ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2171/2018 от 05.06.2018 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело №33а-2171/2018 Председательствующий в

Категория 015а первой инстанции Степанова Ю.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Кондрак Н.И.,

судей Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,

при секретаре Дубровой А.В.,

с участием представителя

административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску ФИО2 к Законодательному Собранию города Севастополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности осуществить определенные действия, по апелляционной жалобе административного истца ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 февраля 2018 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным бездействие Законодательного Собрания города Севастополя, выразившееся в не размещении на своем официальном сайте специальной страницы открытых данных, информации о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе сведений о действующих и завершенных процедурах государственных закупок, а также информации о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, включая сведения о планируемом проведении заседания комиссии (анонс, повестка), о состоявшихся заседаниях комиссии, принятых решениях, возложить на ответчика обязанность разместить на своем официальном сайте вышеуказанные сведения.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 февраля 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением, административный истец подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального права при не соответствии выводов суда обстоятельствам дела, постановить новое об удовлетворении иска.

Указывает, что не исследуя в судебном заседании официальный сайт ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии последнего требованиям ч. 3 ст. 13 Федерального закона №8 от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», при этом не указал в своем решении, на основании каких доказательств пришел к такому выводу, чем нарушил требования ст. 13, ч. 4 ст. 180 КАС РФ.

Также полагает неверными выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав административного истца, хотя она до настоящего времени не имеет возможности посредством официального сайта ответчика получать необходимую информацию.

Рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции не применил положения пп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ, полагая, что размещению подлежат только сведения о тех закупках, по которым непосредственно административный ответчик выступает в качестве заказчика. Однако такого уточнения рассматриваемая правовая норма не содержит и предусматривает размещение информации о закупках, осуществлённых для обеспечения соответствующих нужд без разграничения того, кто по ним выступал заказчиком. В связи с чем, на официальном сайте административного ответчика должна быть размещена информация обо всех закупках, осуществлённых для обеспечения нужд Законодательного собрания города Севастополя, независимо от того, выступало заказчиком само законодательное собрание или его структурное подразделение.

Также, судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что в нарушение требований п. 2 Правил определения периодичности размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 583 от 10 июля 2013 года, на официальном сайте Законодательного Собрания города Севастополя отсутствует раздел «Открытые данные» для размещения общедоступной информации в форме открытых данных.

Представитель административного ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по изложенным в письменных возражениях доводам.

Административный истец в судебное заседание не явилась, явку представителя не обеспечила, извещена надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося лица, участвующих в деле.

Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя ответчика, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрено размещение Законодательным Собранием города Севастополя на своем официальном сайте информации о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд, в том числе сведений о действующих и завершенных процедурах государственных закупок, Законодательное Собрание города Севастополя не является государственным заказчиком и не осуществляет какие-либо закупки.

С такими выводами соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 1, 2 статьи 62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Закон № 8-ФЗ) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Как установлено ч.ч. 3, 4 ст. 13 Закона № 8-ФЗ состав общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет", в том числе информации, размещаемой в форме открытых данных (за исключением информации, указанной в части 7.1 статьи 14 настоящего Федерального закона), определяется соответствующими перечнями информации, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.

Порядок отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, определяется Правительством Российской Федерации с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне, законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Согласно ч.ч. 7, 7.1 ст. 14 Закона № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации определяет состав общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и порядок обязательного размещения указанными органами в сети "Интернет" в форме открытых данных такой информации, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления.

Перечень общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных утвержден Распоряжением Правительства РФ № 1187-р от 10.07.2013 года.

При этом, названный перечень не устанавливает информацию о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в качестве общедоступной информации, подлежащей размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» частью 1 статьи 4, частью 10 статьи 17 которого установлено, что в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, однако заказчики также вправе размещать планы закупок на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при их наличии), а также опубликовывать в любых печатных изданиях.

Системный анализ вышеприведенных норм права свидетельствует о том, что информация о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в качестве общедоступной, подлежащей размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не признавалась, и может быть размещена на сайте заказчика по собственной инициативе.

При этом, как правильно указано судом первой инстанции Законодательное Собрание города Севастополя не является государственным заказчиком по закупкам и не осуществляет закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что официальный сайт Законодательного Собрания города Севастополя в сети «Интернет» (https://sevzakon.ru) соответствует требованиям Закона № 8-ФЗ и содержит всю информацию, предусмотренную частью 3 статьи 13 последнего, к любой информации размещенной на официальном сайте обеспечен открытый доступ, не требующий регистрации и авторизации.

Кроме того, административным истцом ФИО2 в нарушение требований ч. 2 ст. 62 КАС РФ не представлено относимых и допустимых доказательств того, что Законодательным Собранием города Севастополя нарушены ее права, свободы и законные интересы. Так, вся информация, отсутствие которой оспаривалось по делу, не подлежала в силу закона размещению (либо размещению в форме открытых данных) на официальном сайте Законодательного Собрания города Севастополя, а потому законное право требовать такого размещения, как предмет нарушения отсутствует. Истиц не пояснила, в чем состоит нарушение ее прав вследствие отсутствия на сайте информации в машиночитаемой форме.

Необоснованным является довод жалобы, что из пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» каким-либо образом следует необходимость публикации Законодательным Собранием города Севастополя о закупках, осуществляемых государственным заказчиком Аппаратом Законодательного Собрания города Севастополя как структурного подразделения Законодательного Собрания города Севастополя.

Так, Аппарат Законодательного Собрания города Севастополя является юридическим лицом в форме государственного учреждения, а не структурным подразделением Законодательного Собрания города Севастополя.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» регламентирует размещение государственными и муниципальными органами информации о деятельности государственных и муниципальных органов и не предусмотрено обязанности государственного органа Законодательного Собрания города Севастополя публиковать какую-либо информацию о деятельности иной организации - Аппарата Законодательного Собрания города Севастополя.

Что касается размещения на официальном сайте Законодательного Собрания информации о деятельности органов местного самоуправления в городе Севастополе, то такая общедоступная информация о деятельности органов местного самоуправления в городе Севастополе, которая подлежала бы размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных, отсутствует.

Согласно пункту 4 Правил отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 583, размещению в форме открытых данных подлежит информация, определяемая перечнями общедоступной информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных, утверждаемыми правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления городского округа и муниципального района в городе Севастополя. В городе Севастополя муниципальные образования в форме городских округов и муниципальных районов отсутствуют, и соответствующих перечней не принято.

Также отсутствуют полномочия по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в городе Севастополе, (согласно Перечню общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года №1187-р).

Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи