Судья Королева Ю.П. Дело №33а-2156/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«29» сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Зиновьевой О.Н.,
судей Лукоянова А.Н., Ивковой А.В.,
при секретаре Добряковой Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0002-01-2021-001707-60, №2а-1216/2021) по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 02 июля 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» о признании незаконными действий по истребованию договора о бронировании рабочего места отказано.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения относительно апелляционной жалобы представителя ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» ФИО2, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к отделу профориентации и профобучения ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» о признании незаконными действий по истребованию у него договора о бронировании рабочего места.
В обоснование требований указал, что он признан безработным и в настоящее время состоит на учете в ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме». 15 марта 2021 года он обратился к специалисту отдела профориентации и профобучения ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» ФИО7 по вопросу предоставления безработным гражданам государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, сообщив о своем выборе профессии (бухгалтер). В ходе устной беседы специалист ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» разъяснила ему, что он сможет получить дополнительное профессиональное образование только в том случае, если найдет работодателя (организацию), который заключит с ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» договор о бронировании рабочего места, и выдала соответствующий бланк договора. Однако обязанность по представлению заявителем договора о бронировании рабочего места Административным регламентом предоставления департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области и областными государственными учреждениями службы занятости населения государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности, утвержденным приказом департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 20 февраля 2020 года №82, не предусмотрена. Более того, в пункте 10 Административного регламента указано, что от заявителя запрещается требовать представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1, полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить. Указывает, что приказом ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» от 17 декабря 2020 года № с 08 декабря 2020 года по 07 июня 2021 года ему была назначена выплата в размере 12 130 руб. в месяц. В период с 15 марта 2021 года по 04 июня 2021 года он был вынужден искать будущего работодателя, который заключит с ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» договор о бронировании рабочего места. Только 16 июня 2021 года его оповестили о том, что он может прийти в ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» для написания соответствующего заявления и получения информации об образовательной организации, которая будет осуществлять его обучение. Согласно статье 29 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, выплачивается стипендия в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину на день, предшествующий началу обучения, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. В настоящем случае днем, предшествующим началу обучения, является период с 15 марта 2021 года по 07 июня 2021 года. Таким образом, в результате незаконных действий административного ответчика он пропустил дату начала обучения, и размер назначенной ему стипендии составлял 1 500 руб. вместо 12 130 руб.
В возражениях относительно апелляционной жалобы директор ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).
Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении административного иска.
Разрешая административный спор, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований, поскольку не установил факта нарушения административным ответчиком действующего законодательства и прав административного истца.
Судом установлено, что ФИО1 имеет высшее профессиональное образование по специальности «Пожарная безопасность», квалификация «Инженер», с января 2018 года по декабрь 2020 года работал специалистом по охране труда.
08 декабря 2020 года ФИО1 через личный кабинет ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» обратился в ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» в целях поиска подходящей работы и постановки на учет в качестве безработного.
Приказом ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» от 17 декабря 2020 года № ФИО1 с 08 декабря 2020 года признан безработным, и ему назначено пособие по безработице на 6 месяцев (с 08 декабря 2020 года по 07 июня 2021 года).
11 декабря 2020 года ФИО1 было выдано направление на работу по профессии (специальности) «Инженер по охране труда», кандидатура отклонена в связи с отсутствием профессионального образования в области охраны труда.
По аналогичным основаниям ФИО1 отказано в приеме на работу по направлениям ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» от 13 апреля 2021 года и от 04 июня 2021 года.
15 марта 2021 года ФИО1 обратился к специалисту отдела профориентации и профобучения ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» ФИО7 по вопросу получения дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Бухгалтер». В ходе консультации ФИО1 было предложено рассмотреть имеющиеся в открытом доступе вакансии на портале «Работа в России» по профессии «Бухгалтер» для заключения договора на бронирование рабочего места в целях трудоустройства после окончания обучения, выдан соответствующий бланк договора о бронировании рабочего места.
16 июня 2021 года ФИО1 обратился в ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» с заявлением о предоставлении государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности, приложив к нему договор о бронировании рабочего места от 11 июня 2021 года, заключенный между ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» и <данные изъяты>, предметом которого являются правовые отношения участников договора по бронированию на предприятии рабочего места для ФИО1 на период его профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению центра занятости по программе обучения «Бухгалтерский учет и налогообложение» и трудоустройству ФИО1 по полученной профессии после окончания обучения на забронированное рабочее место в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно заключению ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» от 16 июня 2021 года ФИО1 предоставлена государственная услуга по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности, рекомендовано обучение по программе дополнительного профессионального образования по профессии «Бухгалтерский учет и налогообложение» в ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия».
На основании приказа ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия» от 17 июня 2021 года №2-552 ФИО1 с 17 июня 2021 года по 02 сентября 2021 года зачислен в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для получения дополнительного профессионального образования по профессии (специальности) «Бухгалтер (Бухгалтерский учет и налогообложение)», что подтверждается соответствующим уведомлением ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия» от 17 июня 2021 года.
Приказом ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» от 18 июня 2021 года № ФИО1 с 16 июня 2021 года снят с регистрационного учета в связи с получением дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
В соответствии с приказом ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» от 18 июня 2021 года № ФИО1 с 17 июня 2021 года по 02 сентября 2021 года назначена стипендия в размере 1 500 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, суд первой инстанции, проанализировав обстоятельства дела и нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, исходил из того, что 15 марта 2021 года ФИО1 обращался в ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» именно за консультацией по вопросу предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, что также указано в административном исковом заявлении и не оспаривалось административным истцом в ходе судебного разбирательства. Данный факт подтверждается подачей ФИО1 заявления о предоставлении государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности, 16 июня 2021 года. При этом обстоятельств, свидетельствующих о каких-либо препятствиях, противодействии со стороны ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» ФИО1 в обращении за предоставлением указанной услуги ранее, судом не установлено.
Судебная коллегия находит выводы суда по существу разрешенного административного спора правильными.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее также – Закон Российской Федерации №1032-1).Согласно пункту 8 части 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации №1032-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности. Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Приказом Минтруда России от 17 апреля 2014 года №262н утвержден федеральный государственный стандарт государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 апреля 2014 года №262н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности» приказом департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 20 февраля 2020 года №82 утвержден административный регламент предоставления департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области и областными государственными учреждениями службы занятости населения государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности (далее также – Административный регламент).Согласно пункту 2 Административного регламента заявителями, в отношении которых предоставляется государственная услуга, являются граждане, признанные в установленном порядке безработными. Пунктом 3 Административного регламента предусмотрено, что информация по вопросам предоставления государственной услуги, а также справочная информация размещается на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги на официальном сайте департамента по труду и социальной защите населения Костромской области (socdep.adm44.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», непосредственно в департаменте по труду и социальной защите населения Костромской области и областных государственных учреждениях службы занятости населения, а также в региональной государственной информационной системе «Реестр государственных услуг (функций) Костромской области» (далее – РГУ), на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (gosuslugi.ru) (далее – ЕПГУ) и в региональной государственной информационной системе «Единый портал Костромской области» (44gosuslugi.ru) (далее – РПГУ). Для получения информации по вопросам предоставления государственной услуги заявитель обращается в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области и областные государственные учреждения службы занятости населения лично, письменно, по телефону, по электронной почте, через ЕПГУ или через РПГУ. Информирование (консультирование) по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется специалистами областных государственных учреждений службы занятости населения, в том числе специально выделенными для предоставления консультаций. Консультации предоставляются по следующим вопросам: содержание и ход предоставления государственной услуги; перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, комплектность (достаточность) представленных документов; время приема и выдачи документов специалистами областных государственных учреждений службы занятости населения; срок принятия областным государственным учреждением службы занятости населения решения о предоставлении государственной услуги; порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых областными государственными учреждениями службы занятости населения в ходе предоставления государственной услуги. Консультации общего характера (о местонахождении, графике работы, требуемых документах) могут предоставляться с использованием средств автоинформирования (при наличии технической возможности). Информация по вопросам предоставления государственной услуги также размещается на информационных стендах общественных организаций, органов территориального общественного самоуправления (по согласованию); в средствах массовой информации, в информационных материалах (брошюрах, буклетах и т.д.). Размещаемая информация содержит справочную информацию, а также сведения о порядке получения информации заявителями по вопросам предоставления государственной услуги, сведений о ходе предоставления государственной услуги, установленном в настоящем пункте. В соответствии с пунктом 5 Административного регламента государственная услуга по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности, предоставляется департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области через областные государственные учреждения службы занятости населения на территории соответствующих муниципальных образований Костромской области. Пунктом 6 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю заключения о предоставлении государственной услуги. Процедура предоставления государственной услуги завершается ознакомлением заявителя под роспись с заключением по форме согласно приложению №17 к приказу Минтруда России от 19 февраля 2019 года №90н «Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения». В исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, входят заявление о предоставлении государственной услуги в области содействия занятости населения на бумажном носителе или в электронном виде, в 1 экземпляре либо письменное согласие заявителя с предложением о предоставлении государственной услуги, выданным центром занятости населения, на бумажном носителе, в 1 экземпляре, по формам согласно приложениям №13 и №14 к приказу Минтруда России от 19 февраля 2019 года №90н «Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения»; паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства, оригинал для обозрения (пункт 9 Административного регламента). Согласно пункту 10 Административного регламента от заявителя запрещается требовать: - представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; - представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; - осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в Перечень необходимых и обязательных услуг; - представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением следующих случаев: - изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении государственной услуги; - наличие ошибок в заявлении о предоставлении государственной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов; - истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги; - выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица центра занятости населения при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, о чем в письменном виде за подписью директора центра занятости населения при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с заявлением о предоставлении государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию в ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» не общался, решение об отказе в предоставлении данной государственной услуги административным ответчиком не принималось и административным истцом не получалось.
Предоставление специалистом ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» в ходе консультации ФИО1 бланка договора о бронировании рабочего места не может рассматриваться как обстоятельство, препятствовавшее обращению последнего с заявлением о предоставлении государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, а, следовательно, нарушающее права административного истца.
Утверждения ФИО1 о том, что специалистом ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» ему было разъяснено, что пройти обучение он сможет только в случае предоставления договора на бронирование рабочего места для трудоустройства, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Ссылка специалиста ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» в ходе консультирования на приказ департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 25 декабря 2020 года №1130 не свидетельствует о возложении на ФИО1 обязанности предоставить документ или осуществить действия, не предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Таким образом, установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцененные судом применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность вывода об отказе в удовлетворении административного иска, который сделан с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226 и части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что в результате незаконных действий административного ответчика размер назначенной ему стипендии составлял 1 500 руб. вместо 12 130 руб., отклоняются судебной коллегией.
С 16 июня 2021 года ФИО1 снят с регистрационного учета в ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» в связи с получением дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
На основании приказа ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» от 18 июня 2021 года № ему назначена стипендия с 17 июня 2021 года по 02 сентября 2021 года в размер 1 500 рублей.
Данный приказ не являлся предметом судебной проверки в рамках рассмотренного административного дела об оспаривании действий ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» в части обязанности представления ФИО1 договора о бронировании рабочего места, а потому доводы о неправильном, по мнению административного истца, определении размера стипендии не могут являться основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в судебном решении выводы, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, выводы суда должным образом мотивированы, соответствуют приведенным в решении обстоятельствам дела, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального закона, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 02 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: