Судья Мельникова Н.Н. Дело № 33а-2169/2017
Докладчик Бажанов А.О.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Екония Г.К.,
судей Бажанова А.О. и Тамарова Ю.П.,
при секретаре Пинясовой К.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 31 октября 2017 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе административного истца Алукаева Д.М. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 09 августа 2017 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия
установила:
Алукаев Д.М. обратился с административным иском к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным действия органа местного самоуправления по рассмотрению его заявления, понуждении подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Республики Мордовия заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также провести процедуру публичных слушаний по вопросу включения земельного участка в границы населенного пункта.
В обоснование иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 58 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для организации крестьянского хозяйства, адрес объекта: <адрес>, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. 05 мая 2017 г. обратился к административному ответчику с заявлением о включении указанного земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования земельного участка. Письмом <№> от 02 июня 2017 г. в удовлетворении заявления отказано по тем основаниям, что земельный участок удален от границы существующей застройки с. Иняты на расстоянии 1,1 км и расположен вдоль автодороги, в связи с чем КГУ «Упрдор» считает нецелесообразным перевод земельного участка из категории земель сельхозназначения в категорию – земли населенных пунктов, т.к. такой перевод повлечет нарушение требований о зоне санитарного разрыва, предусмотренных пунктом 8.21 Свода правил СП 42.13330.2011 «СНИП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». В связи с изложенным просил признать незаконным отказ администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия во включении земельного участка административного истца в границы населенного пункта с.Инят Аксеновского сельского поселения, по заявлению от 05 мая 2017 г.; обязать подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также провести публичные слушания по вопросу включения земельного участка в границы населенного пункта.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 09 августа 2017 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит указанное решение отменить, поскольку считает его незаконным, необоснованным. Полагает, что судом первой инстанции допущено нарушение пункта 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Утверждает о бездоказательности вывода суда о том, что спорный земельный участок не является межселенной территорией. Указывает, что территория, находящаяся вне границ поселений, каковым является спорный земельный участок, является межселенной территорией. Заявляет о несоответствии нормам права, подлежащим применению при регулировании спорных правоотношений, вывода суда об отсутствии у администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия обязанности рассмотреть его заявление о включении спорного земельного участка в границы населенного пункта, подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка с кадастровым номером <№> в границы населенного пункта с. Инят Лямбирского района Республики Мордовия и изменении вида разрешенного использования.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Алукаева Д.М. – без удовлетворения.
В судебном заседании административный истец Алукаев Д.М., его представитель Емельянова С.В. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Сесоров А.В. просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрев дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, 05 мая 2017 г. Алукаев Д.М. обратился в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о включении, принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <№> в границы населенного с. Инят Аксеновского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия и изменении вида разрешенного использования земельного участка на «индивидуальное жилищное строительство».
Письмом от 02 июня 2017 г. <№> административным ответчиком сообщено о нецелесообразности включения указанного земельного участка в границы населенного пункта с. Инят Аксеновского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, поскольку земельный участок удален от границ существующей застройки с. Инят на расстоянии 1,1 км. и расположен вдоль автодороги межмуниципального значения V категории «г. Саранск- с. Сурское - г. Ульяновск» - с. Инят, имеющей одну полосу движения, при реконструкции которой в IV категорию будет нарушено требование о зоне санитарного разрыва, устанавливаемой между планируемой жилой застройкой и бровкой земляного полотна автодороги общего пользования вышеназванной категории.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания бездействия административного ответчика незаконным.
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а административное дело направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Частью 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 191-ФЗ) установлено, что орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица. Физические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.
Согласно части 5 статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления: 1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении; 2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
Частью 13 статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ установлено, что орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
Срок обращения в суд с данным административным исковым заявлением, предусмотренный положениями части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Алукаевым Д.М. соблюден.
Основанием для обращения Алукаева Д.М. к административному ответчику с заявлением о включении земельного участка с кадастровым номером <№> в границы населенного пункта с. Инят Лямбирского района Республики Мордовия и изменении вида разрешенного использования земельного участка от 05 мая 2017 г. явилось убеждение административного истца в том, что спорный земельный участок относится к межселенной территории.
Согласно абзацу девятому части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) межселенная территория - это территория, находящаяся вне границ поселений.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ на территориях, не признанных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. № 707-р «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения» (далее Распоряжение от 25 мая 2004 г.) территориями с низкой плотностью сельского населения, не могут предусматриваться межселенные территории.
Согласно пунктам 1, 2 и 4 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона на территориях, не признанных Распоряжением от 25 мая 2004 г. территориями с низкой плотностью сельского населения, все земли независимо от форм собственности и целевого назначения должны быть разграничены между сельскими и городскими поселениями.
Перечнем субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с высокой плотностью населения, утвержденном Распоряжением от 25 мая 2004 г., Республика Мордовия отнесена к территории с высокой плотностью населения, поэтому на территории Лямбирского района Республики Мордовия, межселенные территории отсутствуют, а все земли независимо от форм собственности и целевого назначения разграничены между поселениями, в том числе и земельный участок с кадастровым номером <№>, входящий в границы территории муниципального образования Аксеновского сельского поселения, включающего с. Инят и с. Аксеново.
Согласно сообщению филиала ФБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 58 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для организации крестьянского хозяйства, адрес объекта: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, Лямбирский район, находится в границах Аксеновского сельского поселения и не является межселенной территорией.
Учитывая изложенное, вопрос о включения земельного участка в границы населенного пункта относится к полномочиям не Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, как полагает административный истец Алукаев Д.М.
Вместе с тем суд первой инстанции не применил норму права, подлежащую применению при регулировании спорных правоотношений, вследствие чего пришёл к ошибочному выводу о законности действий администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 59-ФЗ) государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 30 Устава Аксеновского сельского поселения (далее Устав) администрация Аксеновского сельского поселения (исполнительно- распорядительный орган Аксеновского сельского поселения) наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 30 Устава администрация Аксеновского сельского поселения осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.
Таким образом, полномочиями органа местного самоуправления поселения, предусмотренными статьёй 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ, в отношении заявления Алукаева Д.М. наделена администрация Аксеновского сельского поселения.
Следовательно, администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в силу статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ обязана была направить заявление Алукаева Д.М. на рассмотрение в администрацию Аксеновского сельского поселения Лямбирского района Республики Мордовия.
С учётом изложенного отказ администрации Лямбирского района Республики Мордовия в удовлетворении заявления Алукаева Д.М. не может быть признан законным.
Данный вывод суда первой инстанции означает признание того, что рассмотрение заявления Алукаева Д.М. относится к компетенции Аксеновского сельского поселения Лямбирского района Республики Мордовия.
Тем самым решением суда первой инстанции сделан вывод об обязанности Аксеновского сельского поселения Лямбирского района Республики Мордовия рассмотреть заявление о включении земельного участка Алукаева Д.М. в черту населенного пункта с. Иняты и изменении вида разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
С учётом изложенного судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и направляет административное дело на новое рассмотрение.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 09 августа 2017 г. отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Г.К. Екония
судьи А.О. Бажанов
Ю.П. Тамаров