ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2168 от 30.03.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-2168

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего И.А. Чемякиной

судей О.В.Герасимовой, Е.П. Иском

при секретаре С.А.Никитченко

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2018 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации сельского поселения «Село Новый Мир» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, по апелляционной жалобе администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 29 декабря 2017 года.

заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административные истцы обратились в Комсомольский районный суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения «Село Новый Мир» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указали, что ФИО1 13.09.2016 г. приобрел у ФИО2 и ФИО3 земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по <адрес>. 31.05.2017 г. между администрацией Комсомольского муниципального района и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства. На земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, по имеющимся документам, расположено жилое строение - жилой дом из трех квартир, однако данный жилой дом сгорел в 2010 г.. ФИО1 планирует строительство жилого дома на земельном участке, но наличие на участке не снятого с кадастрового учета несуществующего жилого строения затрудняет получение разрешения на новое строительство. Часть участка, на котором расположен фундамент сгоревшего дома, находится в запущенном состоянии и представляет угрозу для жителей поселка. Администрации с. Новый Мир, для проведения работ по снятию объекта с кадастрового учета, был необходим акт об отсутствии объекта недвижимости, который ФИО1 предоставил по просьбе администрации поселения, однако администрация поселения никаких действий по снятию сгоревшего дома с кадастрового учета не предприняла. Администрация Комсомольского муниципального района на обращение ФИО1 сообщила, что мероприятия по подготовке документов для снятия сгоревшего дома с кадастрового учета планирует закончить до 30.09.2017 г., но до настоящего времени необходимых действий не совершила, в результате чего не устранены препятствия пользования ФИО1 земельным участком, а ФИО2 и ФИО3 продолжают выплачивать налог на несуществующее жилое помещение. Просили признать незаконным бездействие административных ответчиков по снятию с кадастрового учета уничтоженного (сгоревшего) объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, обязать административных ответчиков снять с кадастрового учета спорный объект.

Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 29 декабря 2017г. административный иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворен.

Признано незаконным бездействие администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края и администрации сельского поселения «Село Новый Мир», выразившееся в отсутствии мероприятий по снятию с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположеного в сельском поселении «Село новый Мир» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, ул. Береговая, 13.

На администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края и администрацию сельского поселения «Село Новый Мир» Комсомольского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность, на каждого в пределах своих полномочий, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда, совершить мероприятия, направленные на снятие с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в сельском поселении «Село Новый Мир» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, ул. Береговая, 13.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края ФИО4 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что судом не дана правовая оценка передачи объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в сельском поселении «Село Новый Мир» в муниципальную собственность сельского поселения и отсутствию полномочий муниципального района по распоряжению указанным объектом. Судом также не принято во внимание, что объект – является многоквартирным и состоит их трех квартир, следовательно, решение необходимо принимать не только в отношении дома, но и в отношении каждой квартиры. Кроме того, на земельном участке имеется фундамент, в отношении которого необходимо провести работы по демонтажу и рекультивации участка, после чего заказать кадастровые работы по обследованию жилого дома и помещений на предмет его фактического отсутствия, которые выполнит кадастровый инженер. Так же судом не принято во внимание отсутствие зарегистрированного права собственности Комсомольского муниципального района Хабаровского края на спорный объект, в связи, с чем исполнить решение суда будет невозможно.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец ФИО1 с доводами апелляционной жалобы не согласен. Указывает, что Постановлением администрации сельского поселения «Село Новый Мир» Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 08.07.2013г. № 77 из реестра муниципальной собственности сельского поселения исключен сгоревший в 2010 г. дом <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, однако внесение записи в государственный реестр произведено не было. В связи, с чем решением суда обоснованно была возложена на административных ответчиков обязанность - каждого в пределах своих полномочий - совершить мероприятия, направленные на снятие с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы.препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ч.1 ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с п.п. 1, 6 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно, такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 по договору купли-продажи от 13.09.2016 г. приобрел у ФИО2 и ФИО3 земельный участок, расположенный по <адрес>., с кадастровым номером <данные изъяты>, что подтверждается договором купли-продажи и выпиской из ЕГРП.

ФИО2 и ФИО3 на праве совместной собственности принадлежит квартира, кадастровый номер: <данные изъяты>, расположенная по <адрес>.

Указанная квартира расположена в здании, кадастровый номер которого - <данные изъяты>. В данном здании также находились квартира , кадастровый номер <данные изъяты> и квартира , кадастровый номер <данные изъяты>. Данные обстоятельства подтверждаются кадастровыми паспортами и выписками из Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в которых не содержится сведений о правообладателе квартир <данные изъяты>.

Как следует из справок отдела государственного пожарного надзора по Комсомольскому району от 09.03.2010 г., жилой дом <адрес> 06.03.2010 г. уничтожен пожаром.

Актом обследования, подготовленным 14.11.2016 г. кадастровым инженером в результате кадастровых работ в целях предоставления в орган кадастрового учета заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости - здания с кадастровым номером <данные изъяты>, также подтверждается, что жилой дом в <адрес>, полностью уничтожен пожаром. В указанном здании расположены помещения с кадастровыми номерами: <данные изъяты>.

31 мая 2017 г. между администрацией муниципального района и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, расположенный северо-восточнее земельного участка с адресом <данные изъяты>.

ФИО1 по договору купли-продажи от 13.09.2016 г. приобрел у ФИО2 и ФИО3 земельный участок по <адрес>. По данным государственного кадастрового учета по указанному адресу значится объект недвижимости - жилой дом, в котором, в том числе, расположена квартира . принадлежащая административным истцам ФИО2 и ФИО3 Правообладатель квартир <данные изъяты> в Реестре прав на недвижимое имущество не указан.

Представленными материалами дела (выписка от Реестра муниципальной собственности Комсомольского муниципального района, зарегистрирована 20.10.2016 г. за №42) подтверждается, что жилой дом <адрес>, на основании распоряжения главы Комсомольского района от 28.08.1998 г. № 463-р, являются муниципальной собственностью и внесены в Реестр собственности Комсомольского муниципального района Хабаровского края.

Распоряжением главы Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 22.11.2005 г. № 961-р утверждён перечень муниципального имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность поселений.

Согласно перечню имущества, изымаемого из оперативного управления жилищно-коммунального хозяйства Комсомольского муниципального района и передаваемого в собственность сельского поселения с. Новый Мир (приложение №10 к распоряжению № 961-р от 22.11.2005 г.), в собственность сельского поселения передан объект по <адрес>.

Актом приемки-передачи от 31.12.2005 г. подтверждается передача администрацией района, администрации поселения объекта по <адрес>.

Справкой администрации Комсомольского муниципального района от 25.12.2017 г. подтверждается отсутствие в реестре муниципального имущества муниципального района объектов недвижимого имущества, расположенные в <адрес>: - квартира, кадастровый номер <данные изъяты>; - квартира, кадастровый номер <данные изъяты>; - жилой дом, кадастровый номер <данные изъяты>.

Постановлением администрации сельского поселения «Село Новый Мир» Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 08.07.2013 г. № 77. из реестра муниципальной собственности сельского поселения исключен сгоревший в 2010 году дом № 13 по ул. Береговая.

Выпиской из реестра муниципального имущества администрации поселения от 15.12.2017 г. подтверждается, что объект по <адрес> выбыл из реестра.

В судебном заседании установлено, что администрация поселения после принятия в 2005 г. от администрации муниципального района жилого дома <адрес>, не осуществляла регистрацию своего права собственности на данный объект. Следовательно, право на спорный объект не перешло в установленном порядке от администрации муниципального района, передавшей его администрации поселения в 2005 г..

Представленными материалами дела подтверждается, что административный истец ФИО1 обращался 03.05.2017 г. в администрацию сельского поселения с просьбой подать совместно с ним в Росреестр заявление о снятии с кадастрового и с технического учета объекта недвижимости по <адрес>. 31.05.2017 г. ФИО1 сообщено о рассмотрении его обращения. Для проведения работ по снятию объекта с кадастрового учета администрация поселения просила предоставить акт об отсутствии объекта недвижимости. Указанный акт ФИО1 предоставил в администрацию поселения 06.06.2017 г.

В связи с тем. что после 06.06.2017 г. администрацией поселения не были приняты меры, направленные на снятие, совместно с ФИО1, с кадастрового учета названного объекта, ФИО1 27.06.2017 г. обратился к главе Комсомольского муниципального района с заявлением об оказании содействия в разрешении вопроса о снятии с учета фундамента сгоревшего жилого дома. Письмом от 24.07.2017 г. главы муниципального района ФИО1 извещён, что мероприятия по подготовке документов для снятия сгоревшего дома планируется закончить 30.09.2017 г.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, исходил из того, что администрация сельского поселения, так и администрация муниципального района, не принявшие мер, направленных на снятие с кадастрового учета объекта с кадастровым номером <данные изъяты>, должны, в пределах своих полномочий каждый, совершить мероприятия, направленные на снятие с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенного в сельском поселении «Село Новый Мир» Комсомольского муниципального района Хабаровского края. ул. Береговая, 13. Непринятие административными ответчиками мер, направленных на снятие с кадастрового учета указанного объекта, препятствует административному истцу ФИО1 в реализации правомочий собственника земельного участка по <адрес> и арендатора земельного участка, расположенного северо-восточнее названного. Регистрация на данных земельных участках уничтоженного пожаром объекта недвижимости влечет невозможность получения разрешения на строительство на земельных участках нового объекта недвижимости. Кроме того, непринятие административными ответчиками мер, направленных на снятие с кадастрового учета спорного объекта, нарушает права административных истцов ФИО5, которые в течение нескольких лет после пожара продолжают производить оплату налога за уничтоженный объект.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он подтвержден материалами дела, представленными доказательствами.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Данные доводы не являются основанием для иной оценки, установленных судом обстоятельств.

Поскольку доводы жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 29 декабря 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации сельского поселения «Село Новый Мир» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий: И.А. Чемякина

Судьи О.В.Герасимова

Е.П. Иском