Судья - Мордовина С.Н. Дело № 33а-21557/2016
Апелляционное определение
«20» сентября 2016 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей: Пегушина В.Г., Якубовской Е.В.
по докладу судьи Пегушина В.Г.
при секретаре Кравченко М.Е.
рассмотрев в судебном заседании административное дело по заявлению < Ф.И.О. >1 к администрации муниципального образования <...> о признании незаконными действий,
по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования <...>, по доверенности < Ф.И.О. >5, на решение Первомайского районного суда <...> от 10 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
< Ф.И.О. >1 обратился в райсуд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования (АМО) <...> и к департаменту архитектуры и градостроительства (ДАиГ) АМО <...> о признании незаконными действий. Указал, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:15157, общей площадью 6402 кв.м., расположенный по адресу: <...>, Прикубанский внутригородской округ, ул. им.Евдокии Сокол 10, предоставлен ему в аренду для размещения автозаправочной станции, сроком до 02.06.2020г. Для реализации своих законных прав арендатора по застройке земельного участка, он обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство автозаправочной станции. На его обращение административный ответчик подготовил и выдал градостроительный план земельного участка №RU 23306<...>, утвержденный приказом ДАиГ АМО <...> от 25.02.2016г. <...>-ГП, но этом плане ответчик не указал место допустимого размещения объекта капитального строительства, указав в п.2.2, что в связи с нахождением земельного участка в зоне транспортной инфраструктуры место допустимого размещения объекта капитального строительства отсутствует. Кроме того, в градостроительном плане ответчик не указал предельные размеры земельных участков и объектов капитального строительства (п.2.2.1.), предельное количество этажей или предельную высоту зданий (п. 2.2.2), максимальный процент застройки (п. 2.2.3), пояснив, что предельные параметры земельных участок и разрешенного строительства не установлены в связи с отсутствием зоны застройки. Письмом от 19.05.2016г. <...> административный ответчик отказал ему в выдаче разрешения на строительство ввиду того, что по градостроительному плану на земельном участке отсутствует место допустимого размещения объекта. Считает, что действия административного ответчика, выразившиеся в изготовлении, утверждении и выдаче ему градостроительного плана арендуемого земельного участка без указания в нем места допустимого размещения объекта капитального строительства и предельных параметров разрешенного строительства, и отказе в выдаче ему разрешения на строительство автозаправочной станции являются незаконными и нарушают его права, как арендатора земельного участка. Просил суд признать незаконными действия ДАиГ АМО <...>, выразившиеся в изготовлении и утверждении градостроительного плана №RU 23306<...> от 25.02.2016г., в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:15157, общей площадью 6402 кв.м., расположенного по адресу: <...>, Прикубанский внутригородской округ, ул. им.Евдокии Сокол 10, без указания в нем места допустимого размещения объекта капитального строительства и предельных параметров разрешенного строительства, и отказе и выдаче ему разрешения на строительство автозаправочной станции на вышеуказанном земельном участке; обязать ДАиГ АМО <...> подготовить, утвердить и выдать ему градостроительный план земельного участка по вышеуказанному адресу, для размещения автозаправочной станции, общей площадью застройки 959 кв.м., состоящей из одноэтажного здания торгово- сервисного обслуживания водителей и пассажиров с административными помещениями общей площадью 339,4 кв.м., торгово-сервисного здания общей площадью 474,95 кв.м., участка хранения и реализации сжиженного углеводородного газа (СУГ), состоящего из резервуаров объемом 18 куб.м., резервуарного парка хранения нефтепродуктов (V) объемом 200 куб.м., навесов, технологического, эксплуатационного, информационного и противопожарного оборудования с противопожарными резервуарами объемом 200 куб.м, и аварийным резервуаром ЖМТ объемом 15 куб.м, определив место допустимого размещения вышеуказанного объекта капитального строительства и определив зону застройки с отступами от границ земельного участка: со стороны ул. им.Евдокии Сокол - 5 метров, со стороны <...> - 5 метров, со стороны <...> - 5 метров, со стороны <...> - 1 метр. Обязать ДАиГ АМО <...> выдать ему разрешение на строительство автозаправочной станции, общей площадью застройки 959 кв.м, состоящей из: одноэтажного здания торгово-сервисного обслуживания водителей и пассажиров с административными помещениями обшей площадью 339,4 кв.м., торгово-сервисного здания общей площадью 474,95 кв.м., участка хранения и реализации сжиженного углеводородного газа (СУГ), состоящего из резервуаров объемом 18 куб.м., резервуарного парка хранения нефтепродуктов (V) объемом 200 куб.м., навесов, технологического, эксплуатационного, информационного и противопожарного оборудования с противопожарными резервуарами объемом 200 куб.м, и аварийным резервуаром ЖМТ объемом 15 куб.м., на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:15157, общей площадью 6402 кв.м., расположенном по адресу: <...>, Прикубанский внутригородской округ, ул. им.Евдокии Сокол 10, без истребования дополнительных документов.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда <...> от <...> требования < Ф.И.О. >1 полностью удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель АМО <...>, по доверенности < Ф.И.О. >5, просит решение Советского райсуда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя АМО <...>, по доверенности < Ф.И.О. >6, настаивающей на доводах жалобы, судебная коллегия, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды <...> (л/с <...>) от 23.12.2015г. земельный участок с кадастровым номером 23:43.0000000:15157, общей площадью 6402 кв.м., расположенный по адресу: <...>, Прикубанский внутригородской округ, ул. им.Евдокии Сокол 10, предоставлен < Ф.И.О. >1 в аренду для строительства многотопливной автозаправочной станции, сроком до <...>.
Указанный земельный участок образован в результате объединения земельных участков, расположенных по ул. им. Е. Сокол 18, ул. им. Е. Сокол 10, ул. им. Е. Сокол 16, <...>, в Прикубанском внутригородском округе, <...>, находящихся у < Ф.И.О. >1 на праве аренды с <...>.
В целях реализации прав арендатора по застройке земельного участка. < Ф.И.О. >1 обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство автозаправочной станции, состоящей из: одноэтажного здания торгово-сервисного обслуживания водителей и пассажиров с административными помещениями общей площадью 339,4 кв.м., торгово-сервисного здания общей площадью 474,95 кв.м., участка хранения и реализации СУГ (сжиженного углеводородного газа), состоящего из резервуаров объемом 18 куб.м., резервуарного парка хранения нефтепродуктов (V) объемом 200 куб.м., навесов, технологического эксплуатационного, информационного и противопожарного оборудования с противопожарными резервуарами объемом 200 куб.м., и аварийным резервуаром ЖМТ объемом 15 куб.м.
Административный ответчик подготовил и выдал < Ф.И.О. >1 градостроительный план земельного участка №RU 23306<...>, утвержденный приказом ДАиГ АМО <...> от 25.02.2016г. <...>-ГП.
В указанном градостроительном плане земельного участка административный ответчик не указал место допустимого размещения объекта капитального строительства, указав в п.2.2, что в связи с нахождением земельного участка в зоне транспортной инфраструктуры и место допустимого размещения объекта капитального строительства отсутствует.
Письмом от 19.05.2016г. <...> административный ответчик отказал < Ф.И.О. >1 в выдаче разрешения на строительство ввиду того, что согласно градостроительному плану земельного участка от 25.02.2016г. №RU 23306000- 00000000005740, на земельном участке отсутствует место допустимого размещения объекта.
Действия административного ответчика, выразившиеся в изготовлении, утверждении и выдаче градостроительного плана арендуемого земельного без указания в нем места допустимого размещения объекта капитального строительства и предельных параметров разрешенного строительства и отказе в выдаче разрешения на строительство автозаправочной станции истец посчитал незаконными и необоснованными.
Суд первой инстанции пришел к преждевременному выводу о том, что административный ответчик должен был указать в градостроительном плане земельного участка сведения о месте допустимого размещения объекта капитального строительства и предельные параметры разрешенного строительства, однако не сделал этого.
Из положений статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Градостроительный план земельного участка является одним из документов, необходимых для получения разрешения на строительство (реконструкцию).
Частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных 4.1-16 названной статьи не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Исходя из перечисленных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и приказа министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011г. N 207, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что отсутствие в градостроительном плане земельного участка места допустимого размещения объекта капитального строительства и параметров разрешенного строительства, влечет несоответствие данного градостроительного плана утвержденной форме градостроительного плана и, соответственно, нарушает права арендатора, так как не позволяет ему осуществлять строительство на арендуемом земельном участке.
Так согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объекта.
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка для определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
По ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в ч. 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания, в том числе и минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; такие отступы указываются в составе градостроительного плана земельного участка.
< Ф.И.О. >1 обратился в АМО <...> с заявлением об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:15157, расположенного по адресу: <...>.
Приказом от <...> ДАиГ АМО <...> утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:15157, расположенного по адресу: <...>.
Как указано в градостроительном плане в связи с нахождением земельного участка в зоне транспортной инфраструктуры в соответствии с Генеральным планом муниципального образования <...>, место допустимого размещения объекта капитального строительства отсутствует.
Решением городской думы Краснодара от <...> N 25 п. 15 утвержден генеральный план муниципального образования <...>.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана, внесения изменений в указанные документы установлен Градостроительным кодексом РФ.
В соответствии с положениями ст. 24, ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» публичные слушания рассматриваются как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, с помощью, которой граждане реализуют право на осуществление местного самоуправления (ст. 3 Закона). В этом законодательном акте также предусматривается обязательность публичных слушаний при рассмотрении проектов генеральных планов (внесении в них изменений).
В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей населенных пунктов проводятся в обязательном порядке. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (п. 1, 2 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится подготовка документов территориального планирования, в том числе проекта генерального плана поселения и в объемах и в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что подготовка проекта генерального плана является вопросом местного значения.
< Ф.И.О. >1 с заявлением о проведении публичных слушаний по внесению изменений в генеральный план поселения не обращался, действия (бездействие) органа местного самоуправления не оспаривал.
Поскольку процедура принятия решения и утверждения генерального плана не была нарушена, таким образом, АМО не допущено нарушений прав и законных интересов административного истца в рамках заявленных требований, так как процедура внесения изменений в нормативные акты в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, не инициирована.
При этом < Ф.И.О. >1 генеральный план муниципального образования <...>, утвержденный решением городской Думы Краснодара от <...><...> п. 15, не оспаривал.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что градостроительный план земельного участка подготовлен ДАиГ АМО <...> в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от <...> N 207 Приказ Минрегиона РФ от <...> N 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка», административным истцом доводов о нарушении департаментом формы заполнения градостроительного плана земельного участка не приведено.
Кроме того, установлено, что административный истец за внесением изменений в утвержденный в установленном порядке градостроительный план спорного земельного участка в департамент архитектуры и градостроительства не обращался, отказа не получал.
Таким образом, оценив в совокупности все доказательства по делу, принимая во внимание все изложенные обстоятельства, учитывая, что действия органа местного самоуправления не противоречит действующему законодательству и не препятствует в реализации права административного истца на застройку арендуемого земельного участка, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований < Ф.И.О. >1 в полном объеме.
Судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права, влекущие отмену обжалуемого решения райсуда.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, а поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся доказательств, считает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования <...>, по доверенности < Ф.И.О. >5, – удовлетворить.
Решение Первомайского районного суда <...> от <...> - отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявленных требований < Ф.И.О. >1 о признании действия департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <...>, выразившиеся в изготовлении и утверждении градостроительного плана №RU 23306<...> от 25.02.2016г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:15157, общей площадью 6402 кв.м., расположенного по адресу: <...>, Прикубанский внутригородской округ, ул. им.Евдокии Сокол 10, без указания в нем места допустимого размещения объекта капитального строительства и предельных параметров разрешенного строительства, и отказе в выдаче ему разрешения на строительство автозаправочной станции на вышеуказанном земельном участке, а так же в обязании департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <...> подготовить, утвердить и выдать ему градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:15157, общей площадью 6402 кв.м., расположенного по адресу : <...>, Прикубанский внутригородской округ, ул. им.Евдокии Сокол 10, для размещения автозаправочной станции, общей площадью застройки 959 кв.м., состоящей из одноэтажного здания торгово-сервисного обслуживания водителей и пассажиров с административными помещениями общей площадью 339,4 кв.м., торгово-сервисного здания общей площадью 474,95 кв.м., участка хранения и реализации сжиженного углеводородного газа (СУГ), состоящего из резервуаров объемом 18 куб.м., резервуарного парка хранения нефтепродуктов (V) объемом 200 куб.м., навесов, технологического, эксплуатационного, информационного и противопожарного оборудования с противопожарными резервуарами объемом 200 куб.м., и аварийным резервуаром ЖМТ объемом 15 куб.м., определив место допустимого размещения вышеуказанного объекта капитального строительства и определив зону застройки с отступами от границ земельного участка: со стороны ул. им.Евдокии Сокол - 5 метров, со стороны <...> - 5 метров, со стороны <...> - 5 метров, со стороны <...> - 1 метр; и обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <...> выдать ему разрешение на строительство автозаправочной станции, общей площадью застройки 959 кв.м, состоящей из: одноэтажного здания торгово-сервисного обслуживания водителей и пассажиров с административными помещениями обшей площадью 339,4 кв.м., торгово-сервисного здания общей площадью 474,95 кв.м., участка хранения и реализации сжиженного углеводородного газа (СУГ), состоящего из резервуаров объемом 18 куб.м., резервуарного парка хранения нефтепродуктов (V) объемом 200 куб.м., навесов, технологического, эксплуатационного, информационного и противопожарного оборудования с противопожарными резервуарами объемом 200 куб.м, и аварийным резервуаром ЖМТ объемом 15 куб.м., на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:15157, общей площадью 6402 кв.м., расположенном по адресу: <...>, Прикубанский внутригородской округ, ул. им.Евдокии Сокол 10, без истребования дополнительных документов – отказать в полном объеме.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: