ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2149/19 от 16.04.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Островских Я.В.

Судья–докладчик Туглакова Л.Г. № 33а-2149/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Туглаковой Л.Г.,

судей Гусаровой Л.В. и Харина Р.И.,

при секретаре Шеине М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д"Анжело Е.К. к администрации г. Иркутска и комитету по управлению Октябрьским округом г. Иркутска о признании приказа, действий, акта, предписания незаконными,

по апелляционной жалобе и дополнений к ней представителя Д?Анжело Е.К. – Белькевич Е.Ю. на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 06 декабря 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Д"Анжело Е.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в обоснование требований, с учетом уточнений, указала, что 19.07.2018 заместителем председателя комитета по управлению Октябрьским округом администрации г.Иркутска Котляр В.И. издан приказ № 704-22-70/18 о проведении проверки в отношении Д"Анжело Е.К. в рамках муниципального жилищного контроля, с целью проверки информации, изложенной в обращении ООО «УК Народная», поступившей 06.07.2018 за № 027-51-214/18, задачей является установление факта соблюдения обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда, предметом проверки является соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Данный приказ является незаконным, издан в нарушении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории города Иркутска», утверждённого Постановлением администрации г.Иркутска от 15.01.2013 года № 031-06-41/13, поскольку предмет проверки в приказе не конкретизирован, более того, он противоречит как ст.20 ч.1.1 ЖК РФ, так и разделу 4 «Предмет муниципального жилищного контроля», где указано, что предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Иркутской области в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (4.1). Тогда как проверка фактически проводится в отношении жилого помещения -квартиры № 1/1 в доме 1в по "адрес изъят", принадлежащей на праве собственности Д"Анжело Е.К., но никак не муниципального жилищного фонда. Кроме того, проверка проводится в отношении использования мест общего пользования и оформления прав, что не входит в компетенцию муниципального жилищного контроля; истребование указанных в приказе документов является незаконным, так как это согласно приказу является фактическим основанием для проведения муниципального жилищного контроля, однако в разделе № 2 предусмотрены исчерпывающие основания для начала административной процедуры.

Просила суд признать незаконным и необоснованным приказ заместителя председателя Комитета по Октябрьскому округу г.Иркутска Котляр В.И. № 704-22-70/18 от 19.07.2018 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Д"Анжело Е.К. в рамках муниципального жилищного контроля, с целью проверки информации, изложенной в обращении ООО «УК Народная», поступившей 06.07.2018 года за № 027-51-214/18; признать незаконными действия муниципальных жилищных инспекторов - главного специалиста по муниципальному жилищному контролю отдела жилищного хозяйства управления ЖКХ комитета по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска Ёлшиной Н.В. и заместителя начальника отдела - заведующего сектором по муниципальному жилищному контролю отдела жилищного хозяйства управления ЖКХ комитета по управлению Октябрьским округом администрации г.Иркутска Уваровой И.В., выразившиеся в невручении за 24 часа до внеплановой выездной проверки уведомления о назначении проверки на 01.08.2018 на 9 часов 30 минут, копии приказа о назначении внеплановой выездной проверки до начала проведения проверки; не ознакомившей до начала проверки с положениями административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля, проведении проверки в отсутствие письменного согласия собственника на обследование жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, без представления и предъявления служебного удостоверения перед началом проведения проверки; в не составлении к 21.08.2018 к 15 часам 00 минутам акта проверки с приложениями; не составлении предписания; не в ознакомлении и невручении акта и предписания 22.08.2018; признать незаконным и необоснованным акт проверки № 84/18 от 21.08.2018 органа муниципального жилищного контроля физического лица - использование общего имущества осуществляется с нарушением пределов его использования, без согласия собственников помещений в МКД № 1в по "адрес изъят"; признать незаконным и необоснованным предписание № 757-89-34/18 от 21.08.2018.

Решением суда в удовлетворении административных исковых требований Д"Анжело Е.К. отказано.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель Д?Анжело Е.К. – Белькевич Е.Ю. выражает несогласие с решением суда и просит его отменить, указывая, что суд первой инстанции неправильно оценил обстоятельства дела, имеющие правовое значение, неверно применил нормы материального и процессуального права, рассмотрел дело формально. Ссылается на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Заслушав объяснения административного истца Д?Анжело Е.К. и ее представителя Белькевич Е.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, представителя административных ответчиков Сотникова И.С., согласившегося с решением суда, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 218, части 9 статьи 226 КАС РФ, правильно применив нормы материального права: положения статьи 20 ЖК РФ, Закона Иркутской области от 29.10.2012 года № 98-ОЗ «О реализации отдельных положений ЖК РФ в части организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории Иркутской области», Постановления администрации г.Иркутска от 15.01.2013 года N 031-06-41/13 (ред. от 16.03.2018 года), которым утвержден административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Иркутска (административный регламент), проанализировав предоставленные должностным лицам органа местного самоуправления, являющимися соответственно муниципальными жилищными инспекторами полномочия в сфере муниципального жилищного контроля, правильно установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые приказ заместителя председателя Комитета по Октябрьскому округу г.Иркутска Котляр В.И. № 704-22-70/18 от 19.07.2018 года, акт проверки № 84/18 от 21.08.2018 года жилищного инспектора Уваровой И.В., предписания № 757-89-34/18 от 21.08.2018 года жилищного инспектора Уваровой И.В., а также оспариваемые действия должностных лиц Ёлшиной Н.В. и Уваровой И.В. соответствуют требованиям административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Иркутска, утверждённого Постановлением администрации г.Иркутска от 15.01.2013 года N 031-06-41/13, не нарушают прав и законных интересов Д"Анжело Е.К. -лица, в отношении которого проводилась внеплановая выездная проверка, вынесены в пределах компетенции, предоставленной указанным должностным лицам в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами, не могут повлечь нарушение прав и законных интересов административного истца, в связи с чем не нашел оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

С таким выводом суда судебная коллегия соглашается.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что административному истцу Д"Анжело Е.К. на праве собственности принадлежит жилое помещение № 1/1 общей площадью 205,2 кв.м., расположенное по "адрес изъят", что подтверждено выпиской из ЕГРН от 12.07.2018 года.

Согласно экспликации технического паспорта многоквартирного дома № 1в нежилые помещения №№ 13, 14 –холл, №№ 15,16 – элеваторный узел.

ООО «УК Народная» 06.07.2018 года обратилось в администрацию г. Иркутска с жалобой на незаконное открытие Д"Анжело Е.К. апарт-отеля Дзамбала в жилом доме по "адрес изъят", указав на отсутствие доступа для обслуживания теплового пункта для многоквартирных жилых домов 1-Е и 1-Д, в отношении которых управляющая компания осуществляет услуги по содержанию и ремонту жилья, в связи с чем просило провести соответствующую проверку.

19.07.2018 года начальником управления ЖКХ -заместителем председателя Комитета по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска Котляр В.И. издан приказ № 704-22-70/18 по проведению проверки в отношении Д"Анжело Е.К., проживающей по "адрес изъят", должностными лицами: заместителем начальника отдела – заведующего сектором муниципального жилищного инспектора по муниципальному жилищному контролю отдела жилищного хозяйства управления ЖКХ комитета по управлению Октябрьским округом администрации г.Иркутска Уваровой И.В., главным специалистом муниципальным жилищным инспектором сектора по муниципальному жилищному контролю отдела жилищного хозяйства управления ЖКХ комитета по управлению Октябрьским округом администрации г.Иркутска Ёлшиной Н.В.

Из текста приказа от 19.07.2018 года следует, что проверка проводится в рамках муниципального жилищного контроля, с целью проверки информации, изложенной в обращении ООО «УК Народная», поступившей в администрацию г.Иркутска 06.07.2018 года по факту соблюдения обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов РФ в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (задача проверки). Срок проверки - 20 рабочих дней с 25.07.2018 года по 21.08.2018 года.

В качестве правовых оснований проведения проверки указаны: нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется проверка: ст.ст.14, 20 ЖК РФ, ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; постановление администрации города Иркутска от 15.01.2013 года 1-06-41/13 «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Иркутска»; постановление администрации г.Иркутска от 28.11.2012 года № 031-06- /12 «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Иркутска»; нормативно-правовые акты, устанавливающие обязательные требования: ст.ст.17, 22, 30 ЖК РФ; постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 года № 25 об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», постановление Госстроя Российского Федерации от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

В процессе проверки необходимо провести следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки: посещение и обследование, с согласия собственника жилого помещения, расположенного по "адрес изъят", 1/1-01.08.2018 года; исследование, анализ документов и информации - 08.08.2018 года. На физическое лицо возложена обязанность для достижения целей и задач проведения проверки предоставить перечень документов: письменные пояснения по вопросу использования жилого помещения, расположённого по "адрес изъят", в качестве апарт-отеля «Апарт-отель Дзамбала» с приложением документов на ведение такого рода деятельности (при наличии), а также пояснения по вопросу ограничения доступа в тепловой пункт многоквартирного дома; копию технического (кадастрового) паспорта на жилое помещение по "адрес изъят".

С данным приказом от 19.07.2018 года Д"Анжело Е.К. была ознакомлена под роспись 01.08.2018 года, что подтверждено отметкой в приказе.

Уведомления от 23.07.2018 года о проведении выездной внеплановой проверки 01.08.2018 года в 09.00 часов (посещение и обследование с согласия собственника жилого помещения) и о предоставлении документов, указанных в приказе, а также уведомление от 23.07.2018 года для ознакомления и получения акта проверки 21.08.2018 года, согласно отметке на уведомлениях получены Д"Анжело Е.К. под роспись 03.08.2018 года в 16.50 часов.

Комитетом по управлению Октябрьским округом г.Иркутска оспариваемый приказ от 19.07.2018 года, уведомления от 23.07.2018 года ранее, 24.07.2018 года были направлены Д"Анжело Е.К. заказными письмами по двум "адрес изъят", однако первый конверт получен адресатом почтой 03.09.2018 года, а второй конверт 27.07.2018 года возвращен отправителю в связи с неудачной попыткой вручения, что подтверждено копиями конвертов, почтовыми уведомлениями, списком внутренних почтовых отправлений, отчётом об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором сайта Почта России (данные изъяты). Кроме того, указанные документы 01.08.2018 года были направлены и на адрес электронной почты Д"Анжело Е.К., что подтверждено отчётом об отправке.

Довод апелляционной жалобы о том, что административный истец не была уведомлена о внеплановой выездной проверке надлежащим образом, поскольку на первом конверте, адресованному административному истцу указан неправильно номер квартиры -1, тогда когда следовало указать номер квартиры 1/1,не обоснован, так как именно данная корреспонденция была получена адресатом 3 сентября 2018 года, после неудачной попытки вручения 26 июля 2018г. Кроме того, соответствующая корреспонденция была направлена истцу и по второму адресу- по месту регистрации (данные изъяты).

Согласно акту № 84/18 от 21.08.2018 года выездная внеплановая проверка проводилась 01.08.2018 года с 09.30 ч. по 10.00 ч., 08.08.2018 года с 09.00 ч. по 09.30 ч., 21.08.2018 года с 15.00 ч. по 16.00 ч., общей продолжительностью 3 дня 02.00 ч., инспекторами Ёлшиной Н.В. и Уваровой И.В..

При проведении проверки административный истец принимала непосредственное участие.

С копией приказа о проведении проверки Д"Анжело Е.К. согласно росписи была ознакомлена 22.08.2018 года, акт проверки был составлен в её присутствии и ею был подписан без каких-либо замечаний 21.08.2018 года, о чем указано на приложение к акту её объяснений. Приложением к акту являются: фото в количестве 27 штук от 21.08.2018 года, поэтажный план 1-го этажа.

Из акта № 84/18 от 21.08.2018 года следует, что в ходе проведения выездной внеплановой проверки при осмотре установлено, что в жилом помещении № 1/1, принадлежащим на праве собственности Д"Анжело Е.К. отсутствуют признаки перепланировки (переустройства), реконструкции, Д"Анжело Е.К. использует в личных целях нежилые помещения в количестве 5 штук на 1-м этаже многоквартирного дома по "адрес изъят", вдоль коридора, ведущем в тепловой пункт (помещение 16 на поэтажном плане), которые не являются частью квартиры, находящейся у неё в собственности; все помещения закрыты на замок, ключи находятся у Д"Анжело Е.К., в четыре из которых доступ был предоставлен, в указанных помещениях находятся личные вещи Д"Анжело Е.К.: бытовая техника, санитарно-техническое оборудование, хозяйственная утварь, использование нежилых помещений в личных целях Д"Анжело Е.К. отрицает. Доступ управляющей организации в тепловой пункт, обслуживающий многоквартирный дом, не ограничен, что подтверждает также ООО «Уютный дом». В процессе проведения проверки были изучены документы, представленные Д"Анжело Е.К. и документы, имеющиеся в комитете по управлению Октябрьским округом администрации г.Иркутска: кадастровый паспорт жилого помещения № 1/1 от 19.10.2012 года, выписка из ЕГРН, пояснения Д"Анжело Е.К. от 03.08.2018 года, технический паспорт на жилой дом от 11.05.1988 года, в том числе и объяснения лица, допустившего нарушения.

Установлено, что Д"Анжело Е.К. использует общее имущество с нарушением пределов использования, без согласия собственников в многоквартирном доме № 1в по "адрес изъят", а именно: нежилые помещения в количестве 5 штук, относящиеся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, расположенные на 1-м этаже (13, 14, 15 на поэтажном плане) используются в личных целях Д"Анжело Е.К., свободный доступ в данные помещения отсутствует, так как ключи имеются только у Д"Анжело Е.К. (нарушения ч.ч.2, 4 ст.36 ЖК РФ).

22.08.2018 года зам. начальника отдела - заведующей сектором по муниципальному жилищному контролю отдела жилищного хозяйства управления ЖКХ комитета по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска Уваровой И.В. выдано Д"Анжело Е.К. предписание № 757-89-34/18 от 21,08.2018 года об устранении выявленных нарушений сроком до 30.11.2018 года путём обеспечения проведения общего собрания собственников МКД № 1в по "адрес изъят" по вопросу передачи в пользование третьих лиц нежилых помещений, являющихся общим имуществом собственников помещений МКД, в случае не принятия указанного решения собственниками, освободить нежилые помещения.

В пояснениях от 21.08.2018 года Д"Анжело Е.К. указала, что ею был проведён за свой счёт ремонт нежилых помещений, она контролирует доступ в помещения третьих лиц, не знакома с положениями ст.36 ЖК РФ, нарушения, отраженные в акте проверки, допущены ею не умышлено, мероприятия по устранению нарушений проведёт в соответствии с действующим законодательством в установленные предписанием сроки.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при издании оспариваемого приказа и проведении внеплановой выездной проверки нарушены права административного истца, связанные с ее ненадлежащим извещением, нарушений прав собственника жилого помещения, несвоевременным ознакомлением и вручением копий акта и предписания, опровергаются тем, что соответствующие уведомления о проведении внеплановой проверки административным ответчиком были направлены как указано выше по двум известным адресам и на электронную почту; не получение почтовой корреспонденции адресатом не может свидетельствовать о ненадлежащем извещении, поскольку со стороны административного ответчика соответствующие действия по уведомлению были выполнены. Кроме того, Д"Анжело Е.К. при проведении проверки присутствовала лично, каких-либо замечаний или ходатайств не высказала; обеспечила свободный доступ в жилое помещение; с актом проверки и предписания ознакомлена.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии полномочий у административного ответчика для проведения внеплановой выездной проверки также не обоснованы. В решении суда подробно изложены основания для проведения проверки и приведен перечень нормативно-правовых актов, регулирующих полномочия проведения действий муниципального жилищного контроля, процедура и сроки. Кроме того, комитет по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска, имея на праве собственности долю в многоквартирном доме "адрес изъят", что административным истцом не оспорено, реализовывает свои права и интересы по правильному, безопасному и рациональному использованию общего имущества МКД.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившегося в том, что на диске аудиозаписи хода судебного заседания можно услышать только голос представителя административного истца, основанием для отмены решения суда не является.

Аудиозапись судебного заседания восполнена письменным протоколом судебного заседания, на неточность которого административным истцом и его представителем были поданы замечания. Определением судьи от 1 февраля 2019 года замечания на протокол судебного заседания возвращены в связи с пропуском срока для их подачи.

Из материалов дела следует, что с протоколом судебного заседания от 6 декабря 2018 года административный истец и его представитель ознакомлены 11 января 2019 года, обратились с замечаниями 23 января 2019 года, ходатайств о восстановлении срока не заявляли.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не изготовлялась письменно резолютивная часть решения суда, а была оглашена председательствующим судьей из материалов административного дела, о чем свидетельствует факт перенумерации описи листов дела, не может служить основанием для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 5 ст. 310 КАС РФ, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, в связи с этим, оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 6 декабря 2018 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней представителя Д?Анжело Е.К. – Белькевич Е.Ю. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи Л.В.Гусарова

Р.И.Харин