ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2173/2023 от 10.08.2023 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Волкова Н.А. Дело № 33а-2173/2023

УИД 57RS0014-01-2023-000515-88

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 августа 2023 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Чуряева А.В.,

судей Сивашовой А.В., Альяновой Е.Л.,

при секретаре Алешиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № 2а-1-617/2023 по административному исковому заявлению заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» о возложении обязанности по финансированию и приобретению транспортных средств для маломобильных групп граждан,

по апелляционному представлению помощника Мценского межрайонного прокурора Орловской области Титовой А.И. на решение Мценского районного суда Орловской области от 30 мая 2023 года, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Сивашовой А.В., выслушав объяснения помощника Мценского межрайонного прокурора Орловской области Титовой А.И., поддержавшей доводы апелляционного представления, объяснения директора БСУ СО ОО «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Алдошина М.Н., полагавшего доводы апелляционного представления обоснованными, возражения представителя Департамента финансов Орловской области Мирзоевой Э.Р., представителя Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области Шелепы С.С., полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, доводы апелляционного представления, возражений, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области (далее – Департамент), бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее - БСУ СО ОО «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», учреждение) о возложении обязанности.

Обосновывая заявленные требования, с учетом их уточнения, указывал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в сфере социального обеспечения и социального обслуживания граждан, проживающих в БСУ СО ОО «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», установлено, что в указанном учреждении проживают 90 получателей социальных услуг, из которых 34 человека находятся в отделении «Милосердия», 10 - на постоянном постельном режиме, 19 - передвигаются на инвалидной коляске, 17 - передвигаются с помощью технических средств.

За учреждением закреплены 2 транспортных средства марки <...> государственный регистрационный номер , <...> государственный регистрационный номер , которые являются морально устаревшими, фактический износ за 9 лет использования составил 200% и 118%, модернизация автомобилей требует несоизмеримых материальных затрат, что является экономически нецелесообразным, свидетельствует о необходимости списания данных транспортных средств в связи с непригодностью дальнейшей их эксплуатации.

В связи с чем, фактическое использование указанных транспортных средств угрожает безопасности лиц, проживающих в учреждении, а также иным участникам дорожного движения.

До настоящего времени несмотря на запрос учреждения денежные средства до БСУ СО ОО «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» не доведены, учреждение вынуждено использовать непригодные и небезопасные транспортные средства.

С учетом уточненных требований заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области просил суд обязать Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу довести до БСУ СО ОО «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» денежные средства на приобретение двух единиц автомобильного транспорта для маломобильных групп граждан, проживающих в указанном доме-интернате, соответствующие ГОСТ Р 51090-2017 в целях обеспечения транспортного обслуживания. Также просил обязать БСУ СО ОО «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» в течение двух месяцев после доведения денежных средств произвести закупку двух единиц автомобильного транспорта, соответствующие ГОСТ Р 51090-2017 для маломобильных групп граждан в указанных целях.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционном представлении помощник Мценского межрайонного прокурора Орловской области Титова А.И., участвовавшая при рассмотрении дела, ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Полагает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.

Считает, что вопреки выводам суда исходя из действующего нормативного регулирования перечень срочных социальных услуг, оказываемых учреждением, не является закрытым, в связи с чем, к таковым можно отнести и транспортные услуги в целях обеспечения и реализации социально-медицинских и иных услуг, которые оказываются учреждением маломобильной группе населения.

В судебном заседании помощник Мценского межрайонного прокурора Орловской области Титова А.И. доводы апелляционного представления поддержала.

Директор БСУ СО ОО «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Алдошин М.Н. в судебном заседании полагал доводы апелляционного представления обоснованными.

Представитель Департамента финансов Орловской области Мирзоева Э.Р., представитель Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области Шелепа С.С. просили решение суда как законное и обоснованное оставить без изменения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Не устанавливая конкретные способы и объемы такого обеспечения, предоставляемого тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя.

Организационные и экономические основы деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам, в том числе принципы социального обслуживания, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг, предоставление социального обслуживания, формы социального обслуживания, виды социальных услуг, а также финансовое обеспечение социального обслуживания, полномочия органов публичной власти в сфере социального обслуживания определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 422-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 442-ФЗ, Закон об основах социального обслуживания).

Согласно статье 19 Федерального закона № 442-ФЗ социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.

На основании статьи 7 Закона об основах социального обслуживания к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся в том числе утверждение правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений.

Пунктом 29 Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденных Приказом Минтруда России от 24 ноября 2014 года № 940н, предусмотрено, что стационарные организации социального обслуживания в зависимости от контингента получателей социальных услуг подразделяются на дом-интернат для престарелых, инвалидов, молодых инвалидов, детей-инвалидов, ветеранов войны и труда; специальный дом-интернат, в том числе для престарелых.

В соответствии с пунктами 38, 42 Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений оснащение стационарных организаций социального обслуживания оборудованием осуществляется в порядке, определяемом уставом организации социального обслуживания, и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для формирования перечня оборудования, необходимого для оснащения стационарных организаций социального обслуживания, может использоваться рекомендуемый перечень необходимого оборудования для оснащения стационарных организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, предусмотренный приложением № 2 к Правилам организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений. Для целей оказания социального обслуживания стационарными организациями социального обслуживания могут осуществляться иные виды деятельности, предусмотренные уставом таких организаций, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Рекомендуемый перечень необходимого оборудования для оснащения стационарных организаций социального обслуживания, их структурных подразделений не содержит сведений о норме положенности для стационарных учреждений социального обслуживания по транспортным средствам.

До 2020 года в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 25 марта 1976 года №300, приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 03 мая 1982 года №46 действовала норма оснащения учреждений здравоохранения санитарным автотранспортом для домов-интернатов для престарелых и инвалидов – один санитарный автомобиль с носилками на каждый дом-интернат до 300 мест.

В последующем, приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 31 июля 1989 года №107 был утвержден табель положенности специальных легковых автомобилей для подведомственных учреждений и организаций системы Министерства социального обеспечения РСФСР, согласно которому для домов-интернатов для престарелых и инвалидов была установлена норма положенности – 1 автомобиль с носилками на каждый дом-интернат до 300 мест, а в случае отсутствия такового 1 автомобиль без носилок.

Согласно пунктам 5,1 5.2 Устава в БСО СО ОО «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» организовано проживание 105 человек, 28 койко-мест.

На основании статьи 8 Федерального закона № 442-ФЗ, Закона Орловской области от 10 ноября 2014 года № 1681-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере социальной защиты населения и социального обслуживания граждан в Орловской области», постановления Правительства Орловской области от 10 декабря 2018 года № 509 «Об утверждении Положения о Департаменте социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области», приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 12 мая 2015 года № 123, утвержден Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» (далее - Порядок).

Согласно раздела I пункта 2 Порядка, социальное обслуживание в стационарной форме социального обслуживания в организациях социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Орловской области, а также иных организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Орловской области (далее также - стационарная форма социального обслуживания), включает в себя деятельность по предоставлению социальных услуг получателям социальных услуг, которая направлена на улучшение условий их жизнедеятельности.

При определении необходимых получателю социальных услуг видов социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания, учитывается нуждаемость получателя социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности (пункт 3 Порядка).

Пунктом 6 раздела II Порядка определено, что социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее - Индивидуальная программа)) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.

Из пункта 7 Порядка следует, что получателю социальных услуг предоставляются следующие виды социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания: 1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; 2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья; 3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде; 4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга; 5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; 6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; 7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

Пунктом 10 Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, предусмотрено, что социально-медицинские услуги включают: 1) выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и др.); 2) проведение оздоровительных мероприятий; 3) систематическое наблюдение за получателями социальных услуг, выявление отклонений в состоянии их здоровья; 4) консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержания и сохранения здоровья получателей социальных услуг, проведения оздоровительных мероприятий, наблюдения за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья); 5) проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни; 6) проведение занятий по адаптивной физической культуре; 7) содействие в получении бесплатной медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, государственных программ и территориальной программы обязательного медицинского страхования в медицинских организациях; 8) содействие в проведении медико-социальной экспертизы, содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации инвалидов; 9) содействие в обеспечении по медицинским показаниям лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, в том числе за счет средств получателя социальных услуг; 10) вызов врача, содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в медицинские организации; 11) посещение в медицинских организациях при оказании получателям социальных услуг медицинской помощи в стационарных условиях в целях оказания морально-психологической поддержки; 12) содействие в получении направления на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям; 13) оказание первичной медико-санитарной помощи; 14) содействие в получении и оказании помощи при стоматологических заболеваниях, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации; 15) обеспечение ухода с учетом состояния здоровья; 16) содействие в прохождении диспансеризации (углубленного медицинского осмотра) в медицинских организациях государственной и муниципальных систем здравоохранения; 17) организацию госпитализации нуждающихся в медицинские организации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мценской межрайонной прокуратурой Орловской области по обращению ФИО12 и на основании поручения прокуратуры Орловской области об обеспечении БСО СО ОО «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» транспортным средством для поездок в учреждения здравоохранения была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере социального обеспечения и социального обслуживания граждан в указанном учреждении, по итогам которой было установлено, что БСУ СО ОО «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» относится к поставщику социальных услуг Орловской относится.

В соответствии с информацией, предоставленной директором БСУ СО ОО «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» 26 января 2023 года № 14, по состоянию на 24 января 2023 года в учреждении пребывало 90 получателей социальных услуг, из которых в отделении «Милосердия» (корпус №1) находились 34 человека, из них: 10 – на постоянном постельном режиме, 19 – передвигались на инвалидной коляске, 17 – передвигались с помощью технических средств для инвалидов, 8 – размещены в коридорном проходе в связи с отсутствием мест в палатах; в «социально-медицинском корпусе №2» проживали 56 человек, из них передвигались самостоятельно 44 человека, на инвалидной коляске – 12 человек.

Из материалов дела следует, что за учреждением на праве оперативного управления закреплены 5 единиц автотранспорта: 1 автобус <...>, <...> с прицепом и два автомобиля <...> и <...>. Автобус <...> не используется учреждением для перевозки, подлежит дальнейшему списанию.

Согласно выводам экспертного заключения №1459/2019 и №1458/2019 от 12 апреля 2019 года техническое состояние и пригодность к дальнейшей эксплуатации (списанию) исследуемых двух автомобилей марки <...> с государственным регистрационным номером и <...> государственный регистрационный номер БСУ СО ОО «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» не соответствует параметрам ГОСТ Р 51709-2001 «Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» и пункту 3.1.3 «Методики оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния» (Министерство транспорта Российской Федерации, Департамент автомобильного транспорта) Р 03112194-0376-98, с учетом «Положений о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» Р 3112199-0240-Министерство автомобильного транспорта РСФСР. – М.: Транспорт, 1986; автомобили признаны морально устаревшими; модернизация автомобилей требует несоизмеримых материальных затрат; автомобили требуют ремонта, стоимость которого является экономически нецелесообразной. В связи с вышеизложенным автомобили признаны непригодными к дальнейшей эксплуатации/модернизации и рекомендованы к списанию.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона № 442-ФЗ, Закона Орловской области от 08 декабря 2014 года № 1704-ОЗ «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Орловской области», Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 12 мая 2015 года № 123, пришел к выводу о том, что действующие нормы права действительно возлагают на учреждение обязанность содействовать перевозке граждан пожилого возраста и инвалидов к социально значимым объектам, однако обязанность оказывать услугу по транспортировке собственными силами и иметь на праве собственности или ином вещном праве специально оборудованный автотранспорт, законом либо уставом учреждения не предусмотрена. В этой связи районный суд отказал в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку он основан на верном толковании норм материального права.

Кроме того, из ответов БСУ СО ОО «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» от 08 и 09 августа 2023 года, приказа Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области от 10 июля 2023 года №590, акта приема-передачи от 25 июля 2023 года следует, что с 27 июля 2023 года интернатом для перевозки используется закрепленный за учреждением автобус <...>, 2016 года выпуска.

Вопреки доводам апелляционного представления ГОСТ 51090-2017, которому, по мнению прокурора, должен соответствовать транспорт учреждения, распространяет свое действие на средства общественного пассажирского транспорта, при разрешении в настоящем деле не применим.

В связи с чем, вывод суда об отсутствии оснований для возложения на административных ответчиков испрашиваемых обязанностей вопреки доводам апелляционного представления с учетом установленных обстоятельств по делу соответствует вышеприведенным нормам права.

Доводы апелляционного представления не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому повлечь отмену решения суда не могут.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 30 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление помощника Мценского межрайонного прокурора Орловской области Титовой А.И. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи