. Выводы суда обстоятельствам дела соответствуют. Материальный закон судом применен и истолкован правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решение суда, допущено не было.

По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бурхановой Юлии Умаровны, Барулиной Натальи Николаевны в лице представителя по доверенности Белянкиной Анастасии Викторовны без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи